Решение по делу № 2-4534/2023 от 16.10.2023

Дело № 2-4534/2023

26RS0002-01-2023-006617-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2023 года                                                                                                                                    город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Поповой С.А.,

с участием

представителя истца Ферзиллаева З.Ф. – Багомедова М.А., действующего по ордеру,

помощника прокурора Ленинского района г.Ставрополя Протасовой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ферзиллаева <номер обезличен> к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, с участием третьих лиц Войсковой части №74814, о признании незаконным решения Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края об отказе в предоставлении дополнительных социальных гарантий и возложении обязанности выплатить единовременное социальное пособие,

установил:

Ферзиллаев З.Ф. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, с участием третьих лиц Войсковой части №74814, о признании незаконным решения Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края об отказе в предоставлении дополнительных социальных гарантий и возложении обязанности выплатить единовременное социальное пособие.

В обоснование исковых требований указано, что Ферзиллаев З.Ф., с апреля 2022 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 74814 дислоцированной в гор. Буденновске Ставропольского края, в воинском звании капитан. С мая 2022 года принимает участие в специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР и Украины. 23.03.2023 на основании Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина №190 сс, за проявленное мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга был удостоен государственной награды: Медалью Суворова. С 02.12.2022 Ферзиллаев З.Ф. зарегистрирован на территории Ставропольского края. В июле 2023 года в целях реализации социальных гарантий предоставляемых Правительством Ставропольского края, Ферзиллаев З.Ф. обратился в Министерство груда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлением о назначении и выплате пособия, по форме утвержденной министерством, к которому приложил все необходимые документы. Между тем, 11.09.2023 Ферзиллаев З.Ф. получил письмо из Министерства груда и социальной защиты населения Ставропольского края, в котором сообщалось о принятом решении относительно обращения истца за получением социального пособия в размере 1 млн.рублей. Согласно решения министерства от 26.07.2023 в назначении единовременного социального пособия истцу отказано в соответствии с абз.1 п.22 Порядка предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2022 №164-п, а именно ввиду того, что, по мнению ответчика (министерства) на дату начала СВО истец не проходил военную службу на территории Ставропольского края. Вместе с тем истец считает, указанное решение министерства от 26.07.2023 не основанным на нормах законодательства Ставропольского края и следовательно незаконным. Несмотря на то обстоятельство, что на дату начала специальной военной операции истец не проходил военную службу на территории Ставропольского края, истец имеет право на получение единовременного социального пособия в размере 1 млн.рублей, поскольку по состоянию на 01.07.2022 истец уже был зачислен в списки войсковой части 74814, которая дислоцируется в городе Буденновске Ставропольского края. Юридически значимым обстоятельством в данном случае согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 05.09.2022 является прохождения истцом военной службы на дату 01.07.2022 на территории Ставропольского края. Ссылка административного ответчика на п.22 Порядка предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 №146-п, является несостоятельной, поскольку в соответствии со ст. 8 Закона Ставропольского края от 28.02.2023 №18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» установлено, что дополнительные социальные гарантии, предусмотренные отдельным категориям граждан, перечисленным в ст. 2 Закона Ставропольского края от 5.03.2022 №20-кз, представлявшиеся в соответствии с указанным Законом по 31.12.2022 предоставляются им в 2023 году в том же порядке, который действовал в 2022, в случае если право на их получение возникло до 31.12.2022 включительно и не было реализовано. Поскольку истец начал проходить военную службу по контракту на территории Ставропольского края с апреля 2022 года следовательно, на истца продолжает распространяться норма Закона от 5.03.2022 №20-кз, что в свою очередь указывает на неправомерный отказ ответчика на выплату единовременного социального пособия. На основании изложенного просит суд: признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, об отказе в назначении и выплате единовременного социального пособия в размере 1 млн.рублей, как участнику специальной военной операции, награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции; признать за истцом право на получение единовременного социального пособия как участнику специальной военной операции, награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, назначить и выплатить истцу единовременное социальное пособие в размере 1 млн.рублей, как участнику специальной военной операции, награжденном) государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции.

