Решение по делу № 2а-3216/2020 от 06.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3216/2020 по административному исковому заявлению Харитоненко П.В. к администрации города Иркутска о признании ответа на уведомление о проведении публичного мероприятия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Харитоненко П.В. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации города Иркутска, в котором просит признать ответ администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ на уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга незаконным.

В обоснование заявленного требования указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в адрес администрации города Иркутска были поданы уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 15-00 до 18-00 часов в <адрес> публичных мероприятий в форме митинга и демонстрации с
использованием звукоусиливающей аппаратуры с предполагаемым количеством участников 200 человек. Цель публичного мероприятия «Против узурпации власти, нарушений избирательных прав и преследования политических оппонентов. В поддержку протестующих в Хабаровском крае. В защиту экологии». Уведомления были зарегистрированы в администрации г. Иркутска с присвоением входящих , . ДД.ММ.ГГГГ посредством смс-сообщения он был проинформирован о результатах рассмотрения поданных уведомлений. ДД.ММ.ГГГГ им было получено письмо-ответ датированное ДД.ММ.ГГГГ, подписанное начальником управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью ФИО5. В письме ему сообщалась следующая информация, что проведение планируемых им публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Письмо администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ полагает незаконным, поскольку оно нарушает права административного истца, гарантированные ст.19 (часть 1), 29, 31, 32 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.19, 21 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966, статьями 10,11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950.

В судебном заседании административный истец Харитоненко П.В. поддержал заявленное требование по доводам и правовым основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации города Иркутска Кабалюк П.Ю. в судебном заседании возражал против заявленного требования, по основаниям и доводам изложенным в письменном отзыве на административный иск Харитоненко П.В. Дополнительно суду пояснил, что оспариваемое письмо является отказом в проведении публичного мероприятия, а не предложением об изменении места и времени публичного мероприятия.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Харитоненко П.В. подал в администрацию г. Иркутска уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на ДД.ММ.ГГГГ с 15.00 до 16.30 часов, место проведения: площадь возле памятника Александру III на бульваре Гагарина; Цель данных публичных мероприятий – «Против узурпации власти, нарушений избирательных прав и преследования политических оппонентов. В поддержку протестующих в <адрес>. В защиту экологии»; форма публичного мероприятия – митинг с использованием звукозаписывающей аппаратуры; формы и методы обеспечения общественного порядка, организация медицинской помощи – обеспечение участников информацией о номере вызова полиции и скорой помощи (мобильная связь); предполагаемое количество участников – 200 человек; сведения об организаторе публичного мероприятия – Харитоненко П.В..; сведения о лицах, уполномоченных осуществлять распорядительные функции при проведении публичного мероприятия – за общественный порядок – Харитоненко П.В.; за медицинскую помощь –ФИО7

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Харитоненко П.В. подал в администрацию г. Иркутска уведомления о проведении публичного мероприятия в форме демонстрации на ДД.ММ.ГГГГ с 16.30 до 18.00 часов, место и маршрут проведения начало: площадь возле памятника Александру III на бульваре Гагарина, конец: сквер им. Кирова, возле фонтана, движение участников будет происходить по тротуарам и пешеходным переходам; Цель данных публичных мероприятий – «Против узурпации власти, нарушений избирательных прав и преследования политических оппонентов. В поддержку протестующих в <адрес>»; форма публичного мероприятия – демонстрация с использованием звукоусиливающей аппаратуры; формы и методы обеспечения общественного порядка, организация медицинской помощи – обеспечение участников информацией о номере вызова полиции и скорой помощи (мобильная связь); предполагаемое количество участников – 200 человек; сведения об организаторе публичного мероприятия – Харитоненко П.В..; сведения о лицах, уполномоченных осуществлять распорядительные функции при проведении публичного мероприятия – за общественный порядок – Харитоненко П.В.; за медицинскую помощь –ФИО7

Как следует из письма администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления, поданные Харитоненко П.В. – ДД.ММ.ГГГГ, о проведении митинга, демонстрации ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены. Предоставлена информация о том, что в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», (далее - Указ) проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских,
рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан приостановлено. В соответствии с методическими рекомендациями для определения показателей, которые являются основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 08.05.2020, решение о проведении массовых мероприятий принимается отдельно после стабилизации эпидемической ситуации, завершения поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19. Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в редакции от 11.09.2020, (далее - Указ) не регламентировано разрешение
проведения массовых мероприятий. Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», (далее – Закон №52- ФЗ) граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Положениями п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что осуществление свободы на выражение мнения может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе, в том числе для охраны здоровья. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Проведение публичного мероприятия в условиях режима повышенной готовности, распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, влечет угрозу безопасности участников публичного мероприятия и нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. В связи с вышеуказанным, проведение планируемых публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Администрация города Иркутска разъясняет, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» вправе обратиться в администрацию города Иркутска с уведомлением о проведении публичного мероприятия в иные время и месте. Кроме того, информируют о том, что согласно части 2 статьи 12 Федерального Закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор, а также иные участники публичного мероприятия, в случае нарушения настоящего Федерального Закона могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о митингах организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 вышеназванного закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о митингах).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Закона о митингах).

Согласно пункту 4.2 раздела 1 и пункту 2.1 раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие и рассмотрение уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», утвержденного постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Административный регламент), органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска.

