Дело № 2-1123/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Андрияновой О.М.
с участием истца Мариновой С.И.
ответчиков Емельяновой Е.И., Осипова А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мариновой С.И. к Емельяновой Е.И., Осипову А.И. о признании права собственности на земельный участок
У С Т А Н О В И Л:
Маринова С.И. обратилась в суд с иском к Емельяновой Е.И., Осипову А.И. о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО1.
После смерти матери ФИО1 открылось наследство, состоящее из земельного участка площадью 400 кв. метров кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>
Она своевременно вступила во владение наследственным имуществом, оплачивает за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, обрабатывает земельный участок и содержит его в надлежащем состоянии.
В виду отсутствия у наследодателя надлежаще оформленных документов на земельный участок она не смогла представить своевременно документы для получения свидетельства о праве на наследство, однако вступив во владение наследственным имуществом, полагает, что приобрела право собственности на наследственный земельный участок.
Истица просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 400 кв. метров кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>
Истица Маринова С.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что постановлением главы администрации Чебоксарского района чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № ее матери ФИО1 был предоставлен земельный участок для садоводства в садоводческом товарищества «<данные изъяты>». Данным земельным участком они пользовались совместно с матерью и после ее смерти земельный участок перешел в ее фактическое владение. Никто из других наследников по закону на этот земельный участок не претендуют и свои наследственные права на него через нотариуса не оформляли. Считает, что со дня открытия наследства она вступила во фактическое владение земельным участком и приобрела на него право собственности.
Ответчики Емельянова Е.И., Осипов А.И. в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска Мариновой С.И., пояснив, что после смерти матери на принятие в порядке наследования земельного участка в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» они не претендовали, им было известно, что земельным участком пользуется единолично истица Маринова С.И., против чего они не возражают.
Выслушав пояснения истца, ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 (Маринова после заключения брака) С.И. является дочерью наследодателя ФИО1, следовательно, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ Маринова С.И. относится к наследникам первой очереди по закону и призывается к наследованию.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании все имущество умершего переходит к его наследникам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Из копии постановления главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что членам садоводческого товарищества «<данные изъяты>» предоставлены в собственность земельные участки для садоводства.
Согласно архивной выписке из списка членов садоводческого товарищества «<данные изъяты>» Чебоксарского района имеющих право на получение бесплатного земельного участка под № значится ФИО1.
Согласно государственному акту № №- наследодатель являлся членом садоводческого товарищества и на законных основаниях владел земельным участком на территории садоводческого товарищества «<данные изъяты>», исполнял обязанности члена садоводческого товарищества.
Из копии кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> составляет 400 кв. метров, его правообладателем является ФИО1
Таким образом, приведенные письменные доказательства подтверждают, что на момент смерти ФИО1 владела земельным участком на праве собственности, и в соответствии со ст. 1181 ГК РФ данный земельный участок переходит к наследникам умершего.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из показаний истицы Мариновой С.И. и не оспаривается ответчиками Емельяновой Е.И. и Осиповым А.И., после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, истец пользовалась земельным участком, обрабатывала земельный участок и выращивала урожай, что свидетельствует о несении истцом расходов на содержание наследственного имущества, вступлении во владение земельным участком.
Приведенные действия наследника Мариновой С.И. свидетельствуют о совершении ею действий по принятию наследства после смерти своей матери ФИО1
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, истица Маринова С.И. приняв наследство после смерти ФИО1, с момента открытия наследства приобрела право собственности на земельный участок, и ее требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Мариновой С.И. удовлетворить.
Признать за Мариновой С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок для садоводства площадью 400 кв.метров с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева