Дело № 2-799/2018 (12)
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2018 года
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 февраля 2018 РіРѕРґР° Ленинский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Екатеринбурга Свердловской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Васильковой Рћ.Рњ., РїСЂРё секретаре Вялковой Рќ.Р., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Луканина Рђ. Р. Рє Администрации Рі.Екатеринбурга Рё Министерству строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области РѕР± оспаривании постановления, восстановлении РЅР° учете Рё понуждении восстановить РІ СЃРІРѕРґРЅРѕРј СЃРїРёСЃРєРµ,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением Администрации Рі.Екатеринбурга РѕС‚ 14.06.2017 в„– Луканин Рђ.Р., являющийся военнослужащим, уволенным СЃ военной службы РІ запас, СЃРЅСЏС‚ СЃ учета нуждающихся РІ улучшении жилищных условий.
РќР° основании данного постановления Министерством строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области Луканин Рђ.Р. исключен РёР· СЃРІРѕРґРЅРѕРіРѕ СЃРїРёСЃРєР° граждан, уволенных СЃ военной службы Рё приравненных Рє РЅРёРј лиц – получателей единовременной денежной выплаты РЅР° приобретение или строительство жилого помещения РІ 2017 РіРѕРґСѓ.
Луканин Рђ.Р. РЅРµ согласился данными действиями ответчиков Рё обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, поскольку РїРѕ мнению истца РѕРЅ был незаконно СЃРЅСЏС‚ СЃ учета, так как Администрацией Рі.Екатеринбурга неправомерно было учтено приобретенный истцом садовый РґРѕРј общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. <адрес> который фактически жилым помещением РЅРµ является, пригодным для постоянного проживания РЅРµ является.
Р’ судебном заседании истец Луканин Рђ.Р. Рё его представитель РЅР° РёСЃРєРµ настаивали.
Р’ судебном заседании представители ответчиков просили РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать, поскольку согласно выписке РёР· ЕГРН приобретенный истцом объект является жилым помещением, соответственно для определения нуждаемости РІ обеспечении жильем РѕРЅРѕ подлежало учету. Более того, Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области было лишено возможности принять РёРЅРѕРµ, чем исключение РёР· СЃРІРѕРґРЅРѕРіРѕ СЃРїРёСЃРєР° истца, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим постановлением РѕС‚ 14.06.2017 РіРѕРґР°. РљСЂРѕРјРµ этого РїРѕ объективным причинам истец РЅРµ может быть включен РІ СЃРїРёСЃРєРё РЅР° 2017 РіРѕРґ, так как РѕРЅРё сформированы Рё меры социальной поддержки для истца РЅР° данный РіРѕРґ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ снятием СЃ учета Рё отсутствием поступивших РІ Министерство необходимых сведений приняты быть РЅРµ могли. Рстцом Рє Министерству заявлен РёСЃРє преждевременно, так как права Рё законные интересы Луканина Рђ.Р. РёРј РЅРµ нарушены, обеспечение жилым помещением РїСЂРё восстановлении РЅР° учете РІ 2018 РіРѕРґСѓ РїРѕ списках, сформированным РЅР° 2017 РіРѕРґ РЅРµ представляется возможным.
Заслушав пояснения сторон и представителя истца, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от 03.11.2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ответчиками РЅРµ оспорено, что Луканин Рђ.Р., являющийся военнослужащим, уволенным СЃ военной службы РІ запас, состоял РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё РЅР° основании постановления РѕС‚ 14.06.2017 в„– был СЃРЅСЏС‚ СЃ учета, поскольку последним был приобретен объект - садовый РґРѕРј общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. <адрес> который согласно выписке РёР· ЕГРН значится как «жилой РґРѕРјВ», СЃ особыми отметками «жилое строение».
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Рстец настаивал РЅР° том, что сведения Рѕ статусе помещения были РёРј представлены РІ Администрацию Рі.Екатеринбурга, однако проигнорированы органом местного самоуправления.
Так, согласно справке филиала ФГБУ «ФКН Росреестра» по Свердловской области на садовом и дачном земельных участках по усмотрению правообладателя допускается осуществление строительства либо объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), либо жилого строения при наличии разрешения на строительство. При этом получение разрешения на строительство в целях строительства жилого строения садовом и дачном земельных участках не требуется.
Указание в «Особых отметках» выписки из ЕГРН сведений о «жилом строении» связано с особенностями ввода сведений при осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с законом о регистрации, до введения в действие нового программного продукта.
Таким образом, если фактически здание является жилым строением, и государственный кадастровый учет осуществлен в соответствии с требованиями, установленными Законом о регистрации, то сведения о назначении здания «жилое строение» будет указано в реквизите «Особые отметки» выписки из ЕГРН.
В соответствии со ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, жилое строение по смыслу требований жилищного законодательства не является жилым помещением, порядок и основания использования которым регламентированы жилищным законодательством.