Истец Ферзиллаев З.Ф., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Представитель истца Ферзиллаева З.Ф. – Багомедов М.А., действующий по ордеру, в судебном заседании исковые требований поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил возражения, согласно которым 14.07.2023 в министерство поступило заявление и документы от Ферзиллаева З.Ф., согласно которым следует, что государственной наградой Российской Федерации - медалью «Суворова» он награжден Указом Президента в 2023 году. Ссылка истца на то обстоятельство, что на него распространяются нормы Закона № 20-кз и Порядка № 164-п в связи с тем, что проходить службу в Ставропольском крае он стал с 2022 года не состоятельны, поскольку право на обращение за назначением указанной выплаты у него возникло только после получения государственной награды РФ - медали «Суворова» от 23.03.2023. Так, одним из необходимых документов на основании которых министерством принимается решение, является документ, подтверждающий регистрацию участника специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для участников специальной военной операции, не имеющих регистрации по месту жительства), или документ, подтверждающий прохождение участником специальной военной операции военной службы на территории Ставропольского края, на дату начала специальной военной операции. Согласно поступившим 14.07.2023 в министерство документов (паспорту), Ферзиллаев З.Ф. по месту жительства на дату начала специальной военной операции (24.02.2023) зарегистрирован на территории Республики Дагестан. Согласно справке от 16.05.2023 № 37/7788, выданной врио командира войсковой части 74814 полковником А.Панченко, Ферзиллаев З.Ф. военную службу проходит в войсковой части 74814, расположенной в г. Будённовске с 28.04.2022. Поскольку Ферзиллаев З.Ф. на дату начала специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края зарегистрирован не был, военную службу на территории Ставропольского края не проходил, право на получение единовременного социального пособия, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 18-кз, у него отсутствует. Кроме того, данная мера дополнительной социальной поддержки является краевой, выплата осуществляется из бюджета Ставропольского края, поэтому Законом № 18-кз определены собственные условия назначения и категории получателей. Привязка регистрации военнослужащих по месту жительства, а также прохождения службы на территории Ставропольского края к дате начала специальной военной операции вполне очевидна и оправдана, иначе для получения дополнительных социальных гарантий на территории Ставропольского края могут регистрироваться военнослужащие со всех субъектов Российской Федерации, где такие дополнительные гарантии не предусмотрены. На основании изложенного, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.

Судом к участию в рассмотрении данного гражданского дела в соответствии с положениями ч. 4 ст. 45 ГПК РФ допущена прокуратура Ленинского района г.Ставрополя.

Помощник прокурора Ленинского района г.Ставрополя Протасова М.К., давая заключение по данному делу, поясняла, что в 2023 году принят Закон Ставропольского края от 28.02.2023 № 18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей». К Закону № 18-кз был принят Порядок предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 № 146-п. Пунктом 9 Порядка № 146-п установлен ограниченный перечень документов для принятия министерством решения о назначении либо об отказе в назначении выплаты единовременного социального пособия. Одним из необходимых документов на основании которых министерством принимается решение, является документ, подтверждающий регистрацию участника специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для участников специальной военной операции, не имеющих регистрации по месту жительства), или документ, подтверждающий прохождение участником специальной военной операции военной службы на территории Ставропольского края, на дату начала специальной военной операции. Поскольку Ферзиллаев З.Ф. на дату начала специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края зарегистрирован не был, военную службу на территории Ставропольского края не проходил, право на получение единовременного социального пособия, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 18-кз, у него отсутствует.

Представитель третьего лица восковой части 74814, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не представил.

Суд, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст.17 Конституции Российской Федерации).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

При этом согласно ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Положениями ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

По смыслу ст. 37 (часть 1) и 59 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), 71 (п. «м»), 72 (п. «б» ч. 1) и 114 (п. «д», «е» ч.1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 № 17-П, от 20.10.2010 №18-П, от 17.05.2011 № 8-П, от 21.03.2013 № 6-П, от 19.05.2014 № 15-П, от 11.01.2022 № 1-П и др.).

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 государственные награды Российской Федерации (далее - государственные награды) являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, социально-экономическое и технологическое развитие Российской Федерации, развитие культуры, искусства, науки, просвещения, физической культуры и спорта, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Согласно п. 15 и п. 16 названного Положения решение о награждении государственной наградой принимается Президентом Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации, и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.

Представления о награждении государственными наградами до их внесения Президенту Российской Федерации рассматриваются Комиссией. Комиссия может принять следующие решения: а) о поддержке представления о награждении государственной наградой; б) об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо; в) о нецелесообразности награждения лица государственной наградой; г) иные решения (пункты 40, 41 Положения).

Согласно подпункту "г" п. 2 Положения о государственных наградах медали Российской Федерации являются видом государственных наград, в которую входят, в том числе "медаль Суворова".

Судом установлено, что, Ферзиллаев З.Ф. 15.06.1990 года рождения, проходит военную службу по контракту в восковой части 74814 и с 07.05.2022 по 28.10.2022, с 24.12.2022 по 06.06.2023, с 25.06.2023 по 01.04.2023. по настоящее время выполняет задачи специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, а также Украины, что подтверждается справкой от 06.10.2023 №37/17710 выданной войсковой частью 74814 (Т.1 л.д. 13).

