РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2024 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе
председательствующего судьи Волкова В.В.,
при секретаре Муравлевой В.С.,
с участием
представителя истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2,
ответчика Васильевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1679/2024 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Васильевой Людмиле Анатольевне о признании права собственности на жилой дом отсутствующим и исключении из ЕГРН сведений об объекте недвижимости,
установил:
обратившись с указанным исковым заявлением, с учетом уточнений, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просило признать отсутствующим право собственности Васильевой Л.А. на жилой дом, КН №, площадью 119,9 кв.м, расположенный по адресу: РФ, городской округ <адрес> и исключить из ЕГРН сведения об объекте недвижимости.
Исковые требования основаны на том, что на основании распоряжения министерства экономического развития Тульской области от 29 февраля 2016 года ФИО1 в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком с КН №. 21 марта 2017 года на основании указанного распоряжения между Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> (арендодатель) и гражданином ФИО1 заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №. 24 августа 2017 года между Министерством имущественных и земельных отношений <адрес>, ФИО1 и Васильевой Л.А. составлено и подписано соглашение о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно которому ФИО1 передал Васильевой Л.А. права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 21 марта 2017 года № №. На данном земельном участке Васильева Л.А. возвела жилой дом и зарегистрировала право собственности на него.
14 мая 2024 года Васильева Л.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
17 мая 2024 года и 24 июля 2024 года Министерством произведено обследование земельного участка, составлены акты осмотра с фотоматериалами, согласно которым на территории участка расположен объект незавершенного строительства, не имеющий окон и входной двери. Истец считает, что указанный объект не подпадает под признаки капитального и не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ГК РФ и ЗК РФ, а также сводам правил и иным нормативным актам. Полагает, что Управлением Росреестра по Тульской области произведена регистрация права собственности на мнимый объект недвижимости, в связи с чем просит признать зарегистрированное право собственности Васильевой Л.А. на индивидуальный жилой дом, КН №, площадью 119,9 кв.м, расположенный по адресу: РФ, городской округ <адрес> отсутствующим и исключить из ЕГРН сведения об объекте недвижимости.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Васильева Л.А. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером №, используемого ею по договору аренды, она возвела на нем капитальное строение – индивидуальный жилой дом и зарегистрировала на него право собственности. Дом возведен на фундаменте, имеет кирпичные стены, кровлю, в настоящее время установлены окна и двери. В 2018 году осуществлено технологическое присоединение электрических сетей. В связи с изложенным считает, что нет оснований для признания ее права собственности на жилой дом отсутствующим.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в Тульской области, администрации г.Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не представили.
С учетом мнения представителя истца и ответчика, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпункт 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ определяет, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Проверяя обоснованность требований истца, суд установил, что на основании распоряжения министерства экономического развития Тульской области от 29 февраля 2016 года ФИО1 в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. 21 марта 2017 года на основании указанного распоряжения между Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> (арендодатель) и гражданином ФИО1 заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №. 24 августа 2017 года между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области, ФИО1 и Васильевой Л.А. составлено и подписано соглашение о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно которому ФИО1 передал Васильевой Л.А. права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 21 марта 2017 года № (л.д.7-12).
Согласно техническому плану от 22 апреля 2024 года в пределах земельного участка с кадастровым номером № в 2024 году возведен одноэтажный жилой дом, общей площадью 119,9 кв.м. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что Васильева Л.А. зарегистрировала своей право собственности на указанный жилой дом с КН № (л.д.20-24).
Строительство жилого дома соответствует разрешенному использованию земельного участка. Основания ставить под сомнение законность использования земельного участка по договору аренды и соглашению, заключенному между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области, ФИО1 и Васильевой Л.А. отсутствуют.
Оценивая доводы истца о том, что регистрация права на спорный объект недвижимости является незаконной, поскольку строительство объекта не завершено, суд учитывает, что в силу ст.287.1 ГК РФ право собственности, в том числе, на объект незавершенного строительства, возникает у лица, которому находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен для создания соответствующей недвижимой вещи, если настоящим Кодексом, другим законом или договором не предусмотрено иное.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В силу части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, действующее законодательство допускает регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства, в связи с чем доводы истца в этой части несостоятельны.
Спорный жилой дом поставлен на кадастровый учет и право на него зарегистрировано за Васильевой Л.А. на основании следующих документов, представленных ею в Управление Росреестра по Тульской области: договора аренды земельного участка, на котором осуществлено строительство; технического плана от 22 апреля 2024 года, где спорный объект поименован как жилой дом; а также декларации об объекте недвижимости, чем выполнены требования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при регистрации права собственности на объект недвижимости.
В то же время истцом не представлены доказательства, что спорный объект недвижимости – жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за истцом, имеет признаки мнимого объекта незавершенного строительства.
Как следует из актов осмотра, составленных представителями Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, и фотоматериалов, жилой дом по адресу: <адрес>, является кирпичным, возведен на фундаменте и имеет кровлю. Из дополнительных фотоматериалов ответчика следует, что в доме имеются окна и дверь. Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 2018 года сетевой организацией ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра и Приволжья» осуществлено технологическое присоединение объектов электроэнергетики по вышеуказанному адресу на земельном участке с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания вышеуказанного жилого дома мнимым объектом.
Ссылки истца на Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, являются необоснованными, поскольку в силу п.2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения и не подлежит применению при оценке законности регистрации вновь возведенного строения.
Иные доказательства незаконности действий истца при регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> суду не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании отсутствующим права собственности на жилой дом и исключении из ЕГРН сведений об указанном объекте недвижимости являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Васильевой Людмиле Анатольевне о признании права собственности на жилой дом, КН №, площадью 119,9 кв.м, расположенный по адресу: РФ, городской округ <адрес> отсутствующим и исключении из ЕГРН сведений об указанном объекте недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий В.В. Волков