Дело № 2а-1563/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Тицкой О.А.,
с участием представителя административного истца Феклистовой Г.А. - Красюк И.А., по доверенности, представителя административного соответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, - Шурановой Ю.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Феклистовой Галины Анатольевны к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиал по Амурской области, Управлению Росреестра по Амурской области, инженеру 2-ой категории ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиал по Амурской области, Поповой Ю.П. об оспаривании решений о приостановлении и об отказе в осуществления кадастрового учета, устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Феклистова Г.А. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указала, что она является собственницей ? доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства - 2-х квартирный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, представленном истице на праве аренды земельного участка от 06.04.2005 № 132. Вместе с тем, согласно акта технического заключения Шифр 1-3114-1/2016, выполненного предприятием по проектированию и обследованию зданий и сооружений ООО «Амурремпроект», объект незавершенного строительства - 2-х квартирный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** представляет собой два жилых дома блокированной застройки, завершенные строительством. На основании Постановления администрации г. Благовещенска № 3876 от 20.10.2015г «Об утверждении схемы расположения земельных участков блокированной жилой застройки (размещение блокированных жилых домов без права содержания скота и птицы) в 392 квартале» и Постановления администрации г. Благовещенска № 1815 от 10.06.2016 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков в квартале 392 г. Благовещенска», был выполнен раздел земельного участка с кадастровым номером *** с образованием земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, с разрешенным использованием: блокированная жилая застройка. Таким образом, каждый из домов размещен в границах своего земельного участка, сформированного в установленном законом порядке, при этом согласно анализа результатов обследования изменение функционального назначения двухквартирного жилого дома в жилые дома блокированной застройки не требует выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) в соответствии с ч. 17 п. 4 ст. 51 ГрК РФ. Вместе с тем, при обращении 07.09.2016 в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области с заявлением № 30-3693729 о постановке на кадастровый учет жилого дома, ответчиком 12.09.2016 принято решение № Ф 28/16- 23296 о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с отсутствием разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. В силу частей ст. 37 Градостроительного кодекса РФ за собственником объекта капитального строительства закреплено право самостоятельно, без предварительных разрешений и согласований, выбирать вид разрешенного использования своего объекта из числа видов, закрепленных градостроительными регламентами при условии, что здание соответствует техническим регламентам, регулирующим избранный вид деятельности. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. Вместе с тем, согласно ст. 1 ГрК РФ понятие "реконструкция", закрепленное в ныне действующем Градостроительном кодексе РФ не считает реконструкцией изменение назначения здания, а изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости возможно не только без реконструкции, но и вообще без каких-либо строительных работ, т.е. новое разрешение на ввод в эксплуатацию, которое должно выдаваться лишь при реконструкции объекта, получать не нужно. Кроме того, к заявлению был приложен акт технического заключения Шифр № 1-3114-1/2016, согласно которого при изменении разрешенного использования спорного здания не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, следовательно в силу п.17-4 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется. Вместе с тем, согласно ст.2 ПЗЗ г. Благовещенска блокированные жилые дома подразделяются на два типа: - многоквартирные жилые дома блокированной застройки, проектируемые по нормам для зданий жилых многоквартирных, состоящих из двух и более блоков (квартир), имеющих общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками и имеющих непосредственно выход на приквартирный участок; - индивидуальные жилые дома блокированной застройки (блокированные индивидуальные жилые дома), проектируемые по нормам для домов жилых одноквартирных, этажностью не более 3-х этажей, включая мансардный этаж, сблокированные из самостоятельных жилых блоков/жилых единиц (от двух до десяти), которые являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, каждый из которых имеет непосредственно выход на собственный земельный участок. Исходя из Постановления администрации г. Благовещенска № 3876 от 20.10.2015г «Об утверждении схемы расположения земельных участков блокированной жилой застройки (размещение блокированных жилых домов без права содержания скота и птицы) в 392 квартале», Постановления администрации г. Благовещенска № 1815 от 10.06.2016 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков в квартале 392 г. Благовещенска» и акта технического заключения Шифр № 1-3114-1/2016 усматривается что спорный объект является индивидуальным жилым домом (блокированной застройки), в связи с чем, согласно ч. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ до 01.03.2018 не требуется получать разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представлять разрешение для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта), как новое разрешения на строительство. На основании изложенного истец полагает, что изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости, при отсутствии реконструкции объекта, получение какого-либо акта органа местного управления не требуется, кроме того оспариваемым решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области возлагает на заявителя дополнительные обязанности, что прямо противоречит действующим нормам и правилам установленными законом РФ.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области № Ф 28/16-23296 от 12.09.2016 о приостановлении осуществления кадастрового учета, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области, вернуться к рассмотрению заявления № 30-3693729 от 07.09.2016.
Уточнив заявленные требования, административный истец указала в качестве административного соответчика по делу Управление Росреестра по Амурской области, просила признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области № Ф 28/16-23296 от 12.09.2016 о приостановлении осуществления кадастрового учета; признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области № Ф 28/16-30484 от 12.12.2016 об отказе осуществления кадастрового учета. В качестве способа восстановления нарушенного права обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области провести кадастровый учет и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, на основании технического плана здания от 01.09.2016 года.
Определением суда от 22.12.2016 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Росреестра по Амурской области, инженер 2 категории ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области Попова Ю.П.
В судебном заседании представитель административного истца Феклистовой Г.А. - Красюк И.А. настаивала на заявленных требованиях, пояснила, что из ответа Росреестра следует, что для постановки на кадастровый учет жилого дома, необходимо получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Исходя из представленных в материалы дела документов, следует, что это блокированные индивидуальные жилые дома. Согласно ст.2 ПЗЗ г. Благовещенска блокированные жилые дома подразделяются на два типа: многоквартирные жилые дома блокированной застройки и индивидуальные жилые дома блокированной застройки. Исходя из представленных документов видно, что спорный объект является индивидуальным жилым домом, в связи с чем, согласно ч.4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 №191- ФЗ до 01.03.2018 года не требуется получать разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представлять решение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, и представлять решение для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в т.ч. для оформления и выдачи технического паспорта объекта), как новое разрешения на строительство. Имеется письмо Росреестра от 26.08.16г. №14-07394/16 - эти дома не требуют разрешения. Также архитектор дает заключение, что данный объект не требует разрешения на реконструкцию. На основании вышеизложенного, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного соответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области Шуранова Ю.В. возражала против заявленных требований, подержала позицию, изложенную в оспариваемом решении, пояснила, что не были представлены необходимые для кадастрового учета документы по содержанию соответствующие требованиям настоящего ФЗ. Кадастровый инженер на место не выезжал. На объекте изначально находится не ИЖС, а двухквартирный дом. В данной ситуации разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта необходимо. Решение принято законно и обоснованно, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание не явились – административный истец Феклистова Г.А., обеспечила явку своего представителя, административный ответчик инженер 2 категории ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области Попова Ю.П., представитель административного соответчика Управление Росреестра по Амурской области, представитель заинтересованного лица администрации города Благовещенска, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения присутствующих сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 06.04.2005 года между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (Арендодатель) и ТИ, ИА (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка №132, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендодатель принимает в аренду земельный участок в г. Благовещенске, зона: 2. Северная планировочная, в квартале 392 кадастровый ***, категории земли поселений, площадь 1435 кв.м., назначение – строительство двухквартирного жилого дома. Участок сдан на срок с 28.03.2005 года по 28.03.2008 года.
На основании соглашения от 20.03.2015 года в договор аренды земельного участка №132 от 06.04.2015 года внесены следующие изменения – с 31.01.2008 года исключена из договора аренды земельного участка из числа арендаторов ТИ, с 31.01.2008 года включена в договор аренды в число арендаторов НИ, срок аренды земельного участка определён с 28.03.2005 года по 06.04.2018 года.
Соглашением от 18.08.2015 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка №132 от 06.04.2015 года внесены следующие изменения в договор: с 10.08.2011 года исключен из договора аренды из числа арендаторов ИА, с 10.08.2011 года включена в число арендаторов в указанный договор Феклистова Г.А.; п.1.1 изложен в новой редакции: «Арендодатель» предоставляет, а «Арендатор» принимает в аренду земельный участок (далее - Участок), расположенный по адресу: г. Благовещенск, квартал 392. (местоположение по кадастровой выписке о земельном участке от 03.07.2015 № 28/1-15- 165336 - Амурская область, г. Благовещенск, квартал 392), кадастровый номер: ***, из категории земель населенных пунктов, площадью 1703 кв.м., назначение: для строительства двухквартирного жилого дома, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке, прилагаемой к Договору и являющейся его неотъемлемой частью».
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что на указанном земельном участке с кадастровым номером: *** возведен объект незавершенного строительства - двухквартирный жилой дом, принадлежащий на праве общей долевой собственности, в том числе Феклистовой Г.А. в размере 1/2 доли, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от 10.08.2011 года.
Согласно акта технического заключения ООО «Амурремпроект» шифр №1-3114-1/2016, объект незавершенного строительства - 2-х квартирный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** представляет собой два жилых дома блокированной застройки, завершенные строительством.
Феклистова Г.А. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о разделе арендованного земельного участка с кадастровым номером *** для индивидуального жилого дома блокированной застройки и получения специального разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства и земельного участка.
На основании Постановления администрации г. Благовещенска № 3876 от 20.10.2015г «Об утверждении схемы расположения земельных участков блокированной жилой застройки (размещение блокированных жилых домов без права содержания скота и птицы) в 392 квартале» и Постановления администрации г. Благовещенска № 1815 от 10.06.2016 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков в квартале 392 г. Благовещенска», был выполнен раздел земельного участка с кадастровым номером *** с образованием земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, с разрешенным использованием: блокированная жилая застройка.
Земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***.
05.07.2016 г. земельные участки с кадастровыми номерами № *** и № *** были поставлены на кадастровый учет.
