Судья: Логвиненко О.А. Дело №33-1537/2023 (№ 2-1026/2022)
Докладчик: Першина И.В. УИД: 42RS0002-01-2022-000941-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» февраля 2023 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Першиной И.В.,
судей Овчаренко О.А., Калашникова О.Н.,
при секретаре Ломовой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Гамазиной И.В. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 19 октября 2022 года
по иску Гамазиной Ирины Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Гамазина И.В., уточнив иск, просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (ООО «Теплоэнергетик») неполученную заработную плату за 2018 год в размере 357 071,26 руб., за 2019 год - в размере 322 849,68 руб., за 2020 год - в размере 389 215,14 руб., за 2021 год - в размере 289 017,80 руб., за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 - в размере 55 109 руб., обязать ответчика производить оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации с ежегодной индексацией оклада, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на оказание юридической помощи в размере 45 000 руб.
Иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора она была принята на работу в ООО «Теплоэнергетик» на должность <данные изъяты> на участок №2, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за вредные условия труда, выплачиваемые в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ей поручено в порядке совмещения профессий (должностей) выполнение обязанностей <данные изъяты> в связи с недокомплектом численности трудящихся на участке № 2 с доплатой в размере <данные изъяты>% от основного оклада. Данное соглашение действовало до 31.12.2019.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. и доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за вредные условия труда в месяц, выплачиваемые в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством.
В декабре 2016 вступило в действие Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) в ЖКХ РФ на 2017-2019, заключённое между Профсоюзом жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения. Действие указанного ОТС пролонгировано до 31.12.2022.
Согласно ответа Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 12.01.2021 ООО «Теплоэнергетик» считается присоединившимся к ОТС и обязан соблюдать его условия.
Согласно п. 2.3 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.
В соответствии с Приложением № 1 для организаций коммунального теплоснабжения установлена месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда на 01.01.2018 - <данные изъяты> руб., на 01.01.2019 - <данные изъяты> руб.
В соответствии с таблицей № 1 Положения «Об оплате труда трудящихся ООО «Теплоэнергетик»» тарифный коэффициент рабочего 3 разряда - 1,69.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что каждый работник предприятия ЖКХ в пределах Единой тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу.
Ее тарифная ставка как <данные изъяты> с учетом условий ОТС и Положения «Об оплате труда трудящихся ООО «Теплоэнергетик» должна составлять на 01.01.2018 - <данные изъяты> руб., на 01.01.2019 - <данные изъяты> руб., на 01.01.2020 - <данные изъяты> руб., на 01.01.2021 - <данные изъяты> руб.
Фактически ее тарифная ставка значительно ниже, что является нарушением трудовых прав.
23.10.2020 она была восстановлена на работе на основании решения Беловского городского суда Кемеровской области от 22.10.2020.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 30.06.2021 в её пользу с ответчика взыскана заработная плата за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
При этом за указанный период заработная плата также должна быть начислена в соответствии с условиями ОТС, в связи с чем задолженность работодателя по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.
Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях.
Истец Гамазина И.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Гамазиной И.В. – Викторова А.А. в судебном заседании иск поддержала.
Представители ответчика ООО «Теплоэнергетик» Вяткина Е.Н., Бабушкина О.А. возражали против иска, заявили о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате за период 2018, 2019, 2020, январь 2021 годов
Решением суда постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Гамазиной Ирины Викторовны (паспорт №) к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (ОГРН №) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, о понуждении производить оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации с ежегодной индексацией оклада, взыскании компенсации судебных расходов- отказать.
Возместить Автономной некоммерческой организации «Кемеровский центр судебных экспертиз» понесенные судебные расходы по производству судебной бухгалтерской экспертизы в размере 28000 (двадцать восемь тысяч) рублей за счет федерального бюджета через Управление Судебного департамента в Кемеровской области- Кузбассе по следующим реквизитам: получатель Автономная некоммерческая организация «Кемеровский центр судебных экспертиз», 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 15-22, тел./факс (№-55; ИНН № КПП №, ОГРН №, р/с № в Отделении Сбербанка РФ № 8615, г. Кемерово БИК №, к/с № наименование платежа: за судебно-бухгалтерскую экспертизу по иску Гамазиной И.В. к ООО «Теплоэнергетик» по счету №№ от 31.08.2022, без налога (НДС)».
