Дело № 2-5114/2022
УИД:23RS0002-01-2022-008336-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Адлерский район город Сочи 29 сентября 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бырдина Андрея Владимировича к администрации города Сочи о признании жилого дома нежилым,
УСТАНОВИЛ:
Бырдин Андрей Владимирович обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к администрации города Сочи о признании жилого дома нежилым.
В обоснование своих требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 1177 кв.м., этажностью 3, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № площадью 698 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, бытовое обслуживание, предпринимательство, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № от 26.12.2017 года. Земельный участок, на котором располагается указанный жилой дом, также принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН № от 27.10.2016 года. Вместе с тем, истец указывает, что жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 1177 кв.м., этажностью 3, расположенный по адресу: <адрес>, эксплуатируется им как нежилое здание. Истец также указывает, что данный жилой дом с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне, градостроительный регламент которой предполагает такие виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в ее границах, как «индивидуальное жилищное строительство, бытовое обслуживание, предпринимательство», что подтверждается справкой ИСОГД. Таким образом, градостроительный регламент допускает размещение на земельном участке нежилых зданий, в связи с чем истец считает, что он использует земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования. С целью приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка и расположенного на нем здания, истец обратился в администрацию города Сочи, где ему было отказано в переводе жилого здания в нежилое. В связи с чем Бырдин А. В. вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Просит суд признать жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, нежилым зданием и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственный учет изменений жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> указав назначение здания – нежилое, наименование – нежилое здание.
Представитель истца Бырдина А.В. адвокат Плешкова Л.Г. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представитель администрации города Сочи действующая по доверенности Савчук Ю.В. в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третье лицо представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о дне слушания дела надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, не сообщив суду о причине своей неявки.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке сторон, что не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Бырдина Андрея Владимировича к администрации города Сочи о признании жилого дома нежилым в полном объёме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Бырдину А.В. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером № площадью 1177 кв.м., расположенный в <адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № от 26.12.2017 года.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 698 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, бытовое обслуживание, предпринимательство, принадлежащем Бырдину А.В. на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 27.10.2016 года №.
В судебном заседании также установлено, что Бырдин А.В. обратился в администрацию города Сочи с заявлением о переводе указанного жилого дома в нежилое строение.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ города-курорта Сочи рассмотрел заявление Бырдина А.В. и отказал в его удовлетворении, указав в письме от 15.07.2021 года №, что в настоящее время административный порядок перевода жилого здания в нежилое здание действующим федеральным законодательством не предусмотрен.
Между тем суд считает возможным рассмотреть данный вопрос.
Для полного, всестороннего и объективного рассмотрения гражданского дела с целью установления обстоятельств, подтверждающих или опровергающих доводы истца о том, что спорный объект является нежилым зданием, судом была назначена судебно-техническая экспертиза, производство которой поручено АНО «Сочинский судебно-экспертный криминалистический центр».
Суд принимает во внимание данное экспертное заключение в качестве допустимого доказательства, представленного истцом в обоснование своих исковых требований.
В соответствии со статьей 86 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Как указано в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» в редакции 23.06.2015 года-разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Представленное заключение экспертизы соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в заключении экспертизы, прилагаемых к нему документах и материалах, содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы; к заключению приложены документы и материалы, послужившие основания для выводов эксперта, приведены методики, расчеты, использованные нормативные акты и литература.
Квалификация эксперта подтверждена, выводы эксперта документально не опровергнуты. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.
При проведении судебной экспертизы было установлено, что помещения, расположенные в здании с кадастровым номером № по <адрес>, имеют нежилое назначение и соответствуют строительно-техническим, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Определяя назначение объекта исследования, эксперт руководствовался нормативными и законодательными документами.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее – требования)).
Пунктом 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ определен основополагающий признак жилого помещения - жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В ст. 288 ГК РФ указано, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно п.п 1,2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
В соответствии с п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
В Определении от 21 декабря 2000 г. N 262-О Конституционного Суда РФ указывалось, что ст. 288 ГК не препятствует собственнику размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации, указывая в качестве условия такого размещения лишь на необходимость перевода помещения из жилого в разряд нежилых в порядке, определенном жилищным законодательством. Законодательно установленное требование перевода жилого помещения в нежилое, обусловленное определенными целями использования помещения, а также необходимостью защиты интересов других лиц, само по себе - вне связи с тем, на каких условиях и в каком порядке оно осуществляется, - не может рассматриваться в качестве положения, ущемляющего права граждан, закрепленные в ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ.
Согласно Приказу Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" нежилые помещения рассматриваются как часть жилых зданий, но в Инструкции употребляется также понятие нежилого здания, под которым понимается предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей.
Таким образом, исходя из буквального толкования действующих норм права "переводом помещения из жилого фонда в нежилой" является изменение функциональной принадлежности помещения, его основной характеристики – предназначения.
Согласно Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» нежилое здание – здание, предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, к нежилым зданиям относятся здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т.п.
Учитывая заключения эксперта, а также положения действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости по своему назначению является нежилым зданием.
Таким образом, доводы истца о том, что возведенное строение по своему назначению является нежилым, нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить требования истца о признании спорного объекта нежилым зданием.
Кроме того, п. 5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочносвязанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу абз.2 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, фактическое использование земельного участка и расположенного на нем строения должно отвечать их разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в Государственный кадастр недвижимости, а изменение разрешенного использования любого объекта недвижимости осуществляется с использованием процедуры –кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, жилой дом с кадастровым номером 23:49:0420011:1611 расположен в территориальной зоне, градостроительный регламент которой предполагает такие виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в ее границах, как «индивидуальное жилищное строительство, бытовое обслуживание, предпринимательство», что подтверждается справкой ИСОГД.
Таким образом, градостроительный регламент допускает размещение на земельном участке нежилых зданий.
В силу п.1 ст.9 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с п. п.п. 9,10, 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся.
При этом Жилищным кодексом Российской Федерации определен порядок изменения назначения помещений, однако порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не установлен.
В соответствие со ст. 14 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимость» одним из оснований для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество является вступившие в законную силу судебные акты.
При таком положении суд считает, что исковые требования Бырдина Андрея Владимировича к администрации города Сочи о признании жилого дома нежилым подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░. ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░- ░░░░░░░░░-