Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
15 мая 2024 года п. Яшкуль
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Сангаджиевой О.А., при секретаре Магомедовой М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников,
у с т а н о в и л :
Прокурор Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе данной проверки установлено, что в здании администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия функционирует отопительный газовый котел. В нарушение требований Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» администрация Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, используя указанный отопительный газовый котел, не провела инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, что оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду и граждан, проживающих на близлежащей территории.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников в здании администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенном по адресу: ***, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия Балтыков Д.А. поддержал исковые требования.
Представитель администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции РФ).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 ноября 2021 года № 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
В соответствии с п. 1 и 2 указанного Порядка инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом. Инвентаризация стационарных ИЗАВ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе данной проверки установлено, что с апреля 2019 года в здании администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенном по адресу: ***, функционирует отопительный газовый котел марки «ARIDEYA».
Из письменного сообщения главы администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 22 декабря 2023 года следует, что инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проводилась. Данных о том, что инвентаризация проведена на день вынесения решения суда ответчиком не представлено.
Таким образом, неисполнение администрацией Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия вышеуказанных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим данное бездействие признается судом незаконным и поэтому суд полагает необходимым обязать администрацию Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Моложненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия удовлетворить.
Обязать администрацию Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников в здании администрации Молодежненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенном по адресу: ***, в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Сангаджиева О.А.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2024 г.