Судья Машковцева Е.В. Дело № 33-5859/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Архаровой Л.В. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 24 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе К. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому
в удовлетворении исковых требований К. к Федеральному казенному учреждению СИЗО-3 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 37000 рублей, отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 37 000 руб. за причиненные ему незаконными действиями должностных лиц следственного изолятора, выразившиеся в ненаправлении почтовой корреспонденции в адрес Печорского городского суда, нравственные страдания.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми и постановил приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного в апелляционной жалобе просит К.
Ответчик ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Остальные участвовавшие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте его проведения.
Заявлений и ходатайств об отложении дела в суд не поступило.
Препятствий для судебного разбирательства не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии со ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит.
В силу положений части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В силу пунктов 114, 116 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10.08.2011 № 463, регистрация отправляемых документов осуществляется службой делопроизводства в журнале учета исходящих документов или в электронной базе данных.
Регистрация отправляемых документов осуществляется в день их подписания (утверждения) или на следующий рабочий день.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, осужденный К. <Дата обезличена> передал администрации ФКУ СИЗО-3, где он отбывал наказание с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, для отправки адресованное Печорскому городскому суду Республики Коми заявление, зарегистрированное в журнале учета <Номер обезличен> отправляемых письменных обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО № УФСИН России по Республики Коми.
Согласно журнала учета письмо К. отправлено <Дата обезличена>
Проверкой, проведенной Печорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению К. от <Дата обезличена>, установлен факт нарушения администрацией ФКУ СИЗО - 3 УФСИН России по Республике Коми срока по отправке обращения осужденного в виду отсутствия почтовых марок и конвертов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К. по настоящему делу, суд первой инстанции, учтя установленный факт нарушения, допущенного ответчиком факт несвоевременного направления заявления осужденного, исходил из отсутствия каких-либо доказательств того, что данное нарушение повлекло для истца какие-либо негативные правовые последствия (утрата права на обжалование судебного акта или ответа государственного органа) либо нравственные и физические страдания, являвшиеся бы в данном случае основаниями для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Вывод суда апеллянтом по существу не опровергнут.
Само по себе нарушение установленного законом срока направления корреспонденции при отсутствии доказательств наступления негативных последствий для К. в виде создания препятствий к осуществлению его личных неимущественных прав, свобод и реализации законных интересов не свидетельствует о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения по заявленному К. предмету и избранным основаниям.
Выводы суда первой инстанции основаны на конкретных обстоятельствах данного дела, и оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы К. не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи