Дело № 2а-8328/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2017 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агакеримова Тельмана Нусретовича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (третье лицо – КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края») о признании отказа незаконным, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Агакеримов Т.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложение обязанности в установленном законом порядке предварительно согласовать предоставление в собственность Агакеримову Т. Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что дата истец-ветеран труда (<...>), обратился в Департамент земельных и имущественных отношений администрации Приморского края (ответчик) о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства. дата письмом № ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами № (<...> а истец не является членом товарищества. Считает данный отказ незаконным, нарушающим законные права на предоставление в собственность земельного участка, поскольку согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок не стоит на кадастровом учете, свободен от прав третьих лиц, располагается в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства). Категория земель- земли населенных пунктов. Заявленная цель использования соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-4. Ответчик не представил документов, подтверждающих, что земельный участок образован из земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому товариществу. Ссылается на то, что отказ, выраженный в письме от дата, не содержит законного основания для отказа в реализации прав истца.
Агакеримов Т.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Агакеримова Т.Н. по доверенности Казак М.О. требования искового заявления поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по доверенности Кожина И.А. не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, а также возражения на административное исковое заявление, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку предоставление земельных участков, расположенных в границах садоводческого товарищества, осуществляется в рамках Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». По смыслу указанной нормы на территории садоводческого товарищества расположены земли общего пользования, а также земельные участки, распределённые между членами указанного общества. Территория, входящая в состав товарищества, подлежит приватизации в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, в настоящее время предоставление земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в рамках пп. 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно указанным нормам до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. На основании изложенного, обязательным условием для принятия решения о предоставлении земельного участка является образование участка из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу. Учитывая изложенное, уполномоченный орган может принять решение о предоставлении члену товарищества земельного участка после его образования путем раздела участка товарищества, на этом основании департамент отказал в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» по доверенности Кривецкая В.В. не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, также представила возражения, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что Департамент направил в Учреждение обращение Агакеримова Т.Н. (<...>) о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: г. <...> для ведения дачного хозяйства. Учреждением направлены запросы в Управление Росреестра по <адрес> по вопросу предоставления документов из государственного фонда данных полученных в результате землеустройства в отношении с/т «Витязь», а также запросы в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами №. Письмом от дата № Артёмовский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по <адрес> сообщил Учреждению об отсутствии документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами №. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю по запросу Учреждения представлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых ведений от дата №, от дата №/№, от дата № в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №. В связи с чем достоверно установить пересечение границ испрашиваемого Агакеримовым Т.Н. земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами № не представляется возможным. Таким образом, обжалуемый отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края соответствует действующему законодательству.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив возражения ответчика и заинтересованного лица, материалы дела, представленные сторонами документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в п. 6 и п. 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в п. 6 и п. 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно статье 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина) инвалидам II и III групп, ветеранам труда.
Согласно материалам дела, Агакеримов Т.Н., на основании пп. 2 п.1 ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ, обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для передачи в собственность бесплатно ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для ведения дачного хозяйства.
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата. № Агакеримову Т.Н. сообщено о том, что испрашиваемый земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 25:28:050080:1412 (расположенный по адресу: <адрес>, массив "Синяя Сопка", с/т "Витязь", участок №) и 25:28:050080:1415 (расположенный по адресу: <адрес>, массив "Синяя Сопка", с/т "Витязь", участок №), а истец не является членом товарищества.
Предоставление земельных участков, расположенных в границах садоводческого товарищества, осуществляется в рамках Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В настоящее время предоставление земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в рамках пп. 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На основании изложенного, обязательным условием для принятия решения о предоставлении земельного участка является образование участка из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Анализируя отказ ФИО3 земельных и ФИО4 отношений <адрес> в предоставлении земельного участка, а также утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, суд приходит к выводу, что отказ ФИО3 является законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Испрашиваемый земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами № (расположенный по адресу: <...>
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (кадастровый план территории от дата №/№) на государственном кадастровом учете числится земельные участки границы, которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства с кадастровыми номерами:
- <...>
<...>
<...>
Несмотря на то, что достоверно установить пересечение границ испрашиваемого Агакеримовым Т.Н. земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами № КГКУ «УЗИ» не представилось возможным, предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного в массиве «<...>», возможно после образования земельного участка путем раздела участка товарищества.
Предоставление земельных участков, расположенных в границах садоводческого товарищества, осуществляется в рамках Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
По смыслу указанной нормы на территории садоводческого товарищества расположены земли общего пользования, а также земельные участки, распределённые между членами указанного общества.
Территория, входящая в состав товарищества, подлежит приватизации в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, в настоящее время предоставление земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в рамках пп. 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно указанным нормам до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.
На основании изложенного, обязательным условием для принятия решения о предоставлении земельного участка является образование участка из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу.
Кроме того, образовать земельный участок возможно в соответствии с проектом организации и застройки территории земельного участка товарищества (ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») или в соответствии со схемой расположения земельного участка при условии если земельный участок, переданный садоводческому товариществу будет стоять на государственном кадастровом учете и границы его будут уточнены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение закона и прав истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Агакеримова Тельмана Нусретовича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (третье лицо – КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края») о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 07.12.2017г.
Судья Н.А.Буланова