РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2018года Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Колодкиной В.Н.
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Департаменту имущественно-земельных отношений <адрес>, ФИО1 <адрес> о признании исключительного права на выкуп земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов, направить проект договора,
установил :
ФИО1(далее истец) первоначально обратилась в суд с иском к Департаменту имущественно-земельных отношений <адрес>(далее ответчик ДИЗО).
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. иск истице был возвращен из-за неподсудности спора суду.
Определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО1 областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. определение от ДД.ММ.ГГГГ. было отменено по частной жалобе истца и направлено в суд на стадию принятия иска к производству суда.
ФИО1 затем уточнила требования в порядке ст.39 ГПК РФ к Департаменту имущественно-земельных отношений <адрес>, ФИО1 <адрес> о признании исключительного права на выкуп земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов, направить проект договора.
В обоснование иска истец указала следующее.
ФИО1 является собственником жилого дома общей площадью 104,3 кв.м по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ истица неоднократно обращалась в Департамент имущественно-земельных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью №: № по адресу: <адрес>, <адрес>, в собственность без проведения торгов.
В обоснование заявления были представлены следующие документы: нотариальная копия паспорта заявителя; нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности ; нотариальная копия договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; оригинал кадастрового паспорта земельного участка КН: №; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Заявителем (ФИО1) был представлен полный перечень документов, утвержденный указанным приказом. Поскольку представленные заявителем документы подтверждают, что ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества — жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> <адрес> общей площадью 1014 кв.м, (кадастровый №), а также отсутствие на указанном спорном земельном участке иных объектов недвижимости, а испрашиваемый земельный участок необходим собственнику для эксплуатации и обслуживания жилого дома, следовательно, ФИО1 доказала обстоятельства на которые она ссылается как основание своих требований и свое право на приватизацию (выкуп) данного земельного участка. Однако, каждый раз департамент принимал решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. При этом, Департамент каждый раз указывал новые причины отказа. Неоднократные незаконные отказы Департамента в предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность без проведения торгов послужили основанием с обращением в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В силу п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких. Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное неустановленно законом.
В распоряжениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Департамент указал, что причиной для отказа в предоставлении земельного участка заявителю является наличие постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии у граждан земельных участков по <адрес> и предоставлении их ФИО1 <данные изъяты> для строительства комплекса жилых домов со встроенно-пристроенными объектами многофункционального назначения, подземными автостоянками».
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанное постановление № признано утратившим силу. Таким образом, основания для отказа в предоставлении ФИО1 земельного участка с №, на которые указывал Департамент в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ №, отпали.
Однако, в отказе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Департамент указывает уже новую причину отказа - наличие археологического культурного слоя.
Из указанного следует, что основной задачей Департамента является лишить заявителя предоставленного ему земельным кодексом РФ исключительного права на выкуп земельного участка под строением, находящимся в собственности заявителя.
Нахождение спорного земельного участка в зоне охраны археологического культурного слоя, на территории объекта культурного (археологического) наследия - «Комплекс наземных и подземных сооружений крепости Дмитрия ФИО1», не является обстоятельством, исключающим его приватизацию, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 50 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» №-Фз (далее по тексту - Закон № 73-ФЗ) объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 49 Закона № 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Специальных норм о запрете приватизации земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия, закон №-Ф3 не содержит. П.1 ст.50 указанного закона предусмотрено, что заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящийся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 ст. 48 настоящего Федерального закона. В вышеуказанных отказах Департаментом не приведено достоверных данных о том, что спорный земельный участок непосредственно занят объектами археологического наследия (могильниками, курганами и т.п.), и по этому основанию ограничен в обороте в силу подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
ФИО1 с ГАУК РО «Донское наследие» был заключен договор на проведение полевых работ на земельном участке с №. Письмом Государственного автономного учреждения культуры РО «Донское наследие» от ДД.ММ.ГГГГ №, о проведении полевых работ на земельном участке с № уведомило ФИО1 об отсутствии на указанном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как достоверно следует из выписки ЕГРН на спорный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок общей площадью 1014 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением № в соответствии со всеми процедурами и согласованием границ, имеет статус записи - «актуальные, ранее учтенные», государственный реестр недвижимости не содержит сведений о наложении границ этого участка на какие-либо иные объекты.
