дело № 2-248/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Депутатский 05 декабря 2018 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Винокурова С.С., при секретаре Матренич Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского Ю.С. к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег» о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации – наводнения, 31.05.2018 на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
УСТАНОВИЛ:
Томский Ю.С. обратился в суд с иском к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», указав, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшим на территории Усть-Янского национального наслега 31.05.2018 года, домовладение, расположенное по адресу: (адрес) оказалось в зоне подтопления, имущество первой необходимости оказалось частично утраченным. Истец проживает по указанному адресу совместно с женой и двумя дочерьми. Однако в его паспорте, ошибочно указан адрес регистрации: ул. (адрес). У членов его семьи адрес регистрации указан верно. Истец обращался в администрацию МО «Усть-Янский национальный наслег» с заявлением о включении его и членов е семьи в списки лиц, на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако во включении его в списки было отказано в связи с тем, что на момент чрезвычайной ситуации он не имел регистрации в домовладении, подвергнувшемуся подтоплению. Проживающие совместно с истцом по указанному вше адресу жена и дочери были включены в список на получение финансовой помощи.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства не явилась, причины отсутствия суду не сообщила, в связи с чем, суд согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Булатова А.В о месте и времени рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, в связи с чем, суд согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Представитель администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины отсутствия суду не сообщил, что в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дело без его участия.
В адресованном суду письменном сообщении № 270 от 15.11.2018 г. глава МО «Усть-Янский национальный наслег» И.В. Горохов указал, что иск признает, возражений на исковые требования не имеет (л.д. 29).
Третье лицо – Министерство охраны природы РС (Я) о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, причины отсутствия представителя суду не сообщило, что не является препятствием к рассмотрению дела в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
В силу ч.2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
На основании п.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 №511-III «О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. (ч. 2 ст. 18).
Согласно п.п. «г», «д» п. 2 постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также п.п. «г», «д» п. 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС (Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РС (Я) от 30.08.2017 № 297, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности оказание гражданам единовременной материальной помощи и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В соответствии с п. 2 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется в случае постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с «Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-624, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предусмотрена выплата единовременной материальной помощи и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Согласно п. 6 указанного Положения бюджетные ассигнования из резервного фонда для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляются гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера.
Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации на основании заявлений граждан, составленных по утвержденной форме и поданных в срок до истечения одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации (п. 6.1, 6.3 Положенная).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, необходимо обращение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации в орган местного самоуправления с заявлением установленной формы не позднее месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в котором он зарегистрирован по месту жительства, подтверждение факта утраты имущества первой необходимости.
Перечень имущества первой необходимости указан в п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, а также в методических рекомендациях МЧС России от 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, согласно которым "имущество первой необходимости" – это минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п. 6.8. «Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как установлено в судебном заседании, 31.05.2018 г. распоряжением главы Муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег» № 50-ОД в связи с повышением уровня воды р. Яна выше критической отметки до 1023 см. и подтоплением жилых домов с. Усть-Янск, с 31 мая 2018 года на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
05.06.2018 года Томский Ю.С. как лицо, пострадавшее от чрезвычайной ситуации, обратилась с заявлением установленной формы к главе МО «Усть-Янский национальный наслег» о включении ее совместно с членами семьи Томской Д.А., Томской И.Ю., Томской Р.Ю. в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (л.д. 5).
Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате весеннего половодья с. Усть-Янск Усть-Янского улуса РС (Я) от 05.06.2018 г., уровень затопления дома от пола составляет 30 см. высота сваи дома – 120 см. Утеплитель пола (шлак) размыт, балки полов пропитаны водой, внутри дома доски пола, линолеум, пропитаны водой, грязью. Имущество (гардероб, комод, одежда, кухонный шкаф, диван, кровать) утрачено. Имущество первой необходимости утрачено частично. Пострадавшие: глава семьи Томский Ю.С., члены семьи: жена Томская Д.А., дочери Томская И.Ю., Томская Р.Ю. (л.д.6).
Вышеназванное имущество в соответствии с п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий относится к имуществу перовой необходимости.
Данный акт составлен членами комиссии, подписан главой семьи – Томским Ю.С., утвержден главой поселка и сторонами не оспаривается.
По результату рассмотрения поданного заявления Томскому Ю.С. от 05.06.2018 администрацией МО «Усть-Янский национальный наслег» было отказано во включении его в списки лиц на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в жилом помещении, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, то есть по адресу: (адрес)
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу положений ст.20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации», местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Местом пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства, а сам регистрационный учет осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства абз. 1 ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации».
При отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение Конституционного суда РФ от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ и ст.150 ГК РФ.
Согласно копии паспорта, истец, зарегистрирован по адресу: (адрес) (л.д.9).
Из справки подтверждения выданной заместителем главы МО «Усть-Янский национальный наслег» Гороховой М.С. гр. Томский Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает с 2006 г. по адресу: (адрес) (л.д.30).
Согласно справке заместителя главы МО «Усть-Янский национальный наслег», состав семьи Томского Ю.С. состоит из супруги Томской Д.А., дочерей Томской И.Ю., Томской Р.Ю. (л.д.7).
Супруга и дочери Томского Ю.С. зарегистрированы по адресу: (адрес) (л.д. 11-13).
Также, факт проживания Томского Ю.С. по указанному адресу подтверждается списком домов и объектов села Усть-Янск, Усть-Янского улуса (района) РС (Я), утвержденным решением Совета депутатов МО «Усть-Янский национальный наслег» № 19/5 от 12.01.2010, согласно которому владельцем жилого дома по (адрес) является Томский Ю.С. (л.д. 14,15), карточкой лицевого счета ЯЭС «Сахаэнерго», согласно которой лицевой счет на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) открыт на имя Томского Ю.С. с количеством зарегистрированных лиц – 5 человек (л.д. 35).
Данные доказательства в совокупности подтверждают факт проживания Томского Ю.С. по адресу: (адрес)
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации истец фактически проживал по адресу: (адрес), расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате подтопления в связи с критическим повышением уровня воды реки Яна, из-за чего пострадал его жилой дом, полностью утрачено имущество первой необходимости. С заявлением о включении в список лиц на оказание материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истец обратился своевременно, то есть до истечении месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ .........., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 31.05.2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 31.05.2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░