Дело № 2-576/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2018 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Реент Ю.И., с участием процессуального истца – прокурора ФИО, представителя ответчика ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Севастополя к ФИО, Управлению государственной регистрации, права и кадастра города Севастополя об истребовании имущества из незаконного владения, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированном праве собственности, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о сформированном земельном участке,
по встречному иску ФИО к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя 15 января 2018 года обратился в суд с иском, в котором просил истребовать в пользу города Севастополя из незаконного владения ответчика земельный участок, площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, кадастровый №, обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним сведения о зарегистрированном за ответчиком праве собственности на спорный земельный участок, обязать исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о сформированном земельном участке, расположенном в городе <адрес>
Иск мотивирован тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 491-р от 04.03.2010 членам обслуживающего кооператива «Дачное общество «Севстройэкология 2007» согласно списку в пределах норм бесплатной приватизации в собственность предоставлены земельные участки для индивидуального дачного строительства.
На основании указанного распоряжения ФИО 06.04.2010 выдан государственный акт на право собственности серии ЯИ № на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с целевым назначением - для индивидуального дачного строительства. 24 апреля 2010 года между ФИО и ФИО заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
Впоследствии 26.09.2015 ФИО заключен договор купли-продажи спорного земельного участка с ФИО, которым 19.10.2015 право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании данных, полученных в результате проверки в порядке надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, истец пришел к выводу, что передача гражданам - членам обслуживающего кооператива «Дачное общество Севстройэкология 2007» в частную собственность земельных участков была осуществлена незаконно. ФИО не обращалась в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлением о передаче ей в собственность спорного земельного участка. Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации в пределах предоставленной компетенции о передаче ФИО указанного спорного участка также не издавалось, что подтверждается информацией ГКУ «Архив города Севастополя» от 14.12.2017 №/з. Кроме того, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от 04.03.2010 издано в нарушение законодательства, регулирующего порядок использования земель лесного фонда Украины, действовавшего на день его издания. Вместе с тем, спорный земельный участок, переданный в собственность члену ОК «ДО «Севстройэкология 2007» ФИО, расположен в границах земельного участка лесного фонда, ранее находившегося в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
Истец полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, следовательно, земельный участок подлежит истребованию.
13 марта 2018 года судом принят встречный иск, в котором представитель истца, указывая на добросовестное приобретение ФИО спорного земельного участка просит признать за ответчиком право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства, кадастровый №.
В обоснование встречного иска сторона ответчика указывает, что право собственности ответчика возникло на основании возмездной сделки – договора купли-продажи, заключенного с ФИО, переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке. Спорный земельный участок был предоставлен ФИО государством Украина на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от 04.03.2010, изданного с соблюдением действовавшего в период его издания законодательства. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт и зарегистрирован в Государственном земельном кадастре Украины, законность передачи земельного участка в собственность ФИО подтверждена государственными органами Украины. Далее право собственности на основании возмездной сделки перешло ФИО, затем - ФИО Правоустанавливающие документы продавца проверены при осуществлении государственной регистрации перехода права. Право собственности ответчика на спорный участок зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН, земельный участок поставлен на кадастровый учёт, таким образом, право собственности ответчика признано государством. Поскольку ФИО не было и не могло быть известно о допущенных нарушениях при представлении земельного участка государственными органами Украины первому собственнику, сделка отвечала всем признакам действительности, имущество не может быть истребовано из владения ФИО, поскольку он является добросовестным приобретателем.
В соответствии со ст. 137 ГПК РФ ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления иска.
В судебном заседании процессуальный истец настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что исковая давность по заявленным требованиям не истекла, Правительство Севастополя не является правопреемником государственных органов Украины, в том числе СГГА. Указал, что особый статус подтверждается материалами лесоустройства. В 20110 участок перешел в пользование ГП «ОХ «Солох», а в 2014 году в ГКУ «Севастопольское лесничество». Просил отказать во встречном иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора, в судебное заседание не явился, извещен.