С 02.12.2022 Ферзиллаев З.Ф. зарегистрирован по месту пребывая по адресу: <номер обезличен> со сроком с 02.12.2022 по 24.11.2027, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания №<номер обезличен> (Т.1 л.д. 8).

Указом Президента Российской Федерации от 23.03.2023 №190сс Ферзиллаев З.Ф. награжден медалью «Суворова», за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга (Т.1 л.д. 11).

15.06.2023 Ферзиллаев З.Ф. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлением о выплате единовременного социального пособия (Т.1 л.д. 49-50).

26.07.2023 Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края вынесено решение №7540/2023, согласно которому согласно представленной копии паспорта, Ферзиллаев З.Ф. по месту жительства зарегистрирован на территории Республики Дагестан. Согласно справке от 16.05.2023 №37/7788, выданной врио командира войсковой части 74814 полковником А.Панченко, Ферзиллаев З.Ф. военную службу проходит в войсковой части 74814, расположенной в г. Буденновске с 28.04.2022. Поскольку Ферзиллаев З.Ф. на дату начала специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края зарегистрирован не был, военную службу на территории Ставропольского края не проходил, правовые основания для назначения и выплаты единовременного социального пособия Ферзиллаеву З.Ф. предусмотренного п.2 ч.1 ст. 3 Закона №18-кз, у министерства отсутствуют.

Письмом от 02.08.2023 №10138-04 Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края сообщило Ферзиллаеву З.Ф. о том, что 26.07.2023 принято решение об отказе в назначении единовременного социального пособия как военнослужащему, награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 24.02.2022 и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30.09.2022, поскольку представленные документы не подтверждают права на получение единовременного социального пособия.

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

При этом, согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Специфика юридической природы государственной награды как исключительной меры государственного поощрения за особо значимые заслуги предполагает признание за субъектами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в данной сфере, достаточно широкой свободы усмотрения как в вопросах построения государственной наградной системы Российской Федерации на конкретном историческом этапе, так и в вопросах наделения лиц, награжденных государственными наградами, дополнительными правами и привилегиями в конкретных правоотношениях. Вместе с тем при установлении соответствующих прав и привилегий, в том числе более высокого уровня мер социальной поддержки, субъекты нормотворческой деятельности связаны требованиями Конституции Российской Федерации, вытекающими, в частности, из конституционных принципов равенства и справедливости, не допускающих введения не имеющих объективного и разумного оправдания различий в правовом положении лиц, относящихся к одной категории.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость нормотворческой политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П, Определение от 4.12.2003 № 415-О и др.).

Дополнительные социальные гарантии, установленные Законом Ставропольского края № 20-кз, в дополнение к социальным гарантиям, установленным федеральным законодательством, направлены на обеспечение за счет средств бюджета Ставропольского края социальной защищенности военнослужащих, участвующих в специальной военной операции и являющихся либо жителями Ставропольского края, либо гражданами, проходящими военную службу на территории Ставропольского края.

Закон Ставропольского края от 05.03.2022 №20-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членов их семей», в соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных социальных гарантий военнослужащим, принимавшим участие в специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также членам их семей.

Согласно указанного закона военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, местом жительства (службы) которых является Ставропольский край, принимавшие участие в специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, которые были награждены государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции получают дополнительные социальные гарантии в виде единовременного социального пособия, размер которого в рассматриваемом случае составляет 1000 000 (один миллион) рублей.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 05.03.2022 №20-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членов их семей» дополнительные социальные гарантии в виде единовременного социального пособия предоставляются военнослужащим, награжденным государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Ставропольского края от 05.03.2022 №20-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членов их семей» дополнительные социальные гарантии, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются по 31 декабря 2022 года.

Согласно подп.2 п.1 ст. 4 Закона Ставропольского края от 05.03.2022 №20-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членов их семей» единовременные социальные пособия выплачиваются военнослужащему, награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, - в размере 1 млн рублей.

Согласно п.6 ст. 4 Закона № 20-кз «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих, добровольцам и членам их семей» порядок назначения и выплаты единовременных социальных пособий и единовременной денежной выплаты на погребение определяется Правительством Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2022 № 164-п утвержден «Порядок назначения и выплаты дополнительных социальных гарантий отдельным категориям военнослужащих, добровольцам и членам их семей».

