Дело № 2-338/2024
УИД 76RS0021-01-2024-000132-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Стародыновой Л.В.,
при помощнике судьи Овтиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница», Министерству имущественных отношений Ярославской области о возложении обязанности привести участок проезжей части на территории учреждения в соответствии с нормативными требованиями,
у с т а н о в и л:
Тутаевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница», Министерству имущественных отношений Ярославской области.
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения указал, что Тутаевской межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением, проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при проезде по территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница» от помещения бюро ритуальных услуг «Ритуалсервис» (здание №) до приемного отделения центральной районной больницы. При обследовании проезда от здания № до приемного отделения установлено, что в нарушение нормативных требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (ГОСТ Р50597-2017) проезжая часть имеет сплошное разрушение дорожного покрытия; допущены повреждения в виде сетки раскрытых необработанных трещин, неровностей и просадок. Повреждения составляют более половины от общей площади обследуемого участка. В нарушение нормативных требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р50597-2017 покрытие проезжей части загрязнено строительным мусором, грунтом, песчано-гравийной смесью и скоплением сточной дождевой воды. В нарушение нормативных требований раздела 12 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на всем протяжении обследуемого участка проезда отсутствуют системы поверхностного водоотвода. Выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии проезда угрожают безопасности дорожного движения. Последствиями бездействия хозяйствующих субъектов могут стать угроза жизни, здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц. Проезд от помещения бюро ритуальных услуг «Ритуалсервис» (здание №) до приемного отделения Тутаевской центральной районной больницы является дорогой (частью дороги), по которой осуществляется проезд транспортных средств к общественным зданиями учреждениям, расположенным на территории учреждения здравоохранения, то есть эта дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средства и пешеходов, из чего следует, что указанный проезд относится к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Ярославской области, полномочия собственника земельного участка осуществляет Министерство имущественных отношений Ярославской области. Поскольку надлежащее содержание технического состояния проезда направлено на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, при названных обстоятельствах обязанность по его ремонту возлагается на собственника. Последствиями ненадлежащего содержания указанной автомобильной дороги может стать причинение вреда жизни и здоровью граждан, которые являются участниками дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит: обязать ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», Министерство имущественных отношений Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести участок проезжей части, расположенный на территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, от помещения бюро ритуальных услуг «Ритуалсервис» (здание №) до приемного отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница», в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017, СП 42.13330.2016 путем проведения капитального ремонта.
В судебном заседании помощник прокурора Топтыгина Е.С. исковые требования поддержала по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» в судебное заседание представила отзыв, который поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорный земельный участок ей не принадлежит, кроме того проезд к больнице по данному участку закрыт, ремонтировать указанный участок нецелесообразно, так как он постоянно подтопляется.
Ответчик Министерство имущественных отношений Ярославской области в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв, в котором указал, что спорный участок дороги как объект недвижимости на указанном земельном участке не зарегистрирован, в выписке ЕГРН в разделе кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости дорога не значится, таким образом спорный участок дороги не является автомобильной дорогой общего пользования, предназначенной для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Проезды и проходы, расположенные между зданиями на данном земельном участке, предназначены для осуществления деятельности учреждения. Компетенция министерства как собственника имущества учреждения установлена разделом 4 Устава учреждения, пунктом 3.1.2.2 Положения о министерстве имущественных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о министерстве), и постановлением Правительства области Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке осуществления органами исполнительной власти Ярославской области функций и полномочий учредителя и собственника имущества государственного казенного учреждения Ярославской области, государственного бюджетного учреждения Ярославской области» (далее - постановление №-п). Из указанных в Уставе учреждения, Положении о министерстве и постановлении №-п полномочий на министерство не возложена обязанность в части несения ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Финансирование должно обеспечивать основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью. Деятельность бюджетного учреждения финансируется собственником его имущества. Собственником имущества ГУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» является Ярославская область. Бюджетные учреждения осуществляют деятельность в соответствии с государственными заданиями, которые формирует и утверждает осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующий орган. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О функциональной подчиненности государственных учреждений <адрес>» ГУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» функционально подчинено министерству здравоохранения и фармации Ярославской области, который является учредителем учреждения. Согласно Положению о министерстве здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ №, министерств является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Кроме того, министерство здравоохранения и фармации Ярославской области разрабатывает предложения по формированию расходов областного бюджета на здравоохранение области в части финансового обеспечения деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ярославской области, учитывая изложенное в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России " Тутаевский" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее Хабаров Д.А. в судебных заседаниях исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители третьих лиц – Министерство здравоохранения и фармации Ярославской области, Администрации ТМР, МУП «Тутаевские коммунальные системы», ИП Слушаев П.Ю, ГП ЯО «Северный водоканал» в судебное заседание не направились, извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) ремонт и содержание автомобильных дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документом возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу положений ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с п. 11.7 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» проездом является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ отделом ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния проезда на территории ГБУЗ ЯО «Тутаевская центральная районная больница», ведущего от здания № до приемного отделения учреждения здравоохранения. Проверкой удостоверено, что в нарушение нормативных требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (ГОСТ Р5О597-2017) на проезде от здания № до приемного отделения проезжая часть имеет сплошное разрушение дорожного покрытия; допущены повреждения в виде сетки раскрытых необработанных трещин, неровностей и просадок. Повреждения составляют более половины от общей площади обследуемого участка. В нарушение нормативных требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р50597-2017 покрытие проезжей пасти загрязнено строительным мусором, отходами дорожного производства (асфальтовой крошкой), грунтом и песчано-гравийной смесью. В нарушение нормативных требований раздела 12 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2016) на всем протяжении обследуемого участка проезда отсутствуют системы поверхностного водоотвода.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора департамента здравоохранения и фармации ЯО начальником ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский» вынесено представление с целью принятия мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на участке проезда от помещения бюро ритуальных услуг «Ритуалсервис» (здание №) до приемного отделения ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», а именно произвести устройство дорожного покрытия и водоотводных сооружений, соответствующих нормативным требованиям ГОСТ Р50597-2017 и СП 42.13330.2016.
Из ответа на представление следует, что в 2023 году из областного бюджета на выполнение ремонтных работ дорог на территории медицинских организаций ЯО из областного бюджета выделено 100 млн.руб.. В перечень первоочередных медицинских организаций для проведения ремонтных работ дороги в ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» не была включена.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Тутаевской межрайонной прокуратурой вынесено решение о проведении проверки по обращению ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский» о соблюдении требования законодательства о безопасности дорожного движения на территории ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При обследовании проезда от здания № до приемного отделения установлено, что в нарушение нормативных требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (ГОСТ Р50597-2017) проезжая часть имеет сплошное разрушение дорожного покрытия; допущены повреждения в виде сетки раскрытых необработанных трещин, неровностей и просадок. Повреждения составляют более половины от общей площади обследуемого участка. В нарушение нормативных требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р50597-2017 покрытие проезжей части загрязнено строительным мусором, грунтом, песчано-гравийной смесью и скоплением сточной дождевой воды. В нарушение нормативных требований раздела 12 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на всем протяжении обследуемого участка проезда отсутствуют системы поверхностного водоотвода.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» вынесено представление о принятии мер направленных на устранение выявленных нарушений.
Из письма Министерства здравоохранения ЯО от ДД.ММ.ГГГГ о направлении информации в прокуратуру Тутаевского района ЯО следует, что в настоящее время запланирован капитальный ремонт дорожного полотна на территории ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», в том числе участка от въезда со стороны <адрес> до приемного отделения. Составлена проектно-сметная документация, которая в настоящее проходит экспертизу. Денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ году на выполнение ремонтных работ предусмотрены. Также составлена проектно-сметная документация на ремонт дорожного полотна на территории ЦРБ на площади 980 кв.м., проектно-сметная документация готовится для прохождения экспертизы. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Ярославской области, полномочия собственника земельного участка осуществляет Министерство имущественных отношений Ярославской области.
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношения ЯО от ДД.ММ.ГГГГ №-Р прекращено право ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» бессрочного пользования земельного участка с КН №, участок включен в состав казны Ярославской области.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, является собственностью Ярославской области, полномочия собственника земельного участка осуществляет Министерство имущественных отношений Ярославской области.
Судом установлено, что проезд от помещения бюро ритуальных услуг «Ритуалсервис» (здание №) до приемного отделения Тутаевской центральной районной больницы является дорогой (частью дороги), по которой осуществляется проезд транспортных средств к общественным зданиями учреждениям, расположенным на территории учреждения здравоохранения, то есть эта дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средства и пешеходов, из чего следует, что указанный проезд относится к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Ярославской области, полномочия собственника земельного участка осуществляет Министерство имущественных отношений Ярославской области.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению. Указанные прокурором сроки для проведения работ являются разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области (ИНН №) удовлетворить частично.
Возложить на Министерство имущественных отношений Ярославской области (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести участок проезжей части, расположенный на территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, от помещения бюро ритуальных услуг «Ритуалсервис» (здание №) до приемного отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница», в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017, СП 42.13330.2016 путем проведения капитального ремонта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В.Стародынова