В апелляционной жалобе истец Гамазина И.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Указывает, что, отказывая в иске, суд первой инстанции в решении указал, что долгосрочные тарифы ООО «Теплоэнергетик» установлены РЭК Кемеровской области на 2016-2025гг., при этом ОТС на 2017-2019гг. не принималось во внимание, так как не действовало на момент утверждения тарифов. Вместе с тем, данное обстоятельство не освобождает работодателя от обязательств перед работниками по оплате труда в повышенных размерах исходя из условий ОТС, поскольку на момент утверждения тарифов действовало ОТС на 2014-2016, после окончания действия которого вступило в действие ОТС на 2017-2019.
Ссылается на положения п. 10.3, 10.4, 10.5 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016гг., письмо Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2017 N ВК/16641/17, указывает, что ООО «Теплоэнергетик» автоматически вносится в Общероссийский федеральный реестр участников Соглашения, который представляется в соответствующие органы, регулирующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для использования при формировании тарифов на услуги и фонда заработной платы организаций на предстоящий период. Поэтому РЭК Кемеровской области не могла не знать о действующем до 31.12.2016 Отраслевом соглашении при расчете тарифа на жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пунктов 1, 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Система долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения определена Основами ценообразования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, и предусматривает использование, в том числе, метода долгосрочной индексации установленных тарифов.
При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения методом долгосрочной индексации применяются положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, согласно которым тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7).
Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из анализа приведенных положений следует, что при определении регулирующими органами тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, учитывается фонд оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, поскольку указанные тарифы определяются на основании долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе и базовый уровень подконтрольных расходов, включающий в качестве составляющей фонд оплаты труда.
Указывает, что трудовое законодательство предусматривает порядок распространения коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений на всех работников отрасли, а также индексацию заработной платы Эти нормы содержатся также в ОТС. При этом индивидуальные трудовые договоры составляются с учетом наиболее благоприятных для работников действующих норм Трудового кодекса РФ, ОТС. Положение по оплате труда и премировании работников базируется на Отраслевом тарифном соглашении и является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения по отношению ко всем работникам предприятия.
Вместе с тем, судом сделан немотивированный, без учета положений Основ ценообразования и норм Трудового кодекса РФ вывод о том, что работодатель сам с учетом финансового положения может решать, соблюдать ли условия ОТС. Кроме того, решение суда основано на документах, которые в силу ст. 67 ГПК РФ не имеют юридической силы (Постановление региональной энергетической комиссии от 15ДД.ММ.ГГГГ №№, протокол №№ заседания правления РЭК Кемеровской области, приложения №№ и № к протоколу № №,ответ от председателя РЭК Кемеровской области на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Отказывая в восстановлении пропущенного срока, суд не принял во внимание ответ государственного инспектора труда от 12.01.2021, а также не учел, что истец продолжает работать у данного работодателя, что свидетельствует о том, что срок не пропущен, нарушение носит длительный характер. При этом суд не указал, почему не приняты доводы истца о соблюдении срока, не указал, почему счел причины пропуска срока неуважительными.
Полагает, что сопоставление в решении суда минимального размера оплаты труда работника неквалифицированной профессии (1 разряда) без учета коэффициента разрядности с фактически выплаченной заработной платой является необоснованным, противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 N 40-П.
Ссылаясь на положения ст. ст. 195, 198 ГПК РФ, полагает, что в решении отсутствуют мотивы, по которым суд отклонил довод истца о нарушении работодателем трудовых прав работника в части неначисления заработной платы в соответствии с условиями ОТС, с учетом заключенного концессионного соглашения.
Представителем ООО «Теплоэнергетик» Солодухиным Д.И. на апелляционную жалобу принесены возражения.
О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 14.02.2023, стороны извещены надлежаще. В судебное заседание истец Гамазина И.В. не явилась. Сведений о причине неявки в суд не представила.
В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327 ч.1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истца Гамазиной И.В.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО «Теплоэнергетик» Вяткину Е.Н., возражавшую против апелляционной жалобу, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ч.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № истец Гамазина И.В. была принята на работу на должность <данные изъяты> на участок № 2 в ООО «Теплоэнергетик».