Настоящий Порядок определяет механизм назначения и выплаты дополнительных социальных гарантий отдельным категориям военнослужащих, добровольцам и мобилизованным гражданам, предоставляемых в виде единовременного социального пособия военнослужащим, добровольцам и мобилизованным гражданам, принимавшим участие в специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 24.02.2022 (далее - специальная военная операция), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении задач в ходе специальной военной операции и (или) награжденным государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, или единовременного социального пособия членам семьи (супруге (супругу), состоявшей (состоявшего) на день гибели (смерти) военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина в зарегистрированном браке с ним; родителям военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина; несовершеннолетним детям военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также детям, не достигшим возраста 23 лет, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения) военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина, погибшего (умершего) при выполнении задач в ходе специальной военной операции (далее - члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина), а также единовременной денежной выплаты на погребение погибшего (умершего) военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина одному из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина, иному родственнику или лицу, взявшему на себя обязанности по организации погребения (далее соответственно - единовременное социальное пособие, единовременная денежная выплата на погребение).

Согласно п.9 Порядка назначения и выплаты дополнительных социальных гарантий отдельным категориям военнослужащих, добровольцам и членам их семей утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2022 № 164-п для назначения и выплаты единовременного социального пособия военнослужащий, доброволец, мобилизованный гражданин, награжденный государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, либо его законный представитель или доверенное лицо подает в министерство заявление по форме, утверждаемой министерством, к которому прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина;

2) документ, подтверждающий регистрацию военнослужащего по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для военнослужащих, не имеющих регистрации по месту жительства) на дату начала специальной военной операции, или документ, подтверждающий прохождение военнослужащим военной службы на территории Ставропольского края на дату начала специальной военной операции;

3) документ, подтверждающий регистрацию добровольца по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для добровольцев, не имеющих регистрации по месту жительства) на дату заключения контракта об участии в специальной военной операции;

4) документ, подтверждающий регистрацию мобилизованного гражданина по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для мобилизованных граждан, не имеющих регистрации по месту жительства) на дату призыва на военную службу по мобилизации;

5) документ, выданный военным комиссариатом Ставропольского края, подтверждающий заключение добровольцем контракта (контрактов) об участии в специальной военной операции общей продолжительностью не менее 6 месяцев и направление военным комиссариатом Ставропольского края для участия в специальной военной операции;

6) документ о награждении военнослужащего, добровольца, мобилизованного гражданина государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции.

Между тем, постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2022 №507-п внесены изменения в порядок назначения и выплаты дополнительных социальных гарантий отдельным категориям военнослужащих, добровольцам и членам их семей утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2022 № 164-п.

Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2022 года.

В подп. 2 п. 8 Порядка назначения и выплаты дополнительных социальных гарантий отдельным категориям военнослужащих, добровольцам и членам их семей утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2022 № 164-п внесены изменения, где подп. 2 п. 8 изложен в новой редакции: «документ, подтверждающий регистрацию военнослужащего по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для военнослужащих, не имеющих регистрации по месту жительства) на дату начала специальной военной операции и на дату возникновения оснований для получения единовременного социального пособия, или документ, подтверждающий прохождение военнослужащим военной службы на территории Ставропольского края на дату начала специальной военной операции и на дату возникновения оснований для получения им единовременного социального пособия».

28.02.2023 Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» №18-кз.

Настоящий Закон в соответствии с п. 5 ст. 1 и п. 5 с. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных социальных гарантий гражданам Российской Федерации, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, а также предоставлением мер социальной поддержки членам их семей (далее соответственно - дополнительные социальные гарантии, специальная военная операция, меры социальной поддержки).

Согласно подп.2 п. 1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» участникам специальной военной операции предоставляются дополнительные социальные гарантии в виде единовременных социальных пособий за награждение государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции - в размере 1 млн рублей.

Судом установлено, что Ферзиллаев З.Ф. Указом Президента Российской Федерации от 23.03.2023 №190сс награжден медалью «Суворова», за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга (Т.1 л.д. 11).

Таким образом, в период награждения Ферзиллаева З.Ф. Указом Президента Российской Федерации от 23.03.2023 №190сс наградой медалью «Суворова», действовал и действует в настоящее время Закон Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей».

Следовательно, имеются основания для применения к спорным правоотношениям Закона Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей».

Ссылка истца на тот факт, что он начал проходить военную службу по контракту на территории Ставропольского края с апреля 2022, следовательно, на него продолжает распространяться норма Закона от 05.03.2022 №20-кз, является несостоятельной, так как в период возникновения правоотношений (а именно 23.03.2023) действовал Закон Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей».