В соответствии с пунктом 4.1 Административного регламента органом, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является структурное подразделение администрации города Иркутска - Управление реализации общественных инициатив комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

Как следует из пункта 3.1 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:

- подготовка письма о принятии уведомления о проведении публичного мероприятия;

- подготовка письма с предложением об устранении несоответствия указанных заявителем в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия требованиям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или законом субъекта Российской Федерации;

- подготовка письма с предложением об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия;

- подготовка письма об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в случае, если уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В судебном заседании было установлено из пояснений представителей сторон, что фактически оспариваемое письмо было получено Харитоненко П.В. – ДД.ММ.ГГГГ путем направления ему смс - сообщения с полным текстом оспариваемого письма. На бумажном носителе оспариваемое письмо было получено в администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом местного самоуправления, процедура принятия оспариваемого решения, срок его принятия и срок вручения организатору мероприятия соблюдены.

Оценивая законность оспариваемого ответа администрации города Иркутска на уведомление Харитоненко П.В. о проведении публичного мероприятия в форме митинга, суд учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в определении от 02.04.2009 № 484-О-П № 484-О-П, постановлении от 14.02.2013 № 4-П, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).

К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).

Положения статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

Как следует из материалов дела, административному истцу был направлен ответ с указанием на невозможность согласования проведения публичных мероприятий в форме митинга и демонстрации, поскольку их проведение в условиях режима повышенной готовности, распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, влечет угрозу безопасности участников публичного мероприятия, с разъяснением права на обращение с уведомлением о проведении публичного мероприятия в иные время и месте.

Пунктом 8 поручения Правительства РФ от 26.03.2020 «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации временно приостановить: регионам рекомендовано временно приостановить проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг и посещение гражданами зданий и помещений, предназначенных преимущественно для проведения названных мероприятий (оказания услуг).

Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан приостановлено.

Указами Губернатора Иркутской области от 11.09.2020 № 261-уг и от 28.09.2020 № 271-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг» с 15 сентября 2020 года по 28 сентября 2020 года и с 29 сентября 2020 года по 12 октября 2020 года продлен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, продлен режим самоизоляции граждан в соответствии с Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядком передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки).

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 08.05.2020 разработаны и утверждены Главным государственным санитарным врачом методические рекомендаций «МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19».

Согласно пункту 3 указанных рекомендаций предполагается поэтапное (три этапа) возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями, в Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливается свое значение показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19. Основные показатели устанавливаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, значения дополнительных показателей предлагаются главными государственными санитарными врачами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 указанных рекомендаций предусмотрено, что решение о снятии всех ограничений и функционировании всех предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий, принимается в каждом субъекте Российской Федерации отдельно, после стабилизации эпидемической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а» пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане должны соблюдать Правила поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На момент обращения административного истца с уведомлениями к административному ответчику о проведении публичного мероприятия в форме митинга и демонстрации, и на день получения административным истцом оспариваемого ответа администрации города Иркутска, и на день, выбранный Харитоненко П.В. для проведения публичного мероприятия, введенный на территории Иркутской области режим функционирования повышенной готовности, предусматривающий вышеуказанные ограничения, существовал и продолжает существовать.

Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года №59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 11.09.2020 и 28.09.2020), не предусмотрено разрешение проведения массовых мероприятий, как поэтапная мера выхода из режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Следовательно, ответ администрации г. Иркутска о невозможности проведения 10.10.2020 публичного мероприятия в форме митинга и демонстрации принят в целях обеспечения безопасности граждан, в том числе и административного истца, является соответствующим требованиям действующего законодательства и не нарушает конституционные права и свободы Харитоненко П.В., поскольку не препятствует ему выражать свою гражданскую позицию иными не создающими угрозу жизни и здоровью иных граждан способами, а также избранным им способом, после устранений причин, связанных с введенным на территории Иркутской области режимом функционирования повышенной готовности, предусматривающий вышеуказанные ограничения.

Довод административного истца о том, что в проведении публичного мероприятия может быть отказано только в предусмотренных законом случаях, основан на неверном толковании норм права.

Оспариваемое решение не касается заявленной административным истцом цели проведения публичного мероприятия, не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью. Не содержит оно и никаких рекомендаций организаторам и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия. Следовательно, это решение, не может нарушать и не нарушает его прав на свободу мысли и свободу выражения своего мнения, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 19 Международного пакта О гражданских и политических правах.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в данном случае оспариваемое письмо является отказом в проведении публичного мероприятия, а не мотивированным предложением об изменении времени и места проведения публичного мероприятия, поскольку из буквального толкования ответа следует, что организатору публичного мероприятия разъясняется право проведения публичного мероприятия в ином месте и в иное время, без указания конкретного времени и места, а не предлагается изменить время и места публичного мероприятия.

В этой связи довод административного истца, что администрацией г. Иркутска не предложено конкретное место и время проведения публичного мероприятия не состоятелен.

Не влияет на выводы суда довод административного истца, что администрацией г. Иркутска, иным лицам согласовываются публичные мероприятия, поскольку проведение иных мероприятий их законность и решения иных публичных органов предметом требований не являются.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания решения администрации г. Иркутска, выраженного в виде предложения организатору об изменении места проведения публичного мероприятия, нет, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что оспариваемое решение администрации г. Иркутска вынесено ДД.ММ.ГГГГ, получено им ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требование Харитоненко П.В. к администрации города Иркутска о признании ответа от ДД.ММ.ГГГГ на уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                 Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 07.10.2020 Н.Н. Исакова

2а-3216/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Харитоненко Павел Владимирович
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Пономаренко Дмитрий Николаевич
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Исакова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация административного искового заявления
06.10.2020Передача материалов судье
06.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2020Судебное заседание
07.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее