ПОСТАНОВЛЕНИЕ
гор. Костомукша 28 мая 2021 года
Резолютивная часть постановления оглашена 27 мая 2021 года.
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия (186930, РК, г. Костомукша, ул. Ленина, д. 9 «а») Сафарян И.А., с участием представителя территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах Хасановой Л.Д.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ «Межрайонная больница №1» Шубина Евгения Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
Из протокола об административном правонарушении №56 от 28 апреля 2021 года, составленного главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ «Межрайонная больница №1» Шубина Е.Ю. следует, что на основании распоряжения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по РК №122 от 02.03.2021, в период с 10.03.2021 по 02.04.2021 проведена проверка соблюдения обязательных требований в отношении ГБУЗ «Межрайонная больница №1», расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9.
В ходе проверки установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований биологической безопасности при проведении диагностических лабораторных исследований на «COVID-19».
В нарушение п.п. 1.4, 2.1.2, 2.1.7, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6, 2.3.19, 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.15, 2.3.24-2.3.26, 2.3.33, 2.4.19, 2.4.20, 2.12.17, 3.1, раздела III Санитарных правил 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» п. 3.2 Санитарных правил 3.1.3597-20 «Профилактика новой короноавирусной инфекции (COVID-19), п.п. 4.2, 4.4.1, 5.2, 5.7, 5.8, 5.8.1, 5.8.2, 5.9, 5.13, 5.13.1, 5.13.2, 5.15, 6.2, 6.3, 8.3, 8.4, 8.9, 8.9.1 МУ 1.3.2569-09 «Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I - IV групп патогенности», ст.ст. 11, 24, 26, 34, 35 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.9 Санитарных правил 1.2.1318-03 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I - IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами»:
- с октября 2020 года после частичной перепланировки, экспертиза (обследование, акты по соблюдению требований биологической безопасности и т.д.) помещений клинико-диагностической лаборатории для оценки условий для работы с патогенными биологическими агентами III-IV групп патогенности (опасности) (далее ПБА) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на соответствие требованиям санитарных правил и норм не проводилась, санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения данных работ у медицинской организации отсутствует;
- не был представлен разработанный документ, определяющий режим безопасной работы клинико-диагностической лаборатории;
- задействованные в рабочих зонах КДЛ бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха и поверхностей не оборудованы счетчиками срока службы ламп, учет времени работы оборудования не ведется;
- организация в лаборатории рабочих зон 1, 2, 3, которые задействованы для работ с использованием метода амплификации нуклеиновых кислот не обеспечивают поточность движения ПБА, персонала и выполнении санитарных правил. Помещения лаборатории не разделены на «чистую» и «заразную» зоны;
- в помещениях КДЛ в системе вентиляции отсутствуют фильтры тонкой очистки, согласно представленному протоколу лабораторного обследования вентиляции от 08.10.2020 №32А, а также паспортов вентиляции, установлено, что в рабочей зоне 3 объем приточного воздуха не соответствует объему на вытяжке, в рабочей зоне 2 вытяжка не преобладает над притоком, информация о показателях эффективности работы вентиляции в рабочей зоне 1 отсутствует;
- после монтажа и подготовки к использованию бокс микробиологической безопасности БМБ-II-«Ламинар-С»-1,2, установленный в рабочей зоне 2 не проверялся на защитную эффективность;
- не представлены документы, подтверждающие проверку прибора Термоциклер, установленного в рабочей зоне 3, не представлены документы, подтверждающие аттестацию высокоскоростной мини-центрифуги Microspin 12, установленной в рабочей зоне 2;
- нарушены условия хранения уборочного инвентаря рабочих зон лаборатории, работающей с ПБА;
- не представлены сведения о прохождении подготовки к работе по методу ПЦР фельдшером-лаборантом ФИО1;
- не представлены приказы руководителя медицинской организации по допуску персонала лаборатории к работе с ПБА и по допуску инженерно-технического персонала учреждения по обслуживанию оборудования лаборатории;
- в личных медицинских книжках врача ФИО2, ФИО3 отсутствуют сведения о вакцинации против сезонного гриппа в 2020 году, в личной медицинской книжке фельдшера - лаборанта ФИО1 отсутствуют сведения о вакцинации против сезонного гриппа в 2020 году, результат последнего обследования на туберкулез от 22.07.2019 (при периодичности 1 раз в год);
- не ведется журнал уничтожения ПБА;
- не ведется журнал по регистрации случаев контаминации в лаборатории, использующей МАНК;
- в рабочей зоне 2, проводящей работу с ПБА, не соблюдена комплектация аптечки экстренной медицинской помощи.
Действия должностного лица - главного врача ГБУЗ «Межрайонная больница №1» Шубина Ю.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушение действующих санитарных правил, совершенное в период режима повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения заболевания.
Должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Шубин Е.Ю., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, ходатайство об отложении дела не заявил.
Представитель административного органа Хасанова Л.Д., действующая на основании доверенности, пояснила, что своими действиями главный врач Шубин Е.Ю. допустил нарушение закона.
Выслушав явившиеся лицо, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
В абзаце 2 статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4 утверждены Санитарно-эпидемиологических правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее - СП 1.3.2322-08).
Как следует из материалов дела ГБУЗ «Межрайонная больница №1» при проведении диагностических лабораторных исследований на «COVID-19» допустило нарушение п.п. 1.4, 2.1.2, 2.1.7, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6, 2.3.19, 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.15, 2.3.24-2.3.26, 2.3.33, 2.4.19, 2.4.20, 2.12.17, 3.1, раздела III Санитарных правил 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» п. 3.2 Санитарных правил 3.1.3597-20 «Профилактика новой короноавирусной инфекции (COVID-19), п.п. 4.2, 4.4.1, 5.2, 5.7, 5.8, 5.8.1, 5.8.2, 5.9, 5.13, 5.13.1, 5.13.2, 5.15, 6.2, 6.3, 8.3, 8.4, 8.9, 8.9.1 МУ 1.3.2569-09 «Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I - IV групп патогенности», ст.ст. 11, 24, 26, 34, 35 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.9 Санитарных правил 1.2.1318-03 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I - IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами», а именно:
- с октября 2020 года после частичной перепланировки, экспертиза (обследование, акты по соблюдению требований биологической безопасности и т.д.) помещений клинико-диагностической лаборатории для оценки условий для работы с патогенными биологическими агентами III-IV групп патогенности (опасности) (далее ПБА) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на соответствие требованиям санитарных правил и норм не проводилась, санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения данных работ у медицинской организации отсутствует;
- не был представлен разработанный документ, определяющий режим безопасной работы клинико-диагностической лаборатории;
- задействованные в рабочих зонах КДЛ бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха и поверхностей не оборудованы счетчиками срока службы ламп, учет времени работы оборудования не ведется;
- организация в лаборатории рабочих зон 1, 2, 3, которые задействованы для работ с использованием метода амплификации нуклеиновых кислот не обеспечивает поточность движения ПБА, персонала и выполнении санитарных правил. Помещения лаборатории не разделены на «чистую» и «заразную» зоны;
- в помещениях КДЛ в системе вентиляции отсутствуют фильтры тонкой очистки, согласно представленному протоколу лабораторного обследования вентиляции от 08.10.2020 №32А, а также паспортов вентиляции, установлено, что в рабочей зоне 3 объем приточного воздуха не соответствует объему на вытяжке, в рабочей зоне 2 вытяжка не преобладает над притоком, информация о показателях эффективности работы вентиляции в рабочей зоне 1 отсутствует;
- после монтажа и подготовки к использованию бокс микробиологической безопасности БМБ-II-«Ламинар-С»-1,2, установленный в рабочей зоне 2 не проверялся на защитную эффективность;
- не представлены документы, подтверждающие проверку прибора Термоциклер, установленного в рабочей зоне 3, не представлены документы, подтверждающие аттестацию высокоскоростной мини-центрифуги Microspin 12, установленной в рабочей зоне 2;
- нарушены условия хранения уборочного инвентаря рабочих зон лаборатории, работающей с ПБА;
- не представлены сведения о прохождении подготовки к работе по методу ПЦР фельдшером-лаборантом ФИО1;
- не представлены приказы руководителя медицинской организации по допуску персонала лаборатории к работе с ПБА и по допуску инженерно-технического персонала учреждения по обслуживанию оборудования лаборатории;
- в личных медицинских книжках врача ФИО2, ФИО3 отсутствуют сведения о вакцинации против сезонного гриппа в 2020 году, в личной медицинской книжке фельдшера - лаборанта ФИО1 отсутствуют сведения о вакцинации против сезонного гриппа в 2020 году, результат последнего обследования на туберкулез от 22.07.2019 (при периодичности 1 раз в год);
- не ведется журнал уничтожения ПБА;
- не ведется журнал по регистрации случаев контаминации в лаборатории, использующей МАНК;
- в рабочей зоне 2, проводящей работу с ПБА, не соблюдена комплектация аптечки экстренной медицинской помощи.
Вина Шубина Е.Ю. подтверждается протоколом об административном правонарушении №56 от 28.04.2021, распоряжением врио руководителя Роспотребнадзора по Республике Карелия от 02.03.2021 №122, актом проверки от 02.04.2021.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
Сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ГБУЗ «Межрайонная больница №1» исполнить требования санитарного законодательства и правил, в материалах дела отсутствуют.
С учетом собранных по настоящему делу доказательств в их совокупности и фактических обстоятельств, свидетельствующих о нарушении в процессе деятельности юридического лица установленных санитарных правил и требований, прихожу к выводу о наличии в действиях главного врача ГБУЗ «Межрайонная больница №1» Шубина Е.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушении действующих санитарных правил совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания должностным лицам в виде административного штрафа в размере от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, личность Шубина Е.Ю., отсутствие тяжких последствий от инкриминируемого ему правонарушения, судья признает исключительными обстоятельствами и, с учетом всех обстоятельств дела приходит к выводу о возможности применения правил ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания Шубину Е.Ю. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать главного врача ГБУЗ «Межрайонная больница №1» Шубина Евгения Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. Сафарян
Сумму административного штрафа перечислить: ОКТМО 86706000 ИНН 1001048857 КПП 100101001 Единый казначейский счет 40102810945370000073 Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия // УФК по Республике Карелия, г. Петрозаводск БИК 018602104 Казначейский счет для учета и распределения поступлений 03100643000000010600 КБК 14111601061010003140 УИН 14104100037800004882 Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030).
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в срок, установленный законом, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде двойного штрафа от суммы неуплаченного, либо административного ареста на 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в суд.