Так, согласно п. 7 ст. 3 Закона Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» порядок назначения и выплаты единовременных социальных пособий участникам специальной военной операции устанавливается Правительством Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 №146-п утвержден «Порядок предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей».

Согласно п.9 Порядка предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 №146-п для назначения и выплаты единовременного социального пособия участник специальной военной операции, награжденный государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, либо его законный представитель или доверенное лицо подает в министерство заявление по форме, утверждаемой министерством, к которому прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность участника специальной военной операции;

2) документ, подтверждающий регистрацию участника специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для участников специальной военной операции, не имеющих регистрации по месту жительства), или документ, подтверждающий прохождение участником специальной военной операции военной службы на территории Ставропольского края, на дату начала специальной военной операции;

3) документ, подтверждающий регистрацию мобилизованного гражданина по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для мобилизованных граждан, не имеющих регистрации по месту жительства) на дату призыва на военную службу по мобилизации;

4) документ, подтверждающий участие в специальной военной операции;

5) документ, выданный военным комиссариатом Ставропольского края, подтверждающий заключение добровольцем контракта (контрактов) об участии в специальной военной операции общей продолжительностью не менее 6 месяцев и направление его военным комиссариатом Ставропольского края для участия в специальной военной операции;

6) документ, подтверждающий заключение участником специальной военной операции контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации);

7) документ о награждении участника специальной военной операции государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции.

Таким образом, судом установлено, что право на единовременное социальное пособие предусмотренное Законом Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» имеет участник специальной военной операции, награжденный государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции.

Так, одним из документов является документ, подтверждающий регистрацию участника специальной военной операции по месту жительства на территории Ставропольского края, по месту пребывания на территории Ставропольского края (для участников специальной военной операции, не имеющих регистрации по месту жительства), или документ, подтверждающий прохождение участником специальной военной операции военной службы на территории Ставропольского края, на дату начала специальной военной операции.

Судом установлено, что с 02.12.2022 Ферзиллаев З.Ф. зарегистрирован по месту пребывая по адресу: <номер обезличен>, со сроком с 02.12.2022 по 24.11.2027, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания №<номер обезличен> (Т.1 л.д. 8).

Согласно справке от 06.10.2023 №37/17710 выданной войсковой частью 74814 Ферзиллаев З.Ф. проходит военную службу по контракту в восковой части 74814 и с 07.05.2022 по 28.10.2022, с 24.12.2022 по 06.06.2023, с 25.06.2023 по 01.04.2023. по настоящее время выполняет задачи специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, запорожской области, Херсонской области, а также Украины.

Таким образом, судом установлено, что на дату начала специальной военной операции (24.02.2022) по месту жительства на территории Ставропольского края зарегистрирован не был, военную службу на территории Ставропольского края не проходил.

Оценивая решение об отказе в назначение единовременного пособия Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края суд приходит к выводу, что Министерство предприятии решения руководствовалось нормами Закона Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей», а также п.22 Порядка предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 №146-п, в соответствии с которым Министерство принимает решение об отказе в назначении единовременного социального пособия в случае если представленные документы, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящего Порядка, не подтверждают права участника специальной военной операции на получение единовременного социального пособия, в связи с чем содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам.

Исходя из приведенных правовых норм, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд отказывая в удовлетворении исковых требований Ферзиллаева З.Ф., исходит из того, что Законом Ставропольского края от 28.02.2023 №18-КЗ «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» определен перечень документов необходимый для получения единовременного пособия в размере 1 000 000 рублей. Поскольку указанный перечень документов для назначения и получения единовременного социального пособия участникам специальной военной операции является ограниченный, право на получение единовременного социального пособия в размере 1 000 000 рублей у истца отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ферзиллаева <номер обезличен> к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края: о признании незаконным Решения Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 26.07.2023 №7540/2023 об отказе в назначении и выплате единовременного социального пособия в размере 1 000 000 рублей; признании права на получение единовременного социального пособия как участнику специальной военной операции, награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции; возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края назначить и выплатить единовременное социальное пособием размере 1    000 000 рублей, как участнику специальной военной операции, награжденному государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.11.2023 года.

Судья                                                                                                                                                                               Романенко Ю.С.

2-4534/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ферзиллаев Замидин Ферзиллаевич
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения СК
Другие
Войсковая часть 74814
Багомедов Магомед Арсланович
Прокуратура Ленинского района г. Ставрополя
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Романенко Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.11.2023Предварительное судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2023Дело оформлено
17.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее