№ 2-1442/2022
(№ 33-2051/2023) Судья Комарова Е.С. 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2023 г. г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Голубевой О.Ю. и Долгинцевой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Братовым М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Цветкова В.В.
дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания «Пролетарского района города Твери», поданной представителем Зубцовым И.А., на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 21 декабря 2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания «Пролетарского района города Твери» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства при содержании общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135) в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства при содержании общего имущества в многоквартирном доме 23/1 по проспекту Ленина г. Твери, а именно: восстановить кирпичную кладку на стыке дворового фасада и крыши над подъездом № 2, восстановить цоколь дома со стороны дворового фасада в местах его разрушения, восстановить штукатурный слой наружных стен главного, боковых и дворового фасадов в местах разрушений, произвести окраску наружных стен главного, боковых и дворового фасадов дома.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Тверской области - городской округ город Тверь в размере 300 рублей».
Судебная коллегия
установила:
прокурор Пролетарского района города Твери в интересах неопределённого круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района г. Твери» (далее - ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери»), в котором с учётом уточнённых исковых требований просит обязать ответчика в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства при содержании общего имущества в многоквартирном доме № 23/1 по проспекту Ленина г. Твери (далее - дом № 23/1), а именно:
- восстановить кирпичную кладку на стыке дворового фасада и крыши над подъездом № 2;
- восстановить цоколь дома со стороны дворового фасада в местах его разрушения;
- восстановить штукатурный слой наружных стен главного, боковых и дворового фасадов в местах разрушений;
- провести окраску наружных стен главного, боковых и дворового фасадов дома.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери проанализировано соблюдение обязательных требований жилищного законодательства к содержанию общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пролетарского района г. Твери, в деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, расположенными на территории Пролетарского района г. Твери, а также соблюдение Правил благоустройства города Твери, в ходе которого установлено что 2 июля 2021 г. и 20 июля 2021 г. администрацией Пролетарского района г. Твери проведено обследование дом № 23/1, в ходе которого установлено наличие на фасаде дома разрушений штукатурного и красочного слоев, трещин. Указанный дом находится в управлении ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери».
29 июля 2021 г. администрацией Пролетарского района в г. Твери в отношении ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 г. № 46-30 «Об административных правонарушениях».
1 сентября 2021 г. административной комиссией города Твери ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 г. № 46-30 «Об административных правонарушениях», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В ходе проведённого 30 июня 2022 г. прокуратурой Пролетарского района г. Твери обследования дома № 23/1 установлено наличие на фасаде дома разрушений штукатурного и красочного слоев, трещин. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии фасада дома № 23/1, а также о бездействии ООО ГУК «Пролетарского района г. Твери» в части приведения фасада указанного многоквартирного дома в надлежащее состояние в течение длительного времени.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Администрация Пролетарского района в городе Твери, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области.
В судебном заседании представитель истца Гончарова Е.С. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям с учётом их уточнения. Пояснила, что заявленные в иске работы относятся к работам по текущему ремонту.
Представитель ответчика Зубцов И.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, пояснил, что фасад многоквартирного дома привести в нормативное состояние в рамках текущего ремонта не представляется возможным, для этой цели необходим именно капитальный ремонт фасада.
Организация и проведение капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома по решению собственников помещений является обязанностью регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043» (в редакции от 28 августа 2020 г. № 379-пп) в указанном многоквартирном доме в период с 2017 года по 2019 год планировалось проведение капитального ремонта фасада (пункт 1.981 Приложения).
Таким образом, уполномоченным государственным органом достоверно установлена необходимость в проведении капитального ремонта фасада дома № 23/1 не позднее 2019 г. Управляющая компания выполнила обязанности, предусмотренные пунктом 6 Правил оказания услуг и пунктом 22 Правил содержания, в части установления необходимости проведения капитального ремонта фасада дома № 23/1 и доведения данной информации до собственников помещений. Более того собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о проведении капитального ремонта фасада многоквартирного дома, утвердили предельно допустимую стоимость услуг по ремонту фасада многоквартирного дома и все необходимые документы 15 мая 2018 г. были направлены в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери. Учитывая вышеизложенное, для приведения фасада дома № 23/1 в соответствие с требованиями Правил необходимо проведение капитального ремонта. Данные работы должны быть проведены за счёт средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и не могут быть выполнены управляющей компанией. Необходимость именно капитального ремонта фасада дома № 23/1 отражена в актах весенне-осеннего осмотра, составленных управляющей компанией с участием собственников помещений. Кроме того, в 2019 г. независимыми специалистами ООО «Эксперт-Сервис» было составлено техническое заключение № 30/08/19/-ТО (далее - Техническое заключение), согласно которому конструктивные элементы фасада требуют проведения комплексного капитального ремонта, устранение выявленных недостатков при текущей эксплуатации здания невозможно и нецелесообразно. Для обеспечения нормальных условий эксплуатации жилого дома и приведения фасада в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить капитальный ремонт фасада.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 18 ноября 2021 г. по делу № А66-12672/2021 и последующие постановления вышестоящих судов по вышеуказанному делу не имеют преюдициального значения для рассматриваемого дела. Постановления арбитражных судов по делу № А66-12672/2021 были вынесены по результатам рассмотрения жалоб управляющей компании на постановление № 1657-АК/21 о назначении административного наказания от 7 сентября 2021 г. (далее - постановление № 1657). Согласно актам обследования территории от 2 июля 2021 г. и от 20 июля 2021 г. сотрудниками Администрации Пролетарского района в г. Твери установлено, что на главном фасаде многоквартирного дома со стороны проезжей части на пр-те Ленина имеются разрушения покрасочного и штукатурного слоев, трещины. Приложенные к указанным актам фотоматериалы, так же содержат изображения только главного фасада многоквартирного дома. Согласно постановлению № 1657 при привлечении управляющей компании к административной ответственности так же рассматривался вопрос о несоответствии нормативным требованиям только главного фасада вышеуказанного многоквартирного дома. Таким образом, при рассмотрении жалоб управляющей компании на постановление № 1657 арбитражными судами изучались доводы только в отношении части фасада многоквартирного дома со стороны проезжей части. Нормативное состояние и возможные способы устранения недостатков дворового и боковых фасадов многоквартирного дома арбитражными судами при рассмотрении жалоб ответчика не оценивались.
Также представителем ответчика указано на неконкретность требований истца и, соответственно, на их неисполнимость. В частности, истец не указывает, где именно на фасаде и в каком объёме необходимо устранить трещины, в каком объёме произвести окраску фасада, необходимо ли проводить ремонт цоколя и выступающих элементов фасада (балконных плит, козырьков и т.д.). Кроме того, у управляющей компании нет и никогда не было паспорта цветового решения фасада дома № 23/1. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании по формированию таких паспортов.
Представитель третьих лиц Администрации г. Твери и Администрации Пролетарского района в г. Твери - Ястребова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности за ненадлежащее содержание фасадов указанного многоквартирного дома.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери, извещённый о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представлен отзыв, в котором указал, что дом № 23/1 включен в краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы города Твери, утверждённый постановлением Администрации г. Твери от 8 февраля 2017 г. № 129, по виду работ ремонт фасада как дом, не обеспеченный финансированием фонда.
Третьи лица Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области, извещённые о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Управления образования администрации г. Твери ставится вопрос об отмене решения суда с ссылкой на неверную оценку судом представленных доказательств, неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Жалоба мотивирована тем, что устранение выявленных недостатков следует производить при капитальном ремонте здания. Работы, предписанные к исполнению, являются капитальными, поскольку включены в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, согласно которой, в указанном многоквартирном доме в период с 2017 года по 2019 год запланирован капитальный ремонт. Данные работы должны быть произведены за счёт средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и не могут быть выполнены ответчиком.
Необходимость именно капитального ремонта фасада многоквартирного дома отражена в актах весенне-осеннего осмотра, составленных управляющей компанией с участием собственников помещений в период с 2019 года по 2022 год. Кроме того, в 2019 г. независимыми специалистами ООО «Эксперт-Сервис» было составлено техническое заключение № 30/08/19/-ТО, согласно которому конструктивные элементы фасада требуют проведения комплексного капитального ремонта, устранение выявленных недостатков при текущей эксплуатации здания невозможно и нецелесообразно.
Так же заявитель просил учесть, что постановления Арбитражного суда Тверской области по делам №№ А66-11657/2021, А66-12672/2021 не имеют преюдициального значения в рамках рассматриваемого дела, поскольку арбитражными судами изучались доводы только в отношении части фасада многоквартирного дома со стороны проезжей части. Нормативное состояние и возможные способы устранения недостатков дворового и боковых фасадов многоквартирного дома арбитражными судами при рассмотрении жалоб ответчика не оценивались.
Прокурором Пролетарского района г. Твери на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых он просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. На основании положений статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя ответчика Зубцова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Вершинскую И.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, представителя третьих лиц Администрации г. Твери и Администрации Пролетарского района в г. Твери - Ястребову А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии со статьёй 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Установлено, что многоквартирный дом № 23/1 по проспекту Ленина в г. Твери находится в управлении ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери».
Постановлением Административной комиссии г. Твери от 1 сентября 2021 г. № 1657-АК/21 ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 г. № 46-30 «Об административных правонарушениях».
Согласно указанному постановлению установлено, что ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» осуществляет функции управления домом № 23/1. 2 июля 2021 г. в ходе обследования городской территории общего пользования установлено, что главный фасад дома № 23/1 имеет следующие видимые повреждения: выцветание и отслоение окрасочного слоя на уровне второго, третьего и четвертого этажей; имеется участок с отслоившимся штукатурным слоем и трещинами на уровне первого этажа. В этот же день администрация Пролетарского района в г. Твери направила в адрес ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» требование о приведении фасада многоквартирного дома в нормативное состояние в семидневный срок.
20 июля 2021 г. в ходе обследования городской территории общего пользования установлено, что фасад дома № 23/1 имеет те же видимые повреждения, в нормативное состояние фасад здания не приведён.
Таким образом, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» допустило нарушение утверждённых органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области - города Твери Правил благоустройства территории г. Твери, утверждённых решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное статьёй 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 г. № 46-30 «Об административных правонарушениях».
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 ноября 2021 г. в удовлетворении требований ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» об оспаривании постановления Административной комиссии г. Твери № 1657-АК/21 от 1 сентября 2021 г. отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 г. решение Арбитражного суда Тверской области от 18 ноября 2021 г. по делу № А66-12672/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2022 г. решение Арбитражного суда Тверской области от 18 ноября 2021 г. и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 г. по делу № А66-12672/2021 оставлены без изменения, кассационная жалоба ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» - без удовлетворения.
10 августа 2021 г. Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций вынесено постановление № 333-А, которым ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 г. № 46-30 «Об административных правонарушениях».
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2021 г. по делу № А66-11657/2021 в удовлетворении требований ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» о признании незаконным и отмене постановления Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 10 августа 2021 г. № 333-А отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г. решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2021 г. по делу № А66-11657/2021 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2022 г. решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2021 г. и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г. по делу № А66-11657/2021 оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» - без удовлетворения.
Из указанных судебных актов следует, что 17 июня 2021 г. Министерством произведён осмотр фасада дома № 23/1, в ходе которого выявлены повреждения стен фасадов, отслаивание штукатурного слоя, шелушение окраски, трещины, о чём в тот же день был составлен акт осмотра территории (объекта). По факту выявленных нарушений 7 июля 2021 г. в отношении ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно акту осмотра от 30 июня 2022 г., составленному старшим помощником прокурора Пролетарского района г. Твери Быстровой С.А., в ходе обследования многоквартирного дома № 23/1 по проспекту Ленина в г. Твери установлено наличие на фасаде дома разрушений штукатурного и красочного слоев, трещин.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 23/1 ответчиком ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» надлежащим образом не выполнялись, что привело к возникновению вышеуказанных повреждений общего имущества многоквартирного дома в нарушение требований жилищного законодательства и Правил благоустройства территории г. Твери, утверждённых решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368, что в свою очередь приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно: внешних стен фасадов, к разрушению защитных (штукатурного и окрасочного) слоев фасадов, и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки, со ссылкой на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, а так же на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, пришёл к обоснованному выводу о том, что такое ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных законом обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома нарушает права и законные интересы граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества собственников дома.