07.09.2016 года Феклистова Г.А. обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома, представив технический план от 01.09.2016 года.
07.09.2016 года, 12.12.2016 года решениями ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области приостановлено и отказано в осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества соответственно в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимым для кадастрового учета документом является технический план. Согласно ч. 8 ст. 41 ФЗ, сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. В соответствии с ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Частью 17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется. Предоставленный Феклистовой Г.А. для кадастрового учета технический план подготовлен в отношении объекта недвижимости, представляющий собой блокированный жилой дом, на который действующим законодательством требуется получение разрешения на строительство, а последующем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В нарушении ФЗ, предоставленный технический план не содержит вышеуказанные документы.
Административным истцом в рамках настоящего дела поставлен вопрос о законности принятых ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской решений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав собственности на объект недвижимости.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
При этом порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 03 июля 2013 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по регистрации права собственности за Феклистовой Г.А.) (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п.1 ст.4 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
В силу ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
В соответствии п. 1 ст. 13 Закона о регистрации в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации, в качестве одного из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч.1 ст.25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно ч.1 ст.25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с чч.1,2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пп.3 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с пп.4 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пп.6 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости").
В настоящем случае для постановки на кадастровый учет жилого дома административным истцом был представлен технически план здания от 01.09.2016 года.
Отказано административному истцу в осуществлении кадастрового учёта жилого дома в связи с отсутствием разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пп.4 ч.14 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Объектом индивидуального жилищного строительства в соответствии с ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, не имеющие в своем составе блоков, квартир и помещений общего пользования и предназначенные исключительно для проживания одной семьи. Аналогичную дефиницию содержит и СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 22 марта 2001 года N 35).
Как разъяснено в ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома блокированной застройки – это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
Аналогичное разъяснение дано в Решении Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 N 26/100 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска".
Согласно акта технического заключения №1-3114-1/2016 «Амурремпроект» техническое обследование выполнено на предмет определения возможности изменения функционального назначения двухквартирного жилого дома на жилые дома блокированной застройки в квартале 392 г. Благовещенска. Данным заключением установлено, что данный объект незавершённого строительства по сути своей представляет собой два жилых дома блокированной застройки, которые построены с примыканием стенами непосредственно друг к другу, без отступов от границ смежных земельных участков. Фундаменты железобетонные, выполнены для каждого из жилых блокированных домов индивидуальными, в разные периоды строительства. Каждый из домов расположен в границах своего земельного участка с кадастровыми номерами ***, *** соответственно, каждый из которых имеет непосредственно выход на собственный земельный участок. По градостроительному зонированию земельные участки с объектами блокированной застройки расположены в зоне Ж-4 – зона жилой застройки смешанной этажности. Изменение функционального назначения двухквартирного жилого дома в жилые дома блокированной застройки в квартале 392 г. Благовещенска не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленного суду заключения следует, что на вновь образованных земельных участках с кадастровыми номерами ***, *** фактически расположены самостоятельные жилые дома, не имеющие в своем составе блоков, квартир и помещений общего пользования и предназначенные исключительно для проживания одной семьи. Данные дома имеют отдельные выходы на совершенно разные самостоятельные земельные участки. Жилые дома примыкают друг к другу, при этом не имеют общей стены. В данном случае изменилось функциональное назначение двухквартирного жилого дома.
Таким образом, суд полагает, что фактически возведенные на земельных участках с кадастровыми номерами ***, *** дома являются объектами индивидуального жилищного строительства, тогда как согласно взаимосвязанным положениям п. п. 1, 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а его государственная регистрация осуществляется на основании кадастрового паспорта, который является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на соответствующем земельном участке.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что решение ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, о приостановлении осуществления кадастрового учёта от 12.09.2016 г. № Ф 28/16-23296 и решение ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 12.12.2016 г. № Ф 28/16-30484 являются незаконными.
При этом требование административного истца о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области провести кадастровый учет и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, на основании технического плана здания от 01.09.2016 года, суд не может удовлетворить, поскольку расценивает как преждевременно заявленное и предрешающее решение органа государственной власти по вопросу о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
Кроме того, изложенные выше обстоятельства не лишают административного истца повторно обратиться в уполномоченный по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней орган для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
Согласно пп.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд полагает возможным обязать Управление Росреестра по Амурской области повторно рассмотреть заявление Феклистовой Галины Анатольевны о постановке на учёт объекта недвижимости на основании заявления № 30-3693729 от 07.09.2016 г. с учетом обстоятельств, установленных в мотивировочной части настоящего решения суда.
Руководствуясь ст. ст.175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Феклистовой Галины Анатольевны - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, о приостановлении осуществления кадастрового учёта от 12.09.2016 г. № Ф 28/16-23296.
Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 12.12.2016 г. № Ф 28/16-30484.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области обязанность устранить допущенные в отношении Феклистовой Галины Анатольевны нарушения, повторно рассмотрев вопрос о постановке на учёт объекта недвижимости на основании заявления № 30-3693729 от 07.09.2016 г.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Благовещенского
городского суда Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2017 года.