Ответчики, представитель ответчика - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Представитель ответчика ФИО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, как по существу, так и в связи с истечением срока исковой давности, доводы изложила в письменных пояснениях, которые приобщены к материалам дела. Настаивала на удовлетворении встречного иска по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении. Полагает, что истцу было известно о нарушенном праве в 2010 году с момента принесения протеста прокурора, следовательно, на момент предъявления иска в суд срок исковой давности истёк. Пояснила, что Севастопольская государственная городская администрация была уполномочена на передачу в собственность земель лесного фонда, поскольку площадь спорного земельного участка менее 1 га, правом распоряжения землями лесного фонда органы местного самоуправления не обладали. Вместе с тем считает, что истцом не доказано отнесение спорного земельного участка к землям лесохозяйственного назначения. Сам факт издания распоряжения № 491-р от 04.03.2010 подтверждает обращение ответчика с заявлением о выделении ему земельного участка. Собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, если докажет, что оно выбыло из владения против его воли. Издание полномочным органом распоряжения подтверждает волеизъявление собственника на передачу права собственности на спорный земельный участок физическому лицу. Вместе с тем, ФИО не мог знать о том, что право собственности возникло у первоначального собственника незаконно. Переход права собственности на спорный земельный участок не оспорен, распоряжение о выделении земельного участка в собственность незаконным судом не признано, недействительной регистрация права собственности не признавалась. Отмена распоряжения самой Севастопольской городской государственной администрацией, которая не обладала таким правом, отменить распоряжение мог только Кабинет Министров Украины, не влечет правовых последствий для собственника земельного участка. Правоустанавливающие документы ответчика проверены при осуществлении государственной регистрации права, нарушений не установлено. Поскольку основания оценивать действия ответчика как недобросовестные, отсутствуют, не может быть признано отсутствующим его право собственности на спорный земельный участок.
Информация о времени и места рассмотрения дела размещена на официальном сайте Балаклавского районного суда город Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к вводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 491-р от 04.03.2010 «Об утверждении технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности) в соответствии с планом границ, приложенного к договору купли-продажи ограниченного вещного права (права пользования земельным участком для застройки) (суперфиций) для предоставления земельного участка под застройку (суперфиций) для размещения комплекса объектов рекреационного назначения, площадью 0,9881 га, размещенного в районе мыса Сарыч, обслуживающего кооператива «Дачное товарищество «Севстройэкология 2007» и передаче в собственность членам кооператива земельных участков для индивидуального дачного строительства» утверждена предоставленная ОК «ДТ «Севстройэкология 2007» техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности), внесены изменения в приложение к договору купли-продажи ограниченного вещного права (права пользования земельным участком для застройки) (суперфиций) от 05.11.2008, зарегистрированного СМФГП «Центр государственного земельного кадастра» 19.03.2009 г. под №, относительно границ земельного участка, предоставленного для застройки ОК «ДТ «Севстройэкология 2007», переданы в границах норм бесплатной приватизации в собственность членам ОК «ДТ «Севстройэкология 2007» земельные участки для индивидуального дачного строительства. На основании указанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации в собственность ФИО передан земельный участок площадью 600 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 58/1, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства, присвоен кадастровый №.
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтенный с присвоением кадастрового номера №
В дальнейшем ФИО приобрел вышеуказанный земельный участок у ФИО, право собственности в установленном порядке ФИО зарегистрировал, получив свидетельство о праве собственности.
26.09.2015 ФИО приобрел у ФИО вышеуказанный земельный участок по договору купли-продажи. Право собственности ФИО зарегистрировано в ЕГРН 19.10.2015.
Доводы истца о том, что при предоставлении ответчику земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность – в архиве отсутствуют заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации, проект землеустройства не разрабатывался и не утверждался, соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались, СГГА не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенного пункта – города Севастополь, такими полномочиями обладал Севастопольский городской Совет, суд во внимание не принимает.
По мнению суда, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка гражданину (если его категория позволяет предоставление в частную собственность с установлением соответствующего целевого назначения), допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина. Довод о не издании распоряжения суд во внимание также не принимает, поскольку нарушения порядка ведения делопроизводства органом власти не может быть поставлено в вину гражданину.
Вместе с тем, при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день издания Распоряжения, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка.
Статьей 14 Конституции Украины земля отнесена к основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса Украины).
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
В свете изложенного земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим использования, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК Украины.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства. По смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины ведение лесного хозяйства заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.
Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда, ранее находившегося в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Данный факт подтверждается планово-картографическими материалами лесоустройства 2000 года; заключением специалиста ООО «Проектный институт «Геоплан» от 21.04.2017 и информацией ГКУ «Севастопольское лесничество» от 12.04.2017 № 468, согласно которым указанный земельный участок расположен в квартале 16 выдела 25-27, 30, 31, 32, 34, 37, 38, 42, 44, 45 Орлиновского участкового лесничества.
В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В судебном заседании обозревались материалы лесоустройства 2001 года и 2011 года, планово-картографические материалы как 1999-2001 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорного участка в пределах земель Севастопольского участкового лесничества.
Фактическое расположение спорных земель в составе лесного участка Севастопольского участкового лесничества подтверждается постановлением Правительства Севастополя от 29.07.2014 № 164, согласно которому земельный участок площадью 34,332 га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество», который является землепользователем указанного земельного участка. Согласно данным планово-картографических материалов лесоустройства 2000 года, заключению специалиста ООО «Проектный институт «Геоплан» от 21.04.2017 и информации ГКУ С «Севастопольское лесничество» от 12.04.2017 № 468 спорный земельный участок входит в площадь земельного участка площадью 34,332 га.