Судебная коллегия полагает, что такие выводы суда первой инстанции соответствуют подлежащим применению нормам материального права и фактическим обстоятельствам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил № 491 под содержанием общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома понимается, в частности, текущий и капитальный ремонт.
Пунктами 16 и 17 Правил № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По смыслу закона все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. То есть, управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Правила № 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В пункте 2 приложения № 7 (Перечень работ, относящихся к текущему ремонту) к Правилам № 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении стен и фасадов - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
Инженерно-технические работники организации по обслуживанию жилищного фонда должны знать конструктивную схему стен здания, проектные характеристики и прочность материалов стен здания, нормативные требования к конструкциям (пункт 4.2.1.2 Правил № 170).
Согласно пункту 4.2.1.3 Правил № 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток (пункт 4.2.1.5 Правил № 170).
Чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоёв фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой (пункт 4.2.1.6 Правил № 170).
Инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях (пункт 3.1.1 Правил № 170).
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме) (пункт 4.2.1.7 Правил № 170).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоёв, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и так далее должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1 Правил № 170).
Пунктом 4.2.1.9 Правил № 170 предусмотрено, что для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов.
Окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и повреждённых мест (пункт 4.2.3.13 Правил № 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.1.1 Правил № 170).
Названными Правилами также предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте (Приложение № 8).
Указанный в пункте 3 Приложения № 8 такой вид работ, как ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения и должен осуществляться наймодателем. В перечне работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 2 Приложения № 7), содержится указание на ремонт и окраску фасадов, что не идентично работам, указанным в пункте 3 Приложения № 8.
Согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее по тексту - Перечень № 290) в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов выполняются следующие работы: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоёв со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Также в рамках нормативного регулирования вопросов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии значением обладает и Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утверждённое Госстроем России (далее по тексту - Методическое пособие).
Данное Методическое пособие разъясняет и конкретизирует структуру, состав работ и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды; обеспечения сохранности, повышения уровня обслуживания жилищного фонда всех форм собственности; неукоснительной реализации единых требований к содержанию и ремонту жилищного фонда; обеспечения реализации прав потребителей жилищных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Пунктом 2.2 Методических пособий установлено, что текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), приведен в Приложении 2 к настоящему Методическому пособию.
Как следует из Приложения № 2, в котором установлен перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), предусматриваются следующие виды работ по текущему ремонту: стены и фасады: заделка трещин, расшивка швов, перекладка отдельных участков кирпичных стен; герметизация стыков элементов полносборных зданий, заделка выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей; заделка отверстий, гнёзд, борозд; восстановление отдельных простенков, перемычек, карнизов; пескоструйная очистка, промывка фасадов, лоджий и балконов зданий до 2 этажей; ремонт (восстановление) угрожающих падением архитектурных деталей, облицовочных плиток, отдельных кирпичей; восстановление лепных деталей; смена отдельных венцов, элементов каркаса; укрепление, утепление, конопатка пазов; смена участков обшивки деревянных стен; утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях; замена покрытий, выступающих частей по фасаду; замена сливов на оконных проёмах; восстановление поврежденных участков штукатурки и облицовки; ремонт и окраска фасадов одно- и двухэтажных зданий.
Согласно пункту 3.6.5 Методического пособия, в зданиях, намеченных в течение ближайших пяти лет к производству капитального ремонта или подлежащих сносу, при невозможности поддержания в рабочем состоянии основных конструкций и инженерных систем в ходе технического обслуживания текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими техническую и экологическую безопасность проживания. Основанием для определения потребности в текущем ремонте жилищного фонда, установления или уточнения его объёмов служат результаты плановых общих технических осмотров жилых домов (пункт 3.6.6 Методического пособия).
