УИД 10RS0007-01-2024-000453-90
№2-343/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 23 сентября 2024 года
Лоухский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Беловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского А.Л. к ОМВД России по Лоухскому району о признании отсутствующим право собственности на мотоцикл, исключении данных о регистрации мотоцикла,
установил:
иск Николаевским А.Л. заявлен по следующим основаниям: за истцом зарегистрировано транспортное средство – мотоцикл N., г.н. Номер. Данный мотоцикл выбыл из его владения в период с 2000 по 2007 годы, когда он отбывал наказание в виде лишения свободы. В рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении истца, заместителем начальника ОСП по Лоухскому району вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношение данного транспортного средства, в связи с чем истец не может снять его с учета, что влечет необоснованное начисление ему транспортного налога. В связи с этим Николаевский А.Л. просит суд признать отсутствующим у него право собственности на мотоцикл, обязать ОМВД России по Лоухскому району исключить данные о регистрации спорного транспортного средства.
В судебном заседании истец Николаевский А.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске. Дополнительно пояснил, что мотоцикл скорее всего был у него похищен, по поводу чего он в правоохранительные органы не обращался. Обратился по поводу снятия мотоцикла с учета после вынесения постановления о запрете регистрационных действий в отношении данного транспортного средства. Полагает, что, поскольку мотоцикл у него отсутствует, он утратил право собственности на него, в связи с чем регистрация транспортного средства должна быть прекращена.
Представители ответчика ОМВД России по Лоухскому району Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом. Представили в суд письменные возражения, в которых просят рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с тем, что прекращение регистрации транспортного средства – мотоцикла, принадлежащего истцу, не представляется возможным в виду наложения судебным приставом – исполнителем ограничения в виде запрета на регистрационные действия.
Представители третьих лиц УФНС России по Республике Карелия, ОСП по Лоухскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав истца Николаевского А.Л., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд установил:
за истцом Николаевским А.Л. в ОГИБДД ОМВД России по Лоухскому району зарегистрировано транспортное средство - мотоцикл N., г.н. Номер, что подтверждается представленной в суд карточкой учета транспортного средства.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Лоухскому району от ХХ.ХХ.ХХ в отношении Николаевского А.Л. возбуждено исполнительное производство Номер-ИП, предмет исполнения – взыскание задолженности по коммунальным платежам в пользу ООО «КарелКоммунЭнерго».
В рамках настоящего исполнительного производства заместителем начальника ОСП по Лоухскому району ХХ.ХХ.ХХ вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства – мотоцикла N., г.н. Номер.
После вынесения данного постановления Николаевский А.Л. обратился в ОМВД России по Лоухскому району с заявлением о снятии мотоцикла с регистрационного учета, в чем ему было отказано в связи с имеющемся ограничением в виде запрета регистрационных действий транспортного средства.
Оценивая заявленные истцом доводы, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с государственной регистрацией транспортных средств регулируются Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Понятие государственной регистрации транспортных средств приведено в ст. 4 этого закона, согласно которой это совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статьей 10 этого закона к регистрационным действиям отнесены, в числе прочих: прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении; снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 этого Федерального закона государственный учет транспортного средства может быть прекращен, наряду с другими основаниями, по заявлению владельца транспортного средства или по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 этого Федерального закона снятию с государственного учета подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства.
Однако, пунктом 7 ч. 5 ст. 20 этого Федерального закона установлено, что наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
Судом установлено наличие запрета на совершение регистрационных действий с принадлежащим истцу транспортным средством - мотоциклом, наложенным судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Фактически требование о прекращении права собственности на мотоцикл обусловлено истцом необходимостью снятия мотоцикла с регистрационного учета.
Вместе с тем, учитывая наличие запрета на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего истцу мотоцикла, у суда нет оснований полагать незаконными действия ОМВД России по Лоухскому району, которые в ответе на обращение истца разъяснили, что регистрационные действия по прекращению государственного учета принадлежащего ему транспортного средства могут быть совершены только после отмены установленного в соответствии с законом запрета.
На момент разрешения спора такой запрет не был снят или отменен, в связи с чем исковые требования Николаевского А.Л. о признании его утратившим право собственности на мотоцикл и обязании ОМВД России по Лоухскому району произвести в отношении данного транспортного средства регистрационные действия удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные Николаевским А.Л. о том, что налоговым органом ему начисляется транспортный налог на транспортное средство, которое выбыло из его владения в виду его возможного хищения (угона), не могут быть основанием к удовлетворению заявленных требований, так как сама по себе утрата владения транспортным средством собственником, на которого оно зарегистрировано, не является основанием ни для исключения такого транспортного средства из числа объектов налогообложения транспортным налогом, ни для освобождения от уплаты этого налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 361 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ выбытие транспортного средства из владения собственника может служить основанием для исключения его из числа объектов налогообложения только при наличии дополнительных условий: объявление розыска в связи с угоном (кражей), - которые должны подтверждаться документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами от такого органа.
Как следует из объяснений самого Николаевского А.Л., с заявлением в правоохранительные органы по данному поводу он не обращался. Также, до установления в отношении данного транспортного средства запрета на совершение регистрационных действий, он не обращался с заявлением о снятии мотоцикла с учета, в силу чего, учитывая, что мотоцикл продолжает находиться на регистрационном учете, начисление транспортного налога на мотоцикл ответчику производится налоговым органом правомерно.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к убеждению, что в возникших спорных правоотношениях права истца нарушены не были, в связи с чем заявленные им исковые требования удовлетворению не подлежать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Николаевского А.Л. к ОМВД России по Лоухскому району о признании отсутствующим право собственности на мотоцикл, исключении данных о регистрации мотоцикла – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 27.09.2024.