Дело № 12-18/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 февраля 2019 года г.Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска Опалей С.Н., рассмотрев жалобу защитника Махно А.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федерального округу от 04 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Газэнергосеть Дальний Восток»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 от 06 ноября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Газэнергосеть Дальний Восток». Данное постановление направлено в Департамент Росприроднадзора по ДФО.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федерального округу ФИО3 от 04 декабря 2018 года ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выявленные в ходе проведения проверки в период с 30 октября 2018 по 06 ноября 2018 года в отношении ООО «Газэнергосеть Дальний Восток», а именно: в осуществлении деятельности в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов отходов 1-4 класса опасности, чем нарушены требования ч. 3, 4 ст. 14, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Защитник Махно А.Н. обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой, не оспаривая существа правонарушения, просит постановление изменить, применив положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизить размер административного штрафа до 50000 рублей, поскольку негативных последствий не наступило, сам факт привлечения Общества к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию и позволяет достичь целей, установленных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Также указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебном заседании должностное лицо Росприроднадзора ФИО3 с доводами жалобы не согласился, пояснил, что оснований для применения положений ст. 2.9, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется. Просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица и его защитника Махно А.Н., Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не поступало, защитник Махно А.Н. просил дело рассмотреть в его отсутствие, что судья в силу ст. 30.6 КоАП РФ считает возможным.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения должностного лица ФИО3, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, предусмотренного названной статьей, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья урегулирован Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗотходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за и исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций по разработке проектов
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, основными задачами при разработке указанного проекта являются: определение (расчет) нормативов образования отходов; определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов; обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания; обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее – Правила).
Согласно указанным Правилам паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также
оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 Правил).
Паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (п. 4 Правил).
Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений (п. 5 Правил).
Юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 6 Правил).
На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись (п. 7 Правил).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки от 29.10.2018 № в период с 30 октября 2018 по 06 ноября 2018 года Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» требований законодательства об отходах производства и потребления на территориях города Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Амурского, Солнечного, Верхнебуреинского районов Хабаровского края и выполнения задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДАТА №.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» на территории города Комсомольска-на-Амуре образуются отходы производства и потребления, что подтверждается данными учета в области обращения с отходами за истекший период 2018 года. При этом, предприятие осуществляет свою деятельность в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов отходов I-IV классов опасности, что является нарушением ч. 3, 4 ст. 14, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Установленные в ходе проверки обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
Факт совершения Обществом инкриминируемого правонарушения и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.11.2018; решением о проведении проверки № от 29.10.2018; ответом ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» о направлении информации по проверке от 31.10.2018; данными учета в области обращения с отходами, утвержденными 15.02.2018; выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела, которые были оценены при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив совокупность указанных доказательств, должностным лицом административного органа сделан обоснованный вывод о виновности ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку, имея реальную возможность для соблюдения норм и правил, установленных действующим законодательством, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных санитарно-эпидемиологических требований.
С учетом изложенного, должностное лицо административного органа пришло к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Что касается довода о применении положения ст. 2.9 КоАП РФ, то в данном случае при обсуждении вопроса о возможности освобождения ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния следует учесть, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на интересы государства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Существенная угроза охраняемым интересам в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий, а в несоблюдении требований по обеспечению охраны окружающей среды и природопользования. При таких обстоятельствах, а также учитывая множественность эпизодов неисполнения законодательства в области обеспечения охраны окружающей среды и природопользования, совершенное административное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Материалы дела и жалобы не содержат доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих об избыточном ограничении прав Общества и невозможности уплаты административного штрафа в определенном должностным лицом размере.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ. Оснований для снижения размера назначенного административного штрафа, вопреки доводам жалобы не имеется, о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в жалобе не говорится.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, жалоба защитника Махно А.Н. не содержит доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления и оснований к его изменению, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
<данные изъяты>
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федерального округу от 04 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» – оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Газэнергосеть Хабаровск» Махно А.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Судья С.Н. Опалей
Копия верна, судья С.Н. Опалей