Дело № 12-31/2021 21RS0009-01 -2021 -ООО 143-09
РЕШЕНИЕ
с. Красноармейское 18 июня 2021г.
Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Сядарова Н.И., рассмотрев жалобу Антипова JI.B. по делу об административном правонарушении на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимировой О.Г. от 21 мая 2021г. №10-15, которым
директор МУП ЖКХ <адрес> Антипов Леонид Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, место работы по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, д.ЗЗ, признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном
- ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут к административному штрафу в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимировой О.Г. по результатам плановой выездной проверки от 30 октября 2020г. на предмет соблюдения МУП ЖКХ Красноармейского района требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования и соблюдение лицензионных требований вынесено постановление в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ, который подвергнут к административному штрафу в размере 10 000 рублей.
В постановлении указано, что основная деятельность МУП ЖКХ Красноармейского района - распределение пара горячей воды (тепловой энергии), а также обеспечение работоспособности тепловых сетей, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор, обработка, и утилизация отходов.
МУП ЖКХ Красноармейского района осуществляет деятельность на производственных площадках, расположенных по следующим адресам:
- Чувашская Республика, Красноармейский район, правый берег реки Большая Шатьма напротив деревни Передние Карыки- очистные сооружения КОС-1400 м3/сут;
- 429620 Чувашская Республика, Красноармейский район, 1,5 км северо- восточнее от села Красноармейское - полигон ТКО.
МУП ЖКХ Красноармейского района поставлены на учет следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:
- полигон ТКО, код объекта 97-0121-001018-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об
объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW6 от 2020-12-29;
-очистное сооружение КОС-1400 м3/сут; код объекта 97-0121-005547-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW9 от 2020-12-29.
Согласно федеральному статистическому наблюдению по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2020г. у МУП ЖКХ Красноармейского района образовалось 0 т отходов, поступило отходов их других организаций: 1247,741т. Также количество принятых отходов, подтверждается данными учета отходов за 2020г.
В целях охраны окружающей среды и здоровья человека, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, уменьшения количества отходов устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ч.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 roflaN 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Статья 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 года, пунктом 2 которой предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Следовательно, из приведенного выше законодательства усматривается, что с 01 января 2019 года обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направление его на утверждение в уполномоченный орган лежит именно на предприятиях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
В частности до 1 января 2019г. нормативы образования и лимиты на размещения отходов разрабатывали все хозяйствующие субъекты за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (указанная норма вступила в силу с 29.09.2009 согласно ч.2 ст.49 Федерального закона №309-Ф3 и фактически с 29.09.2009 по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства не могли разработать и утвердить в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), субъекты малого и среднего предпринимательства представляли отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за исключением статистической отчетности).
С 01.01.2019 ст. 18 Федерального закона от 2.4 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в МУП Красноармейского района разработан в 2018г. и " утвержден и.о. директора МУП Красноармейского района Пантелеймоновым Н.Г.
Декларацию о воздействии на окружающую среду МУП ЖКХ Красноармейского района в Управление не представлено.
Из вышеизложенного следует, что МУП ЖКХ Красноармейского района осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Тем самым, МУП ЖКХ Красноармейского района нарушены требования, установленные ст.21, ч.1ст.24 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2,4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор МУП ЖКХ Красноармейского района Антипов JI.B. обжаловал в районный суд на предмет изменения в виду необоснованности, указав, что наложенное на него взыскание не отвечает требованиям справедливости о соразмерности, рассматриваемое правонарушение не повлекло причинения существенного вреда охраняемым общественным отношениям также при назначении наказания небыли учтены материальное положение, наличие несовершеннолетнего ребенка, совершение административного правонарушения впервые и отсутствия отягчающих вину обстоятельств.
Антипов J1.B. на судебное заседание не явился, причину неявки в суд не сообщил, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном Ко АП РФ.
Представитель в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых орган или судья в чьем производстве находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Постановлением в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 мая 2021г. директор МУП ЖКХ Красноармейского района Антипов JI.B. признан виновным по делу об административном правонарушении по ст.ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в размере 10 ООО рублей.,
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. явилось осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду не представления декларации о воздействии на окружающую среду МУП ЖКХ Красноармейского района в Управление.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 11 мая 2021г., составленного в отношении директора МУП ЖКХ КрасноармейскЬго района Антипова Л.В., МУП ЖКХ Красноармейского района осуществляет распределение пара горячей воды (тепловой энергии), а также обеспечение работоспособности тепловых сетей, распределение воды для питьевых, и промышленных нужд, сбор, обработка, и утилизация отходов.
МУП ЖКХ Красноармейского района осуществляет деятельность на производственных площадках, расположенных по следующим адресам:
- Чувашская Республика, Красноармейский район, правый берег реки Большая Шатьма напротив деревни Передние Карыки- очистные сооружения КОС-1400 м3/сут;
- 429620 Чувашская Республика, Красноармейский район, 1,5 км северо- восточнее от села Красноармейское - полигон ТКО.
МУП ЖКХ Красноармейского района поставлены на учет следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:
- полигон ТКО, код объекта 97-0121-001018-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW6 от 2020-12-29;
-очистное сооружение КОС-1400 м3/сут; код объекта 97-0121-005547-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об
актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW9 от 2020-12-29.
Из административного дела№10-082-У/2021, возбужденного 11 мая 2021г. в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова JI.B., в частности из уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28 апреля 2021г. следует, что старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашкой Республике Владимирова О.Г. уведомляет должностного лица - директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова J1.B. по адресу Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, д.ЗЗ явиться в Волжско- Камское межрегиональное управление по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д.90 каб.411 для составления и подписания протокола об административном правонарушении по факту осуществления деятельности МУП ЖКХ Красноармейского района в области обращения с отходами производства и потребления без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за которое предусмотрено наказание по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении должностного лица -директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. протокола об административном правонарушении по 4.1 ст.8.2 КоАП РФ, должностное лицо обязано было известить (уведомить) должностного лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать процессуальные права и гарантии. Только в случае надлежащего извещения данного лица протокол мог быть составлен и в отсутствие законного представителя.
Проверяя законность и обоснованность постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эли Чувашкой Республике Владимировой О.Г. судья полагает, что имеются правовые оснований к отмене обжалуемого постановления.
Судья, учитывая отсутствие в материалах дела объективных, достоверных и достаточных доказательств того, что должностное лицо - директор МУП ЖКХ Красноармейского района Антипов Л.В. надлежащим образом было уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и доказательств соблюдения требований статьи 28.2 КоАП РФ при составлении должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования протокола от 11 мая 2021г. об административном правонарушении, предусмотренном
- ст.8.2 КоАП РФ, материалы дела также не содержат.
Протокол составлен в отсутствие должностного лица, при этом данных о надлежащем извещении (уведомлении) директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. о факте, времени и месте составления названных протоколов не имеется. В нарушение ч.2бст.25.15 КоАП РФ данных, свидетельствующих о направлении указанного уведомления по адресу проживания должностного лица, в материалах дела нет.
Положения пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в данном случае применению не подлежат, поскольку определяют порядок признания извещения надлежащим на стадии рассмотрения дела, а не на стадии составления протокола.
Фактически не приложены письменные объяснения самого должностного лица МУП ЖКХ Красноармейского района, сведения о проведении плановой выездной проверки от 30 октября 2020г., выписки из ЕГРЮЛ, хотя указано, что сведения приложены, также доказательства, подтверждающие выводы проверяющего органа совершения административного правонарушения по факту осуществления деятельности МУП ЖКХ Красноармейского района в области обращения с отходами производства и потребления без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за которое предусмотрено наказание по 4.1 ст.8.2 КоАП РФ, также доказательства об обнаружении признаков правонарушения.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Время совершения административного правонарушения также относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Однако время совершения административного правонарушения старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эли Чувашкой Республике Владимировой О.Г. не устанавливалось, в составленном в отношении должностного лица - директора МУП ЖКХ Красноармейского района протоколе при описании события правонарушения указано, что декларацию о воздействии на окружающую среду МУП ЖКХ Красноармейского района не представлено, при том, что вмененное должностному лицу правонарушение не является длящимся.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 11 мая 2021г. не отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, что влечет признание протокола недопустимым доказательством (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ) и, как следствие, недоказанность вины должностного лица -директора МУП ЖКХ Красноармейского района в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В силу требований статьи 28.2 КоАП РФ обязанность сформулировать предъявляемое лицу обвинение в протоколе об административном правонарушении лежит на должностном лице, составляющем данный протокол.
Между тем, возвращение материалов дела должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное следует из положений статьи 29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в абзаце 5 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", согласно которым возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, событие вмененного должностному лицу административного правонарушения надлежащим образом в постановлении не изложено, и возможность восполнить данный недостаток процессуального акта, являющегося обязательным по настоящему делу, отсутствует.
Допущенное при возбуждении настоящего дела нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным.
В силу положений ч. ч. 1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эли Чувашкой Республике Владимировой О.Г. от 21 мая 2021года №10-15, и подлежит прекращению производство по делу по пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эли Чувашкой Республике Владимировой О.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица -директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Леонида Владимировича отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием события правонарушения.
Председательствующий