По условиям трудового договора ей установлен сменный режим работы, должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. и доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за вредные условия труда в месяц, выплачиваемые в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Гамазиной И.В. поручено в порядке совмещения профессий (должностей) выполнение обязанностей <данные изъяты> в связи с недокомплектом численности трудящихся на участке № 2 и установлена доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада. Указанное дополнительное соглашение вступило в силу с 01.01.2019 и действовало до 31.12.2019.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п. 9 трудового договора: установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. и доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за вредные условия труда в месяц, выплачиваемые в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Соглашение вступило в силу с 01.10.2019.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 22.10.2020 по делу № Гамазина И.В. восстановлена на работе в должности <данные изъяты> в ООО «Теплоэнергетик» с 10.02.2020, взыскана компенсация морального вреда.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 30.06.2021 по делу № с ООО «Теплоэнергетик» в пользу Гамазиной И.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы.
Разрешая дело, суд первой инстанции на основании ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20, ч.1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ст. 57, ст. 129, ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что при разрешении споров о наличии задолженности по заработной плате подлежат применению локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, а также условия трудовых договоров. Также суд указал, что долгосрочные тарифы ООО «Теплоэнергетик» установлены РЭК Кемеровской области до принятия ОТС с учетом затрат на оплату труда без учета ОТС, что дает ответчику право отступать (корректировать) минимальный размер тарифной ставки рабочего первого разряда, когда при установлении тарифов по оплате услуг ЖКХ не учитываются фактические расходы работодателя, предусмотренные отраслевым или региональным соглашением. Суд указал на пропуск истцом срока обращения в суд, установленного частью 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате за период 2018-2021 годы, за январь - февраль 2022 года. При этом суд не усмотрел оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд, указав на пропуск срока обращения в суд без уважительных причин.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения суда ввиду следующего.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз. 5 части 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии с частями 1, 2, 4, 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно части 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии с частями 1, 4, 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с частью 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
В соответствии с пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018) минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2017 г. установлена - 9526 рублей, на 1 января 2018 г. - 9907 рублей, на 1 января 2019 г. - 10303 рубля.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
При регулировании досрочных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов - расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых регулируемая организация должна принимать меры по их снижению.
Согласно пункта 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018) в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что 22.09.2016 между муниципальным образованием «Беловский городской округ» и ООО "Теплоэнергетик" заключено концессионное соглашение, по условиям которого для ООО "Теплоэнергетик" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера на срок с 2016 года по 2025 год.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N № ООО "Теплоэнергетик" установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Белово с 2016 по 2025 годы методом индексации, при утверждении тарифов расходы работодателя на оплату труда работников с учетом тарифов, установленных Отраслевым тарифным соглашением на 2017 - 2019 годы, не учитывались.
Из расчетных листков заработной платы, сведений об учете рабочего времени Гамазиной И.В. видно, что в спорный период размер ее заработка соответствовал требованиям статей 133, 133.1, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого тарифного соглашения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и взыскания в пользу истца задолженности по заработной плате.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении регулирующими органами тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, учитывается фонд оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, механизм определения тарифов на услуги в сфере теплоснабжения не содержит положений, запрещающих или ограничивающих работодателя в возможности индексации заработной платы работников с учетом положений отраслевого тарифного соглашения, предусматривает возможность корректировки валовой выручки, в которую входят все расходы регулируемой организации, в том числе и фонд оплаты труда, являются необоснованными.
Пункты 2, 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определяют общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Одним из основных принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункт 8 части 1 ст.7).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии пунктом 2 части 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из методов регулирования цен (тарифов) в указанной сфере является метод индексации установленных тарифов.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.
В силу пунктов 1, 3, 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, основы ценообразования определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными тарифами (пункт 4 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются; долгосрочный период регулирования - период длительностью более одного расчетного периода регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы); долгосрочные тарифы - тарифы в сфере теплоснабжения, установленные на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций в числовом выражении или в виде формул.
В соответствии с пунктом 95 концессионного соглашения от 22.09.2016, заключенного между муниципальным образованием Беловский городской округ и ООО "Теплоэнергетик" регулирование тарифов на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочные параметры регулирования тарифов, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) приведены в приложении N 8 к настоящему Соглашению. В соответствии с указанными долгосрочными параметрами регулирования тарифов концессионера осуществляется установление тарифов концессионера в течение срока действия настоящего Соглашения.
Базовый уровень операционных расходов на начало очередного долгосрочного периода устанавливается в соответствии с базовым уровнем операционных расходов, приведенным в приложении N 8 к настоящему Соглашению с использованием индексов количества активов, принимаемых в расчет тарифов, фактических индексов потребительских цен по данным Росстата, а в случае, когда фактический индекс не известен, - с использованием прогнозных индексов потребительских цен, указанных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). Учет индекса количества активов осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N № базовый уровень операционных расходов, указанный в приложении N 8 к концессионному соглашению, был учтен при установлении тарифов ООО "Теплоэнергетик".
Поскольку Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 516 в совокупности с концессионным соглашением от 22.09.2016 для ООО "Теплоэнергетик" были установлены долгосрочные тарифы с применением метода индексации на теплоснабжение на 2016-2025 годы, которые не подлежали пересмотру в течение срока их действия, долгосрочные тарифы установлены Региональной энергетической комиссией Кемеровской области до официального опубликования Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, расходы по оплате труда исходя из установленной данным соглашением минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда ООО "Теплоэнергетик" в установленных тарифах не возмещались, полагаем, что отсутствуют правовые основания для возложения на ООО "Теплоэнергетик" обязанности по выплате истцу заработной платы за спорные периоды исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, и полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной в Приложении N 1 к указанному Соглашению.
Согласно части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018), допуская в случае установления регулирующими органами тарифов на жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, право работодателей корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций, обязывает работодателя обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации (пункт 1.9 ОТС).
Региональными соглашениями о минимальной заработной плате для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019 - 2021 годы, Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016 - 2018 годы (утратило силу с 1 января 2019 года в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 7.2 раздела 7 данного документа), не распространяются на организации, осуществляющие свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования, для которых основным видом деятельности является, в том числе, оказание жилищных, коммунальных услуг, каковым является и ООО «Теплоэнергетик».
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, не менее МРОТ должна быть месячная заработная плата (а не оклад или тарифная ставка) работника, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда.
Исходя из размера заработной платы истца в течение спорного периода, сведений об учете ее рабочего времени размер заработной платы истца соответствует приведенным выше требованиям.
Согласно части 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 5 ст. 392 ТК РФ).
Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся также в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15) и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. (абзац первый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15).
Главой VI Коллективного договора ООО «Теплоаэнерегетик» предусмотрено, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого о составных частях заработной платы, причитающихся ему в соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику в месте выполнения им работы в сроки: 1 выплата- 15 числа текущего месяца; 2 выплата- 30 числа текущего месяца.
Согласно действующего с 01.01.2021 в ООО «Теплоэнергетик» Стандарта «Об оплате труда и материальном стимулировании работников» С-ГК-УЗ-17 в пунктах 5.1.1.- 5.1.2. установлено, что 50 % от должностного оклада работника за фактически отработанное время, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Кемеровской области, выплачивается 25 числа текущего месяца. Окончательный расчет осуществляется 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Суд первой инстанции поставил на обсуждение сторон вопрос о причинах пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и обоснованно пришел к выводу о пропуске данного срока по требованиям, относящимся к 2018 – 2020 годам, январю 2022 года, без уважительных причин, указал в решении, что приведенные стороной истца в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд обстоятельства, не препятствовали истцу своевременно обратиться в суд с соответствующим иском. Мотивы, по которым суд пришел к такому суждению, согласно пункта 2 части четвертой статьи 198 ГПК РФ приведены в решении. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Довод в апелляционной жалобе о длящемся характере спорного правоотношения не опровергает выводы суда.
Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
По смыслу приведенных разъяснений, для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Стороны в судебном заседании не оспаривали, что заработная плата истцу за спорный период выплачивалась без учета ОТС. Таким образом, оснований для вывода о том, что правоотношения сторон по невыплате заработной плату в указанном размере носят длящийся характер, не имеется.
С учетом изложенного и принимая во внимание дату обращения истца в суд с настоящим иском, а также период, за который истец просила взыскать недополученную заработную плату с учетом неправильного ее исчисления с учетом ОТС (2018 – 2021, январь-февраль 2022), судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом срока обращения в суд за период 2018 – январь 2021, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части.
В силу требований абзаца второго части 1 статьи 327.1 ГПК РФ о праве суда апелляционной инстанции самостоятельно разрешать вопрос о принятии и исследовании дополнительных (новых) доказательств оснований для принятия и приобщения к материалам дела копии ответа Минтруда России от 06.12.2022 №14-4\ООГ-7578 на имя Гамазиной И.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 19 октября 2022 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий- И.В.Першина
Судьи- О.А.Овчаренко
О.Н.Калашникова
Мотивированное апелляционное определение составлено 21.02.2023.