На основании совокупности доказательств установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесохозяйственного назначения, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.
Обслуживающий кооператив «ДТ «Севстройэкология 2007» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью <данные изъяты> не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок общей площадью <данные изъяты> предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДТ «Севстройэкология 2007», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование названному потребительскому кооперативу в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.
Земельный участок площадью <данные изъяты> мог быть передан в пользование или в собственность с изменением целевого назначения только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.
Таким образом, судом установлено, что решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью <данные изъяты> из состава земель лесохозяйственного назначения не принималось.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 №610-р (далее – Распоряжение КМУ №610-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет целевое назначение для индивидуального дачного строительства.
В силу ст. 38 Земельного кодекса Украины указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Между тем, заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.
Из вышеизложенного следует, что Севастопольской городской государственной администрацией при принятии решения о передаче спорного земельного участка в собственность ответчику нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины, при этом был незаконно изменен вид целевого назначения земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № З-С "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" предусмотрено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона).
Статьей 34 Устава города Севастополя управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя, отнесено к полномочиям Правительства города Севастополя.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Земельный участок с кадастровым номером 91:01:058002:1103 Орлиновского участкового лесничества сформирован на основании материалов лесоустройства 2001 года, находится в собственности города Севастополя и закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Схема расположения земельного участка утверждена распоряжением ДИЗО от 05.05.2016 № 1528-РДЗ.
Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ) установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Как установлено судом, спорный земельный участок, на который был выдан государственный акт о праве собственности на землю, расположен в пределах территории Севастопольского участкового лесничества.
Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Положениями Лесного кодекса РФ, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусмотрено, что земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.
Как уже было указано выше, земельный участок №, в границах которого расположен спорный земельный участок, в соответствии с материалами лесоустройства 2001 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». То есть землепользователем означенного земельного участка является Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество».
Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке статьи 302 ГК Российской Федерации с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск).
Таким образом, поскольку ФИО в установленном порядке право собственности на спорный земельный участок не приобрела, земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, в дальнейшем совершив отчуждение земельного участка в пользу ФИО, этот объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения последнего приобретателя – ФИО на основании статьи 301 ГК РФ, в силу которой собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 23 Закона №-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 №-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
В свете изложенного Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту имущественных прав города Севастополя.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, то есть земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит исковые требования об истребовании земельного участка из владения ответчика подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированном праве собственности, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о сформированном земельном участке подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
Суд не соглашается с позицией представителя ответчика о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Департамент по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).
31 марта 2015 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».
Распоряжением Правительства Севастополя № 603-РП от 21 июля 2015 года в распоряжение № 237-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».
Земельный участок Орлиновского участкового лесничества поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера № на основании материалов лесоустройства 2001 года.
Именно в ходе проведения кадастровых работ (решение о проведении которых принято 31 марта 2015 года) установлено нахождение спорного земельного участка в землях лесничества, то есть выявлено незаконное изъятие из состава земель лесного фонда земельных участков, входящих в состав Севастопольского участкового лесничества.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств, что земельный участок фактически использовался ответчиком, на нем возведены строения.
Таким образом, судом установлено, что истец узнал о возможном нарушении прав, после чего в пределах трехгодичного срока исковой давности обратился в суд.
При таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.
Удовлетворение первоначального иска полностью исключает удовлетворение встречных исковых требований ФИО отсутствуют ввиду следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок за городом Севастополем не зарегистрировано, ответчиком по встречному иску выбран ненадлежащий способ нарушенного права, в связи с чем в удовлетворении встречного иска следует отказать.
Довод представителя ответчика о применении срока исковой давности не может быть принят во внимание, поскольку 24.04.2017 в прокуратуру города Севастополя поступила информация ГКУ С «Севастопольское лесничество» от 12.04.2017 № о том, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
С учётом положений статьи 196 ГПК РФ истец обратился в суд в пределах трехгодичного срока.
Поскольку решение суда об истребовании имущества в собственность города является основанием для исключения сведений о сформированном земельном участке из Единого кадастра недвижимости, исковые требования, обязывающие Управление государственной регистрации права и кадастра совершить такие действия, заявлены излишне и удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения ФИО земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес> кадастровый №, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Настоящее решение является основанием для исключения из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированном праве собственности ФИО на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный <адрес> кадастровый №, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о сформированном земельном участке.
Взыскать с ФИО в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении встречного иска ФИО к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Анашкина
Решение в окончательной форме составлено 21 марта2018 года.