Дело №5-2915/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2020 года г. Хасавюрт
Судья Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан Дибирасулаев А.Ж., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Амирхановой Д.С,,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Хасавюртовский районный суд поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Амирхановой Д.С.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Амирханова Д.С. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 20 мин. в <адрес> в своем магазине реализовала продукты питания без маски и перчаток, чем нарушила п.п. «а» п. 2 Указа Главы Республики Дагестан от 31.03.2020 года № 23 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Дагестан» от 18.03.2020 года № 17 «О введении режима повышенной готовности».
Указанный протокол с приложенным административным материалом не может быть принят к производству суда по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, объективную сторону состава административного правонарушения составляет невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
С учетом диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2020г., вопрос №22, субъектом ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ может являться лицо, в чьих действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В нарушение указанных норм в протоколе об административном правонарушении не указано, а к проколу не приложено доказательств отсутствия в действиях Амирхановой Д.С. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (что в силу закона является условием наличия состава ч. 1 ст. 20.6.1 Ко АП РФ).
Согласно п.п. «а» п. 7 Указа Главы Республики Дагестан от 31.03.2020 года № 23 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Дагестан» от 18.03.2020 года № 17 «О введении режима повышенной готовности», граждане обязаны до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки соблюдать дистанцию не менее 1,5м.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении указано на нарушение п.п. «а» п. 7 Указа Главы Республики Дагестан от 31.03.2020 года, который не содержит каких-либо ограничений или запретов работы магазина при отсутствии разметки социальной дистанции 1,5м.
Подобное описание события правонарушения нельзя признать отвечающим требованиям закона, и при составлении протокола об административном правонарушении допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ, фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из части 3 ст. 26.2 КоАП РФ следует, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч.2 ст. 26.7 КоАП РФ доказательствами по делу являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания вины лица в совершении административного правонарушения возложена на административный орган.
Как следует из поступивших материалов к протоколу об административном правонарушении в отношении Амирхановой Д.С. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ приложены ксерокопии документов, которые не заверены надлежащим образом. К материалам в отношении Амирхановой Д.С. приложены фотографии, которые процессуально не закреплены, то есть, отсутствует протокол осмотра места происшествия, с участием понятых и указанием на то, что производилась фотофиксация, когда и каким техническим средством она производилась, сроком проверки данного технического средства и удостоверение фотографий участниками процессуального действия. Зафиксированные на фотографии лица не установлены.
Амирхановой Д.С. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Лицу, привлекаемому к административной ответственности, были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 24.2, ст. 25.1, ст. 25.3, ст. 25.4, ст. 25.5, ст. 27.15, ст. 29.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, однако из протокола об административном правонарушении не ясно, желает ли Амирханова Д.С. воспользоваться услугами защитника, а также услугами переводчика, так как в графе разъяснения прав и обязанностей имеется подпись Амирхановой Д.С. без каких-либо пояснительных записей.
Установление данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
С учетом изложенного, поскольку указанные недостатки протокола по делу об административном правонарушении являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, административный материал в отношении Амирхановой Д.С. необходимо возвратить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении в отношении Амирхановой Д.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и другие материалы дела, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Судья: /подпись/ А.Ж. Дибирасулаев