Судья: Вельмина И.Н. №33-8873/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2014 года г. Самара Самарская область
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Толмосовой А.А.,
при секретаре Багровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Прошина Е.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Самара Самарской области от 03 июля 2014 года, с участием Прошина Е.А., Востриковой И.В. (представителя Министерства строительства Самарской области),
УСТАНОВИЛА:
Прошин Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа власти, указав, что 26.03.2008 г. между ним и ООО «Самарагорстрой» заключен инвестиционный договор №А/37-Б, предметом которого являлось его участие в инвестировании проекта по подготовке площадки для строительства 7-ми секционного жилого дома переменной этажности в границах улиц <адрес>. В дальнейшем из-за неисполнения ООО «Самарагорстрой» своих обязанностей по указанному договору и введения в отношении ООО «Самарагорстрой» процедуры банкротства он расторг данный договор в судебном порядке и его требования были включены Арбитражным судом Самарской области в реестр требований кредиторов застройщика-банкрота в составе требований третей очереди.
28.01.2014 г. он обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, однако в этом ему отказано на основании пп. 1 п.14 Правил ведения реестра, в связи с несоответствием заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. С таким решением заявитель не согласен, считает, что он как минимум по двум пунктам соответствует критериям пострадавших граждан.
Ссылаясь на изложенное, Прошин Е.А. просил признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области по включению его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязать Министерство включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; взыскать с Министерства строительства Самарской области в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самара Самарской области от 03 июля 2014 года в удовлетворении заявления Прошина Е.А. отказано ввиду отсутствия оснований для включения его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку после взыскания в судебном порядке в его пользу денежных средств, заявитель утратил право требования исполнения обязательств по договору.
В апелляционной жалобе Прошин Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении требований по основаниям, изложенным выше. Считает, что соответствует Критериям включения в реестр независимо от признания инвестиционного договора недействительной сделкой и взыскания в его пользу денежных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Прошин Е.А. доводы жалобы поддержал, дополнив их тем, что определением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2014г. его денежное требование исключено из реестра требований кредиторов ООО «Самарагорстрой» и признано наличие у него требования о передаче жилого помещения, которое включено в соответствующий реестр должника.
Представитель Министерства строительства Самарской области просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст. 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области»).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 26.02.2008г. между ООО «Самарагорстрой» и Прошиным Е.А. заключен инвестиционный договор, предметом которого является участие инвестора в финансировании инвестиционного проекта по подготовке площадки для строительства семисекционного жилого дома переменной этажности в границах улиц <адрес>.
Согласно пункту 1.5 договора целью участия инвестора в реализации указанного инвестиционного проекта является получение права на заключение с застройщиком договора долевого участия в строительстве объекта, согласно которому после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик передаст инвестору жилое помещение в объекте в виде однокомнатной квартиры строительный номер №37.
Дополнительным соглашение №2 от 11.07.2008г. стороны согласовали сумму инвестирования в размере 2 075 100 рублей.
Обязательства по инвестированию денежных средств в строительство жилого дома Прошин Е.А. исполнил в полном объеме. Застройщиком в установленный срок условия договора не исполнены.
Заочным решением Самарского районного суда г. Самара от 15.04.2009г. по иску Прошина Е.А. инвестиционный договор №А/37 от 26.02.2008г., заключенный между ООО «Самарагорстрой» и Прошиным Е.А., признан ничтожной сделкой. С ООО «Самарагорстрой» в пользу Прошина Е.А. взыскана денежная сумма, уплаченная во исполнение инвестиционного договора, и компенсация морального вреда.
30.10.2009г. в отношении ООО «Самарагорстрой» введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2010г. требование Прошина Е.А. в размере 2 075 100 рублей включено в реестр требований кредиторов ООО «Самарагорстрой» в состав требований кредиторов третьей очереди.
В соответствии с постановлением следователя от 23.07.2012г. Прошин Е.А. признан потерпевшим по уголовному делу, поскольку в результате незаконного привлечения денежных средств под предлогом строительства многоквартирного дома ему причинен имущественный вред в особо крупном размере.
28.01.2014г. Прошин Е.А. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. При этом названное определение арбитражного суда и постановление следователя приложено к заявлению.
Протоколом от 14.02.2014г., утверждённым заместителем министра строительства Самарской области, Прошину Е.А. отказано во включении в реестр по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 14 Правил ведения реестра, т.е. в связи с несоответствием заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
В заседание судебной коллегии представлено определение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2014г., из которого следует, что денежное требование Прошина Е.А. в общем размере 2 080 100,00 руб. исключено из реестра требований кредиторов ООО «Самарагорстрой», признано наличие у Прошина Е.А. требования о передаче жилого помещения – однокомнатной квартиры строительный номер №№ по адресу строительства в границах улиц <адрес>, общей площадью 49,41 кв.м. Данное требование включено в Реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Самарагорстрой».
Согласно пп.6 п.10 Правил, утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403, к заявлению о включении в Реестр прилагаются следующие документы: вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
В силу п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403 критерием отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, является, в том числе, ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (п.9 Критериев).
Таким образом, соответствующими судебными постановлениями арбитражного суда, а так же постановлением органа предварительного расследования, подтверждено право заявителя быть включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель не отвечает критериям, установленным Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований Прошина Е.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Самара Самарской области от 03 июля 2014 года отменить, постановить по делу новое решение:
«Заявление Прошина Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области во включении Прошина Е.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Министерство включить Прошина Е.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Председательствующий
Судьи