Непосредственно из топографических съемок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> видно, что никаких пересечений границы земельного участка с № с объектом капитального строительства, находящегося на земельном участке с № не имеется
Основания к отказу в предоставлении ФИО1 земельного участка с №, указанные Департаментом во всех выданных отказах, являются незаконными.
Департамент незаконно лишил ФИО1 предусмотренного ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительного правана приобретение земельного участка с № в собственность, без проведения торгов, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности ФИО1
Истица в судебное заседание не явилась, извещена, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, иск удовлетворить.
Представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала требования истицы с учетом уточнений, просит их удовлетворить, считая законными и обоснованными
Представители ДИЗО в судебное заседание явились, просят в удовлетворении иска отказать согласно письменным возражениям. ДД.ММ.ГГГГ Апелляционным определением ФИО1 областного суда оставлено без изменения решение Ленинского районного суда <адрес> по делу № по иску ФИО1 об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту об обязании заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка. Судом было установлено, что распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка в порядке реализации собственником здания исключительного права на приобретение в собственность земельного участка в связи с наличием признаков нарушения земельного законодательства, а именно, использованием участка не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным видом использования, а также постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии у граждан земельных участков по <адрес> и предоставлении их <данные изъяты>) для строительства комплекса жилых домов со встроенно-пристроенными объектами многофункционального назначения, подземными автостоянками». В данном случае земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, подлежали сносу. В исковом заявлении истец указывала, что цель использования земельного участка <адрес> <адрес> «для эксплуатации жилого дома», в то время как согласно кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешенный вид использования данного земельного участка: «для строительства комплекса жилых домов со встроено - пристроенными объектами многофункционального назначения, подземными автостоянками».Таким образом, судами было установлено, что заявленная цель использования земельного участка не совпадает с установленным видом разрешенного использования спорного земельного участка. Согласно сведениям кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № сформирован с разрешенным использованием «для размещения комплекса жилых домов со встроенно-пристоенными помещениями многофункционального назначения, подземными автостоянками». Проведено обследование указанного земельного участка, по результатам которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом литер Б, площадью 104,3 кв.м. Кроме того, северо-западная часть земельного участка эксплуатируется под автостоянку. Таким образом, фактическое использование земельного участка не соответствует его разрешенному использованию. Кроме того, по имеющимся сведениям топографической съемки границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают объект капитального строительства, находящийся на земельном участке с кадастровым номером №Согласно информации, представленной Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне охраны археологического культурного слоя. Согласно ответа Министерства культуры ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный запрос, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах территории объекта археологического наследия федерального значения - «Комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Дмитрия ФИО1», состоящего на государственной охране на основании постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры области». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 областной суд оставил без изменения решение Ленинского районного суда <адрес>, по делу <данные изъяты>, по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественно-земельных отношений <адрес>, по аналогичным требованиям.
Представитель ФИО1 <адрес> по доверенности ФИО1 находит заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, что и ДИЗО, указав их в возражениях по иску.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Действительно истица является собственником жилого дома общей площадью 104,3 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ
По адресу: <адрес>, <адрес> сформирован земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, общей площадью 1014 кв.м КН: №
Наличие принадлежащего истице объекта недвижимости на праве собственности ответчиками не оспаривается.
В силу ст.11 Конституции РФ Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статьей 36 Конституции РФ предоставлено право гражданам иметь в частной собственности землю.
Ст.552 Гражданского кодекса РФ предусматривает одновременное с правом собственности приобретение покупателем объектов недвижимости права на земельный участок под этими объектами.
