Решение по делу № 2-84/2018 от 10.01.2018

Дело № 2-84/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ишим 20 апреля 2018 г.

Ишимский районный суд в составе председательствующего судьи Спасибовой С.Б., при секретаре Мархель И.М., с участием помощника прокурора Нурмухаметова З.Г., представителя ответчика Захаровой Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-84/18 по иску Ишимского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» о наложении обязанности установить средства системы видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению « Гагаринская средняя общеобразовательная школа», просит по уточненным исковым требованиям:

Обязать МАОУ «Гагаринскую среднюю общеобразовательную школу установить технические средства системы видионаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, прилегающей к нему территории филиалов, расположенных по адресам : Тюменская область, Ишимский район с.Гагарина ул.Гагарина, 36; Тюменская область Ишимский район с.Мизоново ул.Школьная. 1; Тюменская область, Ишимский район с.Новотравное ул.Центральная. 23; Тюменская область, Ишимский район с.Клепиково ул.Победы, 9 Тюменская область, Ишимский район с.Лариха ул.Советская, 3 в срок до 31.12. 2018 года.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что прокуратурой Ишимского района была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму в деятельности МАОУ «Гагаринская СОШ», в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства, а именно установлено, что в зданиях МАОУ Гагаринская СОШ и ее филиалах отсутствуют технические средства видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения и прилегающей к нему территории, что нарушает положения ФЗ «О противодействии терроризму».

В последующем, ссылаясь на обстоятельства, связанные с отсутствием системы видеонаблюдения в зданиях общеобразовательного учреждения, с учетом уточненных требований, истец просил суд обязать администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области осуществить финансирование затрат на установку систем видеонаблюдения в зданиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гагаринская СОШ и обязать МАОУ Гагаринская СОШ после выделения денежных средств установить технические средства системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметров зданий образовательного учреждения и прилегающих к нему территорий филиалов, расположенных по указанным адресам.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Ишимского муниципального района, отдел образования администрации Ишимского муниципального района (л.д. ).

До судебного заседания от представителя ответчика МАОУ Гагаринская СОШ на основании доверенности от 15.01.2018 года Захаровой Е.Ф. в суд поступил отзыв (л.д.130), в котором ответчик указал, что истец ссылаясь на требования Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», в заявлении не привел конкретных положений закона, предписывающих обязательность оснащения образовательных учреждений системой видеонаблюдения.

Ответчик полагает, что применение положений Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» к зданиям муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гагаринская средняя общеобразовательная школа и сети его филиалов (структурных подразделений) неправомерно, поскольку требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а здания данных школ имеют года постройки с 1954 по 1971 год.

Отсутствие в зданиях образовательных учреждений системы видеонаблюдения не сказывается на их комплексной безопасности, не способствует несанкционированному доступу в них посторонних лиц и не влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья. Закон не предписывает обязательной установки видеонаблюдения в учреждении образования, следовательно не имеется и оснований для финансирования данного мероприятия за счет бюджетных средств.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Денежные средства на установку системы видеонаблюдения в муниципальном автономном образовательном учреждении Гагаринская средняя общеобразовательная школа и сети его филиалов (структурных подразделений) на текущий год не предусмотрены.

Процессуальный истец в лице помощника Ишимского межрайонного прокурора Нурмухатова З.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в части наложения обязанности на МАОУ Гагаринская СОШ после выделения денежных средств установить технические средства системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметров зданий образовательного учреждения и прилегающих к нему территорий филиалов.В остальной части от иска отказался, мотивируя добровольным удовлетворением администрацией Ишимского муниципального района заявленных требований о наложении обязанности на администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области осуществить финансирование затрат на установку систем видеонаблюдения в зданиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гагаринская СОШ.

Определением Ишимского районного суда Тюменской области от 17 апреля 2018 года производство по делу в части исковых требований прокурора к ответчикам Администрации Ишимского муниципального района, Отделу образования Ишимского муниципального района Тюменской области и Гагаринская СОШ в части обязания осуществить финансирование затрат на установку систем видеонаблюдения, прекращено. (л.д.209-210)

Представитель ответчика МАОУ «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Захарова Е.Ф. с иском не согласилась по основаниям указанным в отзыве, дополнительно пояснив, что в настоящее время выявленные нарушения требований законодательства в части видеонаблюдения устранены посредством заключения соглашения на установку системы видеонаблюдения, в соответствии с которым системы видеонаблюдения будут установлены в структурных подразделениях как минимум до начала следующего учебного года. Кроме того системы видеонаблюдения уже установлены в зданиях Гагаринской СОШ, расположенных по адресам : с.Гагарино, ул.Гагарина, 36, с.Новотравное ул.Центральная. 23.

Представитель ответчиков администрации и отдела образования Ишимского муниципального района в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика о месте и времени рассмотрения дела по существу.

Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд признает иск Ишимского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций установлено, что в здании детского сада МАОУ Гагаринская СОШ по адресу с.Гагарино ул.Гагарина, 36, в зданиях филиала МАОУ Гагаринская СОШ – Клепиковская средняя общеобразовательная школа», в здании филиала МАОУ Гагаринская СОШ – Ларихинская основная общеобразовательная школа», в здании филиала МАОУ Гагаринская СОШ – Новотравнинская ООШ, в здании филиала МАОУ Гагаринская СОШ – Мизоновская ООШ отсутствует система видеонаблюдения.

Согласно Уставу МАОУ Гагаринская СОШ функции и полномочия учредителя учреждения от имени Ишимского муниципального района осуществляет Отдел образования администрации Ишимского муниципального района. В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований (ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). В целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в который включен СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», актуализированная редакция (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р).

Так, согласно п. 66 указанного Постановления Правительства РФ обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.В силу п. 6.48 «СП 1 18.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «службы 112».

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны и общеобразовательные учреждения.

Из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).

Согласно ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В силу п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.

С учетом того, что в здании учреждения МАОУ Гагаринская СОШ и ее структурных подразделениях отсутствует система видеонаблюдения, исходя из того, что установление системы видеонаблюдения являются обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и являются мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения и данная обязанность по обеспечению безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса лежит как на образовательном учреждении, так и на администрации Ишимского муниципального района, требования прокурора подлежит удовлетворению.

Доводы представителя ответчика МАОУ Гагаринская СОШ о том, что нормативные правовые акты прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения не предусматривают, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Ссылка ответчика на то, что в образовательном учреждении организован комплекс мер, направленных на предупреждение возможных террористических угроз, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку достижение полной антитеррористической защищенности может осуществляться лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности. Вследствие отсутствия системы видеонаблюдения не обеспечивается постоянный контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения.

Подлежат отклонению и доводы о сроках формирования бюджета муниципального образования, а также ссылки на отсутствие денежных средств в бюджете, необходимых на установку системы видеонаблюдения, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом и техническими требованиями соответствующих обязанностей.

При этом, суд отмечает, что таким решением, в первую очередь за детьми признается право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья путем обеспечения определенных мер безопасности, что не может быть поставлено в зависимость от распределения муниципальным органом бюджетных средств.

Суду ответчиком представлены соглашения №5 от 16 марта 2018 года (л.д.176), № 10 от 16 марта 2018 года, (Л,Д,180), № 11 от 16 марта 2018 года № 12 от 16 марта 2018 года (л.д.188) №22 от 16 марта 2018 года, заключенные между Отделом образования администрации Ишимского муниципального района Тюменской области с одной стороны и Гагаринской СОШ в лице ее директора, по которым Отдел предоставляет Гагаринской СОШ субсидии на устройство систем видеонаблюдения в филиалах Гагаринской СОШ, а именно в филиале МАОУ Гагаринская СОШ-Гагаринский детский сад, в филиале МАОУ Гагаринская СОШ-Ларихинская ООШ, в филиале Гагаринская СОШ- Мизоновская ООШ, в филиале МАОУ Гагаринская СОШ-Новотравнинская ООШ, в филиале Гагаринская СОШ- Клепиковская ООШ. В свою очередь Гагаринская СОШ обязуется в срок до 15 мая 2018 года осуществить устройство систем видионаблюдения в указанных филиалах.

Суду предоставлен акт приемки выполненных работ № 99 от 19 апреля 2018 года, из которого следует, что исполнитель ООО «Меридиан» по заданию Заказчика МАОУ Гагаринская СОШ осуществил монтаж системы видеонаблюдения в филиале МАОУ Гагаринская СОШ_ Новотравнинская ООШ. (л.д. ).

Суду предоставлен акт приемки выполненных работ № 100 от 19 апреля 2018 года, из которого следует, что исполнитель ООО «Меридиан» по заданию Заказчика МАОУ Гагаринская СОШ осуществил монтаж системы видеонаблюдения в филиале МАОУ Гагаринская СОШ- Гагаринский детский сад. (л.д. ).

Представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о том, что системы видеонаблюдения в двух филиалах Гагаринской СОШ, являющихся объектом настоящего дела, установлены и спор о праве отсутствует.

При таких обстоятельствах требования прокурора в части возложения обязанности установки систем видеонаблюдения в филиалах Гагаринской СОШ, а именно в Гагаринском детском саду и Новотравнинской общеобразовательной школы удовлетворению не подлет.

В остальной части требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Устанавливая срок выполнения работ по монтажу систем видеонаблюдения до 31.12.2018 года, суд учитывает позицию прокурора, значимость разрешаемого спора, а также принимает во внимание,

доводы ответчика о заключении соглашения на установку системы видеонаблюдения, в соответствии с которым системы видеонаблюдения будут установлены в структурных подразделениях в срок до 15 мая 2018 года.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Гагаринская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гагаринская средняя общеобразовательная школа установить технические средства системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, прилегающей к нему территории филиалов, расположенных по адресам : Тюменская область Ишимский район с.Мизоново ул.Школьная, 1, Тюменская область, Ишимский район с.Клепиково ул.Победы, 9, Тюменская область, Ишимский район с Лариха ул.Советская, 3 в срок до 31.12.2018 года.

Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Гагаринская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, прилегающей к нему территории филиалов, расположенных по адресу :Тюменская область, Ишимский район с.Гагарина ул. Гагарина, 36, Тюменская область, Ишимский район с.Новотравное ул.Центральная, 23 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течении одного месяца с момента изготовления полного, мотивированного текста решения.

Резолютивная часть решения отпечатано в совещательной комнате с использованием печатного устройства марки « CANON LBP – 810».

Решение будет изготовлено 26 апреля 2018 года

Судья С.Б. СПАСИБОВА.

2-84/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ишимский межрайпрокурор
Ответчики
МАОУ Гагаринская СОШ
Отдел образования Ишимского муниципального района
Администрация Ишимского Муниципального района Тюменской области
Суд
Ишимский районный суд Тюменской области
Судья
Спасибова Светлана Борисовна
Дело на странице суда
ishimsky.tum.sudrf.ru
10.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2018Передача материалов судье
10.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2018Подготовка дела (собеседование)
26.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.02.2018Предварительное судебное заседание
13.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2018Предварительное судебное заседание
27.03.2018Предварительное судебное заседание
17.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Судебное заседание
04.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2020Предварительное судебное заседание
04.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2020Предварительное судебное заседание
04.05.2020Предварительное судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Дело оформлено
04.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее