Дело № 2-924/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Тимаковой О.В.,
с участием истцов КТМ,
ПичуеваА.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КТМ, ПАН к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что они постоянно проживают семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
КАК имеет регистрацию по месту жительства, КТМ и ПАН не имеют регистрации по указанному адресу, иного жилья в собственности у них нет.
Указанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район».
В результате чего истцы являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации, у них пострадал земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и находящийся на нем жилой дом с надворными постройками, полностью утрачено совместно нажитое имущество первой необходимости, причинены нравственные страдания.
За истцами признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей каждому, в общей сумме 30000 рублей, в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости истцам отказано, в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу.
С учетом изложенного, истцы просят суд:
- признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года;
- установить факт их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края;
- признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 300000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края;
- обязать ответчиков включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2021 года на территории Забайкальского края;
- обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 300000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истец Кузнецова Т.М. пояснила, что они с семьей проживают по ул. Журавлева с 2009 года, с истцом КАК она состоит в зарегистрированном браке, истец ПАН является ее сыном. Он и сын зарегистрированы в <адрес>, данный дом сгорел, а регистрация в нем осталась.
Истец КАК пояснил, что ему выплачена единовременная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества, в связи с чем, он отказывается от своих требований.
Определением Шилкинского районного суда от 15.09.2021г. производство по иску в части требований ПАН прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований.
Истец ПАН в судебном заседании пояснил, что он с семьей проживает по <адрес> с 2009 года, зарегистрирован по адресу <адрес>.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому принятие решения по исковым требованиям оставил на усмотрение суда.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в письменном отзыве на иск указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 502. Ссылается на то, что предоставленная копия акта обследования не содержит заключение о принятом решении комиссией, не указана сумма компенсации, акт не оформлен надлежащим образом, не утвержден главой. Приводит доводы о том, что на день введения режима чрезвычайной ситуации у истцов отсутствует обязательное наличие условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, нарушение условий жизнедеятельности гражданина (утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. В полномочия Министерства не входит рассмотрение вопросов предоставления финансовой помощи за счет средств выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в письменном отзыве указал, что Управление является не надлежащим ответчиком по делу, не уполномочено принимать решение о признании граждан пострадавшими от чрезвычайных ситуаций, устанавливать факт постоянного проживания, признавать право на получение компенсации, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований к ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, изменить статус Управления на третье лицо на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил дело рассмотреть в их отсутствие. Указал, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости не составляет, в состав комиссии по формированию списков не входит, выплату единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не производит.
Представители ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, возражений по иску не предоставили.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Свидетель ВИЛ пояснила суду, что истцы ее соседи, проживают на одной улице через семь домов. Она проживает с 2011 года, истцы уже там проживали, это их постоянное место жительства. Семья у них из 3 человек, она видела их периодически, видела до наводнения, после наводнения.
Свидетель ХНВ пояснила суду, что истцы ее соседи проживают на одной улице через два дома. Она проживает с 1991 года, истцы проживают более 5 лет, это их постоянное место жительства.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 N 46 был введен на территории Забайкальского края режим чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями.
Пунктом 1 указанного Постановления с 18 июня 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах, в том числе муниципального района «Шилкинский район».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.06.2021 N 212 (ред. от 09.08.2021) утвержден «Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" (далее Порядок № 212).
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 212, в целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи (далее - списки).
Списки пострадавших граждан формируются комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
Согласно пункта 3 Порядка № 212, пострадавшие граждане имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека.
Пунктом 4 Порядка № 212 закреплено, что предоставление пострадавшим гражданам выплаты осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное (фактическое) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
2) нарушение условий жизнедеятельности пострадавшего гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 4(1) Порядка № 212, факт постоянного (фактического) проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):
1) справки, выданные органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями;
2) выписка из домовой книги;
3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) утвержден «Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Порядок).
В силу п.1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).
В силу п.2, в целях настоящего Порядка:
1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки);
2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п.4 Порядка, пострадавшие граждане имеют право на:
1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
В соответствии с п.7 данного Порядка, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.
В соответствии с п.12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> находился в зоне затопления, произошедшего 22 июля 2021 года.
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №265 созданы комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года.
Согласно справке Администрации городского поселения «Шилкинское», истцы не включены в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что истцы имеют регистрацию в <адрес>, указанный дом сгорел.
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего КАК утрачено частично, истцы К и ПАН в акте не указаны.
В заключении об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от 22.07.2021 г. указан КАК и истцы как члены его семьи, установлено, что условия жизнедеятельности семьи нарушены.
Из пояснений истцов следует, что они включены в списки на получение единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей каждому, как пострадавшие от произошедшего наводнения.
Допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили факт постоянного проживания истцов по указанному адресу.
Кроме того, в подтверждение заявленных требований истцами предоставлены медицинская справка № 63 от 2019 года на имя истца ПАН, адрес его проживания значится в <адрес>.
Также представлены почтовые конверты на имя истцов, по адресу: <адрес>.
В заявлении от 12.11.2015г. на имя директора МОУ Шилкинской общеобразовательной школы КТМ указывает адрес места жительства в <адрес>.
Кроме того, представлена повестка от 12.04.2019 года на имя ПАН о призыве его в армию с адреса <адрес>.
В 2018 году проводилось обследование жилищно-бытовых условий семьи по указанному адресу.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы на протяжении длительного времени проживают своей семьей в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, их имущество утрачено полностью, в связи с чем, они имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.
При этом суд учитывает, что истцы включены в списки на получение единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей каждому. Данное обстоятельство не является спорным.
Вместе с тем, оснований для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества не имеется, поскольку в акте обследования указано, что имущество утрачено частично. Доказательств в подтверждение доводов о полной утрате имущества, истцами не предоставлено.
С учетом требований действующего законодательства, суд считает правильным указать в резолютивной части решения, что суммы компенсации должны быть выплачены за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края, а не в порядке, указанном истцом в заявленных требованиях.
В связи с тем, что истцом к ответчикам Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю исковые требования не предъявлены, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам отказать.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КТМ, ПАН удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания КТМ, ПАН в жилом помещении по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Признать за КТМ, ПАН право на получение финансовой помощи в связи с полной частичной имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому в общей сумме 100000 рублей, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить КТМ, ПАН в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу КТМ, ПАН финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому, в общей сумме 100 000 рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В удовлетворении требований к Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю – отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года.
Председательствующий И.П. Сатина