РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ. Дело в„– 33Р°-246/2019
Учет № 120а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
18 января 2019 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Р›.Р., Гафиятуллина РЁ.РЁ.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Садиковой Р.Р¤.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Р›.Р.Сибгатуллиной административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан РЅР° решение Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 5 октября 2018 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административное исковое заявление Кузьмина Станислава Олеговича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
1) нежилого помещения площадью 115 квадратных метров с кадастровым номером ....:3149, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица <адрес> помещение 3Н, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 24 февраля 2014 года в размере 3717145 рублей;
2) нежилого помещения площадью 134,9 квадратных метров с кадастровым номером ....:6350, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, <адрес> помещение 1002, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 22 марта 2018 года в размере 4052 295 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ....:3149 с 1 января 2018 года, объекта недвижимости с кадастровым номером ....:6350 с 22 марта 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 4 июня 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Кузьмина С.О., Паршенковой М.А., возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузьмин С.О. обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в виде нежилого помещения площадью 115 кв.м с кадастровым номером ....:3149, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Баки Урманче, дом 8, помещение 3Н, и нежилого помещения площадью 134,9 кв.м с кадастровым номером ....:6350, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица <адрес>, помещение 1002. Заявленные требования мотивированы следующим.
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности объектов недвижимости составляет 5308046,62 руб. и 6422428,47 руб. соответственно и нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
Кузьмин С.О. просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ....:3149, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 24 февраля 2014 года в размере 2263000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ....:6350 - по состоянию на 22 марта 2018 года в размере 3 691 000 руб.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования были уточнены, административный истец просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с заключением судебной экспертизы в размере 3717145 руб. и 4062295 руб. соответственно.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 5 октября 2018 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права. По мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, положенное в основу решения суда заключение судебного эксперта от 15 сентября 2018 года №18-С/06.2018 не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности» и Федерального закона от 29 июля 1998 года №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и составлено с нарушением методологии оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации расположенные в пределах муниципального образования имущество в виде помещения отнесены к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Ртой Р¶Рµ РЅРѕСЂРјРѕР№ предусмотрено право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации устанавливать РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 января 2020 РіРѕРґР° единую дату начала применения РЅР° территории этого субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕСЂСЏРґРєР° определения налоговой базы РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости объектов налогообложения СЃ учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года №82-ЗРТ единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года №3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что административный истец РљСѓР·СЊРјРёРЅ РЎ.Рћ. является собственником нежилого помещения площадью 115 РєРІ.Рј СЃ кадастровым номером ....:3149 Рё нежилого помещения площадью 134,9 РєРІ.Рј СЃ кадастровым номером ....:6350.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года №2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан.
Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ....:3149 и ....:6350 определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 24 февраля 2014 года в размере 5308046, 62 руб. и по состоянию на 22 марта 2018 года в размере 6422428,47 руб. соответственно.
Кузьминым РЎ.Рћ. соблюден досудебный РїРѕСЂСЏРґРѕРє, представлены отчеты РѕС‚ 3 мая 2018 РіРѕРґР° в„–341-Рќ Рё в„–340-Рќ РѕР± оценке рыночной стоимости спорных объектов, составленные РїРѕ его заказу обществом СЃ ограниченной ответственностью В«РБОС».
По указанным отчетам от 3 мая 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ....:3149 по состоянию на 24 февраля 2014 года составила 2 263 000 руб., рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ....:6350 по состоянию на 22 марта 2018 года - 3 691 000 руб.
По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости нежилых помещений, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, ее проведение поручено обществу с ограниченной ответственностью «Независимая оценка «Сувар-Сервис».
Заключением судебного эксперта общества СЃ ограниченной ответственностью «Независимая оценка «Сувар-Сервис» Шакирова Р.Рђ. РѕС‚ 15 сентября 2018 РіРѕРґР° в„–18-РЎ/06.2018 сделан вывод Рѕ том, что представленные административным истцом Кузьминым РЎ.Рћ. отчеты РѕС‚ 3 мая 2018 РіРѕРґР° в„–341-Рќ Рё в„–340-Рќ РѕР± оценке рыночной стоимости нежилых помещений РЅРµ соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, РІ том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», федеральных стандартов оценки Рё РґСЂСѓРіРёС… актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции РїРѕ нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт, отвечая на поставленные судом вопросы, определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ....:3149 по состоянию на 24 февраля 2014 года в размере 3717145 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером ....:6350 по состоянию на 22 марта 2018 года – в размере 4052 295 руб.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости спорного земельного участка, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 15 сентября 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Обжалуемое решение принято с учетом указанных разъяснений.
Как следует РёР· материалов дела, судебный эксперт Шакиров Р.Рђ. РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения.
РћРЅ имеет высшее техническое образование, диплом Рѕ профессиональной переподготовке РџРџ в„–699137 РѕС‚ 5 июля 2004 РіРѕРґР° Ярославского института повышения квалификации руководящих работников Рё специалистов химической Рё нефтехимической промышленности РїРѕ направлению: «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)В»; диплом Рѕ профессиональной переподготовке РѕС‚ 23 декабря 2015 РіРѕРґР° «Судебная строительно-техническая экспертиза»; сертификат соответствия РѕС‚ 23 декабря 2015 РіРѕРґР° РїРѕ специальности В«Рсследование строительных объектов Рё территории, функционально связанной СЃ РЅРёРјРё, СЃ целью определения РёС… стоимости»; является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… магистров оценки», действительным членом некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертов», включен РІ реестр оценщиков, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем квалификация судебного эксперта Рё уровень его компетентности как специалиста сомнений Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ вызывают.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы выводов СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ данному делу Рё вышеизложенных установленных РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства обстоятельств РЅРµ опровергают, фактически сводятся Рє повторению РґРѕРІРѕРґРѕРІ административного ответчика, приводившихся РёРј РІ обоснование своей позиции Рѕ несогласии СЃ заключением судебного эксперта, которые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были оценены СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, Рё отмену обжалуемого судебного акта также повлечь РЅРµ РјРѕРіСѓС‚.
Рмеющие значение для обстоятельства определены СЃСѓРґРѕРј правильно, РїСЂРё этом нарушения РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права СЃСѓРґРѕРј допущено РЅРµ было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 октября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё