РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
12 февраля 2018 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Гарибове Р.Б.о.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– (в„–) РїРѕ РёСЃРєСѓ РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Комсомольского района Рі. Тольятти РІ интересах Р¤РРћ1 Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти Рѕ предоставлении жилого помещения,
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Комсомольского района Рі. Тольятти РІ интересах Р¤РРћ1 обратился СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти Рѕ предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Представитель прокуратуры Р¤РРћ8 РІ судебном заседании исковые требования поддержал, СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что истец относится Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, мать лишена родительских прав, отец умер. Распоряжением заместителя РјСЌСЂР° Рі.Рѕ. Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ/5 Р¤РРћ1 СЃ составом семьи 1 человек включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. До настоящего времени жилье Р¤РРћ1 РЅРµ предоставлено, чем нарушены его права, предоставленные законом. РџСЂРѕСЃРёС‚ обязать Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти предоставить Р¤РРћ1 жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма РїРѕ месту жительства РёР· специализированного жилищного фонда, площадью РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј, благоустроенное, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям, РЅР° состав семьи РѕРґРёРЅ человек.
Рстец Р¤РРћ1 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате, времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений Рѕ рассмотрении делав его отсутствие, либо ходатайство РѕР± отложении дела СЃСѓРґСѓ РЅРµ представил.
Представитель Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти Р¤РРћ9, действующий РїРѕ доверенности, РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал, РїРѕ основаниям изложенным РІ письменных возражениях. РџСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать.
Проверив материала дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, относится Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Р¤РРћ2 лишена родительских прав РІ отношении Р¤РРћ1, что подтверждается решением Кошкинского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Отец Р¤РРћ1 – Р¤РРћ3 умер ДД.РњРњ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством Рѕ смерти серии I-ЕР№ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации <адрес> в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ над несовершеннолетним Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, установлена опека Рё назначен опекун – Р¤РРћ4.
Согласно справке в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ5 обучался РІ ГБОУ школе-интернате в„– Рі.Рѕ. Тольятти СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ (приказ в„–Сѓ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ) РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ (приказ в„–Сѓ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ) Рё находился РЅР° неполном государственном обеспечении.
Распоряжением заместителя РјСЌСЂР° Рі.Рѕ. Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ/5 Р¤РРћ1 включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек.
Р¤РРћ1 является студентом 2-РіРѕ РєСѓСЂСЃР° очной бюджетной формы обучения РІ РіСЂСѓРїРїРµ РџРџ-116 РїРѕ профессии – 18880 Столяр строительный РІ ГАПОУ РЎРћ «Колледж технического Рё художественного образования <адрес>В», что подтверждается справкой в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Согласно выписке РёР· поквартирной карточки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 зарегистрирован РІ жилом РґРѕРјРµ общей площадью 79,9 РєРІ.Рј., жилой площадью 55,4 РєРІ.Рј. РїРѕ адресу: <адрес>, РїСЂ-Рґ Рркутский, 36, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. РџРѕ указанному адресу зарегистрированы также Р¤РРћ4 (тетя Рё опекун), Р¤РРћ6 (брат).
Р’ материалах дела имеется справка РњРЈРџ Рнвентаризатор РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, согласно которой Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., РІ реестре собственников РЅРµ значится, право приватизации РІ <адрес> РЅРµ использовал.
Другого жилья Р¤РРћ1 РЅРµ имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из поквартирной карточки, карточкой регистрации, уведомлениями Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:… общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Распоряжением заместителя РјСЌСЂР° Рі.Рѕ.Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ/5 Р¤РРћ1 включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Представитель ответчика РЅРµ оспаривает, что Р¤РРћ1 состоит РІ списках детей СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся РІ жилом помещении Рё подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако РґРѕ настоящего времени жильем РЅРµ обеспечен.
Право Р¤РРћ1 РЅР° получение жилого помещения РёР· специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося РІ жилом помещении Рё состоящего РІ списках детей СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РЅР° получение данного жилого помещения, представитель ответчика РІ судебном заседании РЅРµ РѕСЃРїРѕСЂРёР».
РР· вышеизложенных РЅРѕСЂРј действующего законодательства следует, что обязанность РїРѕ обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена РЅР° орган местного самоуправления.
Факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, также не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции администрации городского округа Тольятти.
Доводы представителя администрации г.о. Тольятти о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
При этом, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
Учитывая вышеизложенное, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что Р¤РРћ1 имеет право РЅР° обеспечение жилым помещением РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Рё должен быть обеспечен жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Рсковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти предоставить Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма РїРѕ месту жительства РёР· специализированного жилищного фонда, площадью РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј, благоустроенное, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям, составом семьи 1 (РѕРґРёРЅ) человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.02.2018.
Председательствующий: А.В. Сураева