При этом, согласно Правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади.
Таким образом, для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий следует учитывать наличие на праве собственности, ином вещном праве именно жилых помещений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 апреля 2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан, указал, что в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Тот факт, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (статья 72, РїСѓРЅРєС‚ "Рє" части 1, Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), субъекты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив РїРѕСЂСЏРґРѕРє признания жилых строений РЅР° садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, Р° органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено РІ статье 32 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, правила землепользования Рё застройки.
При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).
Таким образом, формальное отношение к представляемым заявителем документам повлекло за собой нарушение его жилищных прав и незаконное снятие с учета, учитывая также наличие в выписке ЕГРН сведений о том, что объект истца является жилым строением, а не жилым помещением. При этом особые отметки должны учитываться при установлении действительного статуса объекта.
Также ответчиком не учтено, что жилое строение истца жилым помещением, пригодным для проживания не признано.
Таким образом, требования к Администрации г.Екатеринбурга о признании постановления № незаконным и восстановлении в связи с этим на учете правомерны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Относительно требований о понуждении ответчиков восстановить истца в сводном списке, суд прежде всего исходит из того, что Администрация г.Екатеринбурга не совершала действия по исключению истца из сводного списка, соответственно не уполномочена на восстановление истца в данном списке.
Р’ то Р¶Рµ время, СЃСѓРґ отклоняет возражения Министерства строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области РѕР± отсутствии доказательств нарушения данным публичным субъектом прав Рё законных интересов истца, поскольку восстановление РІ СЃРІРѕРґРЅРѕРј СЃРїРёСЃРєРµ является мерой восстановления нарушенных жилищных прав Луканина Рђ.Р.
При этом суд также исходит из незаконности снятия с учета, соответственно неправомерности всех последующих действий, так как само по себе исполнение незаконного акта не исключает его правовую порочность и освобождение от ответственности при нарушении прав гражданина.
Рстец имел право быть включенным РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє Рё значился РІ нем, что ответчиками РЅРµ оспорено, РґРѕ момента принятия незаконного постановления. РџСЂРё отсутствии Р¶Рµ незаконных действий РІ отношении Луканина Рђ.Р. последний подлежал обеспечению жилым помещением РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· даты принятия его РЅР° учет. Соответственно неправомерность уполномоченных органов РЅРµ мгла влечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ отложение тех действий, РЅР° которые рассчитывал истец.
Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП, в соответствии с п.п.п 5, 10, 11, 12 которого источниками финансирования обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, являются средства федерального бюджета, передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области, и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц.
Главным распорядителем средств областного бюджета, полученных в форме субвенций из федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, и средств областного бюджета, предусмотренных для этих целей, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области формируют, утверждают и ежегодно до 01 января очередного финансового года представляют в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: 1) списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, письменно подтвердивших желание получить жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма, по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; 2) списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, письменно подтвердивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: на основании списков, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, формирует и утверждает сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; в течение 15 рабочих дней со дня получения распоряжения Правительства Российской Федерации об объеме субвенции из федерального бюджета бюджету Свердловской области в текущем финансовом году на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц формирует и утверждает на основании сводного списка, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц для обеспечения жильем в текущем финансовом году с указанием формы обеспечения граждан жильем и расходов на обеспечение жильем и направляет этот список в государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
При этом лица, указанные в подпункте 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц для обеспечения жильем в текущем финансовом году в первоочередном порядке.
Общая сумма бюджетных средств, направляемых на обеспечение жильем граждан в соответствующем финансовом году согласно вышеуказанному сводному списку, не может превышать объем субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, установленный по Свердловской области, и средств областного бюджета, предусмотренных суммарно на данные цели в соответствующем финансовом году.
Списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, указанные в пунктах 10, 11 настоящего Порядка, формируются в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, поскольку истец был включен РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє Рё незаконно был исключен РёР· него, соответственно РЅР° Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области РІ целях восстановления нарушенных прав Луканина Рђ.Р. должна быть возложена обязанность РїРѕ восстановлению его РІ списках РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· даты принятия РЅР° учет. РџСЂРё этом отсутствие финансирования, иные административные процедуры РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ являться основанием для освобождения публичного субъекта РѕС‚ исполнения возложенной РЅР° него обязанности РїРѕ обеспечению гражданина жильем.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление Администрации Рі.Екатеринбурга РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2017 РіРѕРґР° в„– Рѕ снятии Луканина Рђ. Р. СЃ учета нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, обязав восстановить истца РЅР° учете РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· даты первоначального обращения.
Обязать Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области восстановить Луканина Рђ. Р. РІ СЃРІРѕРґРЅРѕРј СЃРїРёСЃРєРµ граждан, уволенных СЃ военной службы Рё приравненных Рє РЅРёРј лиц – получателей единовременной денежной выплаты РЅР° приобретение или строительство жилого помещения РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· даты принятия РЅР° учет.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова