Именем Российской Федерации
22 января 2015 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Ооржак К.Д., при секретаре Шыырап М.Я., с участием Ойдуп А. В., представителя Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Куулар Ч.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах Донгак А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории сельского поселения «п.г.т. Каа-Хем» муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Минземимущество РТ, министерство) о предоставлении на территории сельского поселения «п.г.т. Каа-Хем» муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва жилого помещения специализированного жилого фонда соответствующего санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. Исковые требования мотивированы тем, что Донгак А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав. В нарушение норм федерального и регионального законодательства Донгак А.А. не предоставлено жилье, несмотря на то, что она с 16 января 2012 года состоит в очереди по получению жилья в Администрации пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна и окончила в 2013 году Тувинский техникум предпринимательства по специальности «повар-кондитер».
Прокурор в суде иск поддержал, пояснив, что до настоящего времени жилье Донгак А.А. не предоставлено, вынуждена жить у родственников.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Куулар Ч.В., действующая по доверенности, не возражала по поводу удовлетворения иска, пояснив, что право Донгак А.А. на получения жилья по указанному им основанию не оспаривается, кроме того, утвержден список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, куда вошла и Донгак А.А.
Представитель Минземимущества РТ (ответчика), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1).
Судом установлено, что Донгак А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ее родителями являются Д. и Ю. Ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии №), отец лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Донгак А.А. решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ.
20 мая 2005 года на основании постановления администрации Кызылского кожууна № Х. назначен опекуном Донгак А.А.
Согласно постановлению Главы МО пгт.Каа-Хем от ДД.ММ.ГГГГ № Донгак А.А. включена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.
В соответствии с распоряжением Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 05 ноября 2014 года № утвержден список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году на территории Республики Тыва, в п.349 указана Донгак А.А.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Республике Тыва от 28 ноября 2014 года сведений о зарегистрированных правах Донгак А.А. на объекты недвижимого имущества в ЕГРП не имеется.
Объективная нуждаемость Донгак А.А. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется. Право на предоставление жилого помещения согласно ранее действовавшему законодательству (статья 57 Жилищного кодекса) возникло у Донгак А.А. после достижения 18 лет.
Согласно ответу Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 23 июня 2014 года Донгак А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории Кызылского кожууна, по состоянию на 20 июня 2014 года Донгак А.А. жилье не предоставлено, жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности.
Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ с 01 января 2013 года возложена на орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, что следует из толкования статьи 8.3 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно данной статье, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва направляет копию принятого решения в течение 10 дней со дня его принятия в орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, и уведомляет заявителя о принятом решении. На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
В пункте 1 Положения о Минземимуществе РТ, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04.05.2007 N 591, указано, что министерство является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по управлению имуществом Республики Тыва.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку Донгак А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состояла в очереди на получение жилого помещения в Кызылском кожууне, суд полагает необходимым возложить на Минземимущество РТ обязанность предоставить Донгак А.А. однократно жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах Донгак А.А. удовлетворить.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Донгак А.А. на условиях договора специализированного найма жилое помещение на территории сельского поселения «п.г.т. Каа-Хем» муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2015 года.
Судья К.Д. Ооржак