Из пункта 3.6.7 этого же пособия следует, что на основании актов весеннего технического осмотра на каждое здание, планируемое к производству текущего ремонта, составляются описи ремонтных работ. В опись ремонтных работ включают выявленные в процессе технических осмотров дефекты и неисправности, которые должны быть устранены в ходе проведения текущего ремонта в следующем календарном году; работы по предписанию территориальных органов Государственной жилищной инспекции, других органов государственного надзора, а также работы по заявкам нанимателей и собственников, не имеющие срочного характера, которые возможно выполнить в процессе производства текущего ремонта.
На основании пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В пункте 11 Правил № 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Как видно из материалов дела, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 6 мая 2015 г. № 000074, выданной Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
Из материалов дела следует, что ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» в рамках заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома № 23/1 договора от 1 апреля 2015 г. приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы в целях управления данным многоквартирным домом. Факт исполнения соответствующих обязанностей ответчик не оспаривает.
Согласно пункту 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, надлежащее содержание наружных стен спорного многоквартирного дома как часть отношений, возникающих при управлении многоквартирным домом, входит в число обязанностей управляющей организации. Следовательно, ответчик, осуществляя функции управления многоквартирным домом № 23/1 и получая от жителей в соответствии с договором плату за услуги и работы по управлению данным многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, обязано было соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции с учётом обстоятельств данного дела приходит к выводу, что работы, направленные на устранение выявленных нарушений, должны быть выполнены ответчиком независимо от наличия волеизъявления жильцов дома о проведении капитального ремонта, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих и сохранность жилого дома.
Не оспаривая необходимость и обязанность по проведению текущего ремонта фасада спорного многоквартирного дома, управляющая компания считает, что проведение капитального ремонта фасада необходимо именно для выполнения заявленных исковых требований в том виде, в котором они сформулированы.
Доводы жалобы о возможности устранения выявленных нарушений исключительно при проведении капитального ремонта противоречат содержанию пунктов 2, 7 Приложения № 7 к Правилам № 170 в соответствии с которыми, восстановление кирпичной кладки, цоколя дома в местах разрушения, восстановление штукатурного слоя наружных стен главного, боковых и дворового фасадов в местах разрушений, окраска наружных стен главного, боковых и дворового фасадов дома отнесено к работам по текущему ремонту.
При этом суд первой инстанции не указывает на необходимость проведения работ капитального характера, а лишь указывает на необходимость устранения нарушения жилищного законодательства путём выполнения необходимых ремонтных работ в соответствии с Приложением № 7 к Правилам № 170.
Достаточных и надлежащих доказательств того, что для устранения упомянутых нарушений требуется исключительно проведение капитального ремонта, ответчик в материалы дела не представил.
Следует также отметить, что необходимость проведения работ капитального характера сама по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию общего имущества дома в надлежащем состоянии и проведению текущего ремонта до проведения соответствующих работ. Приведённые положения законодательства, направленные на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, должны соблюдаться управляющей организацией независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников имущества.
Ссылка ответчика на то, что работы, предписанные к исполнению, являются капитальными и должны проводиться за счёт средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, поскольку спорный многоквартирный дом включен в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, не может быть принята во внимание, поскольку как установлено судом первой инстанции, дом № 23/1 в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утверждённые постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп и от 14 августа 2020 г. № 360-пп на 2017-2019 и 2020-2022 годы, не включен.
Устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для ответчика характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства.
Таким образом, доводы ответчика, содержащиеся в апелляционной жалобе, выводов суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ином толковании подлежащих применению норм материального права и норм процессуального права, расходящимся с его действительным смыслом; сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, в связи с чем основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке служить не могут.
Иных доводов, указывающих на обстоятельства, которые в соответствии со статьёй 330 ГПК РФ могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Твери от 21 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания «Пролетарского района города Твери», поданную представителем Зубцовым И.А, - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 мая 2023 г.
Председательствующий В.В.Цветков
Судьи О.Ю.Голубева
Т.Е.Долгинцева