Согласно ст.39.3 Земельного кодекса РФ п.1 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Без проведения торгов осуществляется продажа : 6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В силу ст.37 ЗК РФ Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Спорный земельный участок отвечает требованиям земельного законодательства как объект купли-продажи.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц. за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование
Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
То есть истица как собственник домовладения в силу гарантированных Конституцией РФ прав и закрепленных положений в Земельном кодексе РФ имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Данные обстоятельства подтверждаются правовыми документами истицы о праве собственности в отношении жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> в <адрес> общей площадью 1014 кв.м, (кадастровый №), а также отсутствием на указанном спорном земельном участке иных объектов недвижимости, данный земельный участок необходим собственнику для эксплуатации и обслуживания жилого дома, следовательно, истица доказала наличие у нее исключительного права на эту землю и свое право на приватизацию (выкуп) данного земельного участка.
Для решения вопроса о праве истицы на предоставление ей земельного участка в собственность без проведения торгов необходимо дать оценку возражениям ответчиков.
Так ответчики ссылаются на невозможность предоставления истице земельного участка в собственность на цель использования земельного участка <адрес> <адрес> «для эксплуатации жилого дома», в то время как согласно кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешенный вид использования данного земельного участка: «для строительства комплекса жилых домов со встроено - пристроенными объектами многофункционального назначения, подземными автостоянками».
Однако суд считает, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа истице в иске по следующим основаниям.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что домовладение <адрес> <адрес>- на_-Дону используется согласно техническому паспорту с 1889года по назначению и земельный участок использовался для эксплуатации земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому указание в ДД.ММ.ГГГГ в кадастровом паспорте земельного участка разрешенного вида его использования «для строительства комплекса жилых домов со встроено - пристроенными объектами многофункционального назначения, подземными автостоянками» противоречит сложившемуся более века назад разрешенному виду использования данного земельного участка с единственной целью для эксплуатации жилого дома.
Ответчики считают, что права истицы ими не нарушаются, т.к. истица как пользовалась своей собственностью так и пользуется ею и разрешенный вид использования земельного участка с 2002г. никоим образом не нарушает ее права, однако истица обоснованно считает, что ее права нарушаются.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными Решением ФИО1-на-Дону городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки ОЖ/3/13. К основным видам разрешенного использования относятся «многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания», а также «подземные автостоянки».
В соответствии с действующим законодательством перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без торгов устанавливается ст. 39.16 ЗК РФ и до ДД.ММ.ГГГГ ст. 11.3 Областного закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в ФИО1 <адрес>".
Возможность установления дополнительных оснований для отказа областным законом на срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена ч. 31 ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
П. 2 ст. 11.3 Областного закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в ФИО1 <адрес>" в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности ФИО1 <адрес>, муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов предусмотрено несоответствие фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования.
Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Ответчики утверждают, что земельный участок с № был сформирован в целях строительства многоквартирного жилого дома, таким образом, границы земельного участка были определены для этих целей, а не для целей эксплуатации жилого дома истца, однако никаких достоверных доказательств в обоснование данных доводов не предоставлено.
Ответчики в отзывах не отрицают право собственника домовладения, строения на право собственности на землю, однако подчеркивают, что истица не может иметь земельный участок в собственности в связи с несоответствием фактического использования ею земельного участка его разрешенному использованию с 2002года.
Однако на настоящее время никаких ограничений, изъятий данного земельного участка нет.
Ранее было принято постановление Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии у граждан земельных участков по <адрес> и предоставлении их <данные изъяты>) для строительства комплекса жилых домов со встроенно-пристроенными объектами многофункционального назначения, подземными автостоянками».
В данном случае земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, подлежали сносу.
Однако Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № указанное постановление № Мэра признано утратившим силу.
Иных постановлений об изъятии земельного участка, запретов, ограничений судом не установлено и ответчиками не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованным утверждение ответчиков об использовании земельного участка истцом не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным видом использования.
Суд считает, что нахождение спорного земельного участка в зоне охраны археологического культурного слоя, на территории объекта культурного (археологического) наследия - <данные изъяты> не является обстоятельством, исключающим его приватизацию по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно части 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим кодексом, федеральными законами (часть 3).
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ( Закон № 73-ФЗ) под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения (курганы), отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом № 73-ФЗ, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункты 1, 3 и 4 статьи 3.1 Закона № 73-ФЗ). В силу статьи 5 названного Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2-4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 49 Закона № 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Согласно статье 50.1 Закона № 73-ФЗ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ и вступившей в силу ДД.ММ.ГГГГ, заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7-10 статьи 48 данного Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 данного Закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного названным пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора.
В силу пункта 8 статьи 48 Закона № 73-ФЗ до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 этого Закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 данной статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
В данном случае в отношении объекта археологического наследия, находящегося в границах испрашиваемого земельного участка, не утверждено охранное обязательство, а также отсутствуют иные охранные документы, паспорт объекта.
Согласно пункту 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 рассматриваемой статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 данного Закона или пунктом 8 этой статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами I - 3 статьи 47.3 данного Закона, соблюдать установленный статьей 5.1 этого Закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ. После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.
Статья 49 Закона № 73-ФЗ устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
В силу названной нормы в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных данным Законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия (пункт 1).
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2).
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия (пункт 4).
В силу статьи 50 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Анализ приведенных норм позволяет заключить, что статья 50.1 Закона № 73-ФЗ. введенная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7-10 статьи 48 данного Закона.
Истицей с <данные изъяты> был заключен договор на проведение полевых работ на земельном участке с №
Письмом Государственного автономного учреждения культуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, о проведении полевых работ на земельном участке с № уведомило ФИО1 об отсутствии на указанном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Иные доказательства суду не предоставлены ответчиками и судом не установлены.
Утверждение ответчиков о том, что по имеющимся сведениям топографической съемки границы земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040442:73 пересекают объект капитального строительства, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № также не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как достоверно следует из выписки ЕГРН на спорный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок общей площадью 1014 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением № в соответствии со всеми процедурами и согласованием границ, имеет статус записи - «актуальные, ранее учтенные», государственный реестр недвижимости не содержит сведений о наложении границ этого участка на какие-либо иные объекты.
Непосредственно из топографических съемок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ предоставленных Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес>, то есть более поздние и соответствующие на настоящее время сведения чем ссылаются ответчики, установлено, что никаких пересечений границы земельного участка с КН № с объектом капитального строительства, находящегося на земельном участке с № не имеется.
Ссылки ответчиков на ранее принятые по искам истицы решения Ленинского районного суда <адрес> не могут быть основанием для отказа истице в иске, учитывая, что обстоятельства, которые имели место другие, круг лиц, участвующих в настоящем деле шире. Так основным доводов для отказа истице с удовлетворении требований в 2016г. решением суда было наличие постановления Мэра № от ДД.ММ.ГГГГ.об изъятии у граждан земельных участков, в том числе данного земельного участка, но данное постановление признано утратившим силу в 2017г. При принятии судом решения в ДД.ММ.ГГГГ. не были учтены установленные по настоящему делу обстоятельства. Указание ответчика о не соответствии размера данного земельного участка нормам земельного участка для индивидуального пользования опровергается действующим земельным законодательством, которым не установлены предельные размеры земельного участка для эксплуатации жилого дома и домовладения.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (ч. 2 ст. 36 Кодекса).
Как следует из пункта 6 той же статьи Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Требования истцом доказаны, обоснованны и подлежат удовлетворению, а именно имеются основания признать за истицей исключительное право на выкуп земельного участка общей площадью 1014кв.м, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> № № без проведения торгов, т.к. данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Суд считает возможным удовлетворить требования истца обязать Департамент имущественно-земельных отношений <адрес> предоставить ФИО1 земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, общей площадью 1014кв.м, расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, № № в собственность без проведения торгов и не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ФИО1 проект договора купли- продажи земельного участка № № в собственность без проведения торгов.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1 исключительное право на выкуп земельного участка общей площадью 1014кв.м, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> № без проведения торгов.
Обязать Департамент имущественно-земельных отношений <адрес> предоставить ФИО1 земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, общей площадью 1014кв.м, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> № в собственность без проведения торгов.
Обязать Департамент имущественно-земельных отношений <адрес> не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ФИО1 проект договора купли- продажи земельного участка № в собственность без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: