Дело № 2-999/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Енчиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ИП Зенкову <данные изъяты> о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к ИП Зенкову <данные изъяты> об обязании в срок 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Заявленные требования мотивированы тем, что ИП Зенков О.Ю. с <данные изъяты>. по настоящее время при осуществлении своей предпринимательской деятельности по розничной торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес> эксплуатирует стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – твердотопливный котел на каменном угле и дровах. В рамках проведенной проверки установлено, что при наличии стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ИП Зенков О.Ю. в нарушение требований федерального законодательства не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не представил проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. рассмотрел вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Кроме того, отсутствуют проекты нормативов предельно допустимых выбросов. Согласно ст. 14 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что ИП Зенков О.Ю. в настоящее время осуществляет хозяйственную деятельность, эксплуатируя источники выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Кроме того, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха ответчиком не производится. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком ИП Зенковым О.Ю. нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Ответчик ИП Зенков О.Ю. в судебном заседании не отрицал наличие с его стороны нарушений природоохранного законодательства, предъявленных прокурором, просил определить разумный срок для оформления требуемых документов.
Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что Зенков <данные изъяты> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ему на праве собственности принадлежит здание магазина, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
По указанному адресу установлен источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух – твердотопливный котел на угле и дровах, что следует из фотографий, имеющихся в материалах дела и акта осмотра.
ИП Зенковым О.Ю. не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не имеется разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не организован производственный контроль в сфере охраны атмосферного воздуха; не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов; не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов; с начала осуществления предпринимательской деятельности расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не осуществлялся, соответствующие платежи не вносились, что следует из объяснения данного ответчиком при проведении прокурорской проверки.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 05.04.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального Закона от 05.04.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» указанного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 Федерального Закона от 05.04.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» указанного закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц.
В соответствии с п. 5 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.12.2010г. №579, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).
В судебное заседание доказательств, свидетельствующих о проведении инвентаризации выбросов в атмосферный воздух, наличии проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 67 Федерального Закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 7 ст. 67 Федерального Закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом установлена презумпция опасности хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду. Следовательно, обязанность доказать соответствие такой деятельности требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, возложена на ответчика. Доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений закона, ответчиком в суд не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Зенкову <данные изъяты> о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, подлежат удовлетворению, указанные прокурором сроки суд считает разумными.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ИП Зенкову <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать ИП Зенкова <данные изъяты> при осуществлении деятельности по адресу: <адрес>, в срок четыре месяца с даты вступления решения суда в законную силу:
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2015 года.
Федеральный судья Т.Е. Беспалова