ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
№...
адрес 30 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО3,
судей Зиннатуллиной Г.Р.,
ФИО9,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата,
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении жилого помещения, вне очереди семье, имеющей ребенка-инвалида с детства, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, в обоснование требований, указывая на то, что она обратилась с заявлением в Администрацию МР адрес РБ о постановке ее семьи, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что в ее семье имеется ребенок-инвалид с детства – ФИО1 Распоряжением №... от дата заместителем главы Администрации МР адрес РБ на основании решения жилищной комиссии ее семья с ребенком-инвалидом принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшие на учет после дата и страдающие тяжелыми формами хронического заболевания». Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом ФИО1 признан ребенком-инвалидом и по настоящее время является ребенком-инвалидом с детства, что предусмотрено перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ, Федеральным органом исполнительной власти. Врачебная справка серии МСЭ-2015 №... от дата, серии МСЭ-2015 №... от дата (повторная), выданная филиалом №... бюро МСЭ, подтверждает, что по состоянию здоровья ФИО1 в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Из сообщений Администрации МР адрес РБ следует, что распоряжением №... от дата семья истца включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, учетный номер – 24. В связи с чем, семья ФИО2 в составе: ФИО7 (супруга), ФИО1 (сына, ребенка-инвалида с детства), ФИО5 (дочери), ФИО6 (сына), ФИО6 (дочери), ФИО6 (дочери) имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку член семьи страдает тяжелыми формами хронических заболеваний. Приводя данные обстоятельства, истец просила суд обязать Администрацию МР адрес РБ предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории адрес РБ, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 72 кв. м.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. На Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить ребенку-инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания ФИО1, дата года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории адрес РБ, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом площади, необходимой для проживания в нем одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом.
Не согласившись с решением суда, Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции со ссылкой на то, что решение суда нарушает права и интересы других граждан, состоящих в категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшие на учет после дата и страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний». Приоритет вынесенного судебного акта, удовлетворяющий исковые требования ФИО2 нарушает принцип справедливости и конституционные права граждан, аналогичной категории с не менее тяжелыми условиями для проживания, чем семья ФИО2 Права и интересы ФИО2 не нарушены, семья принята на учет в установленном законом порядке и реализовать право может по достижению очередности, исходя из объемов выделенных субвенций.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
К малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца Г. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, а также признание гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
При решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) наличие статуса малоимущего; б) в квартире проживает несколько семей; в) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; г) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; д) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.
(Данная правовая позиция изложена в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата по делу N 88-14195/2020).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеется необходимая совокупность обстоятельств для внеочередного предоставления жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса перечне, по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2015 №... от дата.
Согласно свидетельства о рождении серии II-845378, выданного дата, родителями ФИО1 указаны ФИО7 и ФИО10 (Гайматова) Л.Г.
ФИО2 зарегистрирована по адресу: 452750, РБ, адрес, мкр. Молодежный, адрес, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: 452750, РБ, адрес, мкр. Молодежный, адрес.
Согласно справки ГБУЗ Туймазинская ЦРБ о праве гражданина на жилищные льготы по состоянию здоровья №... от дата следует, что ФИО1 является ребенком-инвалидом и согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата №...н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь»: имеет заболевание, указанное в данном Перечне.
Согласно распоряжения №... от дата, Администрацией МР адрес РБ, на основании решения жилищной комиссии, семья ФИО2 с ребенком-инвалидом принята на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшие на учет после дата и страдающие тяжелыми формами хронического заболевания».
В списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после дата и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний по адрес РБ, ФИО1 числится в списке под №....
Также установлено, что в 2013 году семье ФИО2 был предоставлен бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей ребенка-инвалида по адресу: адрес, д. Исмаилово, адрес.
Кроме того, распоряжением главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата №... ФИО2 признана нуждающейся в жилом помещении и направлена в ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан (далее - Управление) для включения в республиканский список нуждающихся в жилых помещениях в категории «многодетные семьи, имеющие 5 и более детей» с целью получения сертификата на приобретение жилого помещения.
По сведениям, представленным Управлением по состоянию на дата в республиканском списке многодетных семей очередность ФИО2 определяется под номером 1764. Список ежегодно обновляется по состоянию на 01 января.
Согласно справки ГБУЗ Туймазинская ЦРБ о праве гражданина на жилищные льготы по состоянию здоровья №... от дата следует, что ФИО1 является ребенком-инвалидом с диагнозом: G80 -Детский церебральный паралич, G40 – Симптоматическая эпилепсия с генерализованными тонико-клоническими судорогами, спастический левосторонний гемипарез. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата №... н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь»: имеет заболевание, указанное в данном Перечне.
Согласно справки № ВК №... от дата представленной в суд апелляционной инстанции выданной ГБУЗ Республики Башкортостан Туймазинской ЦРБ на имя ФИО1 о том, что он является ребенком инвалидом с дата и нуждается в постоянном постороннем уходе.
ФИО1 в соответствии с ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениям и включен в список инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после дата. В связи с чем, он должен быть обеспечен жилым помещением органом местного самоуправления при выделении бюджетных средств из бюджета Республики Башкортостан.
Между тем, ФИО1 до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, что является нарушением его жилищных прав, так как в соответствии с федеральным законодательством он имеет право на получение жилищного помещения по норме предоставления жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь. Таким образом, администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан существенно нарушены нормы действующего законодательства, выразившиеся в непредоставлении жилого помещения ФИО1 при нахождении его в списке внеочередников.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ФИО1 не обеспечен жилым помещением, что нарушает его права, предусмотренные ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и возложил на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанность по предоставлению ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее нормы предоставления.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и требованиям закона не противоречат.
Доводы о том, что обеспечение жилым помещением вышеуказанной категории граждан является расходными обязательствами Республики Башкортостан, обеспечение истца жилым помещением зависит от выделения субвенций из бюджета Республики Башкортостан администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на приобретения жилья для данной категории граждан, не может быть принято во внимание ввиду неправильного применения норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении решением суда прав и законных интересов иных лиц не состоятельны. По смыслу закона, жилые помещения предоставляются указанным гражданам по общему правилу незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Кроме того предоставление жилых помещений по договорам найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий: ФИО3
Судьи: Г.Р. Зиннатуллина
ФИО9