Дело № 2а-33/2022
УИД 37RS0015-01-2021-001062-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.
с участием представителя административного истца прокурора Приволжского района Ивановской области Мироновой А.А.,
административного ответчика ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства 11 января 2022 года в г. Приволжске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Ивановской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФИО о прекращении действия права на управление транспортным средством,
установил:
Прокурор Приволжского района Ивановской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к ФИО о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в соответствии с водительским удостоверением №, выданным ДАТА, категории «В, В1, С, С1» (л.д. 3-6).
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе последней установлено, что ДАТА ФИО выдано водительское удостоверение № категории «В, В1, С, С1». Однако, он состоит на учете в наркологическом кабинете г. Приволжска с диагнозом «употребление синтетических психостимуляторов с пагубными последствиями». В связи с чем данное лицо не может быть допущено к управлению транспортными средствами. Законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено на прямую в зависимость от состояния здоровья водителя. Установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения. В связи с чем у административного истца и возникла необходимость обращения в суд с настоящим иском (л.д. 3-6).
В ходе судебного заседания представитель административного истца прокурора Приволжского района Ивановской области Миронова А.А. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, указанным административном в исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО возражает против заявленных исковых требований. При этом последний подтвердил, что в настоящее время он, имея права на управление транспортными средстввми, состоит на учете в наркологическом кабинете менее одного года. Пояснил, что не смотря на это, он не является наркоманом, постановка на учет имела место в связи с разовым случаем употребления наркотического вещества. В настоящее время административный ответчик работает в должности водителя без официального оформления, в связи с чем заинтересован в наличии водительских прав.
Заинтересованные лица Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее УМВД России по Ивановской области) и Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановский областной наркологический диспансер» (далее ОБУЗ «ИОНД») в судебное заседание не явились, о дате, времени и дате судебного заседания уведомлены надлежащим образом (л.д. 25, 26), о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом изложенного суд приступил к рассмотрению дела при имеющейся явке.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Как следует из положения подраздела 3 раздела 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортным средством, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Статьёй 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно абз. 9 ст. 5, п. 6 ст. 23, абз. 1-4 п. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абз. 9 ст. 5).
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23).
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ) (абз. 1-4 п. 7).
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно п.п. 1, 2 и 4 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п. 1). Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (п. 2). Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4).
Опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик (абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10-F16, F18, F19) (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр), предусматривает под кодом F19.1 - «психические и поведенческие расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ. Пагубное употребление», кодом родителя которого является F19 - психические и поведенческие расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В силу положений п. 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1034 н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
- наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
- не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1);
- если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Судом установлено, что ДАТА административному ответчику ФИО, ДАТА года рождения, уроженцу <адрес>, выдано водительское удостоверение №, категории «В, В1, С, С1».
Данные обстоятельства подтверждаются Карточкой операции с ВУ от 22 ноября 2021 года, предоставленной Отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому району (далее ОГИБДД ОМВД России по Приволжскому району) (л.д. 9), водительским удостоверением от ДАТА № на имя ФИО (л.д. 31).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района в Ивановской области Костериной К.А. от 20 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении № (л.д. 46-47), ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (потребление наркотических средств без назначения врача) и подвергнут административному штрафу в размере 4 000 рублей. На ФИО возложена обязанность пройти диагностику, а при необходимости с последующим лечением и (или) медицинской реабилитацией, в связи с потреблением наркотических средств, для чего обратиться к врачу-нарколог в течение десяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Согласно сведениям ОБУЗ «ИОНД» от 19 ноября 2021 года и 11 января 2022 года (л.д. 8, 30), ФИО ДАТА поставлен на учете в наркологическом кабинете г. Приволжска ОБУЗ «ИОНД» с диагнозом: употребление синтетических психостимуляторов с пагубными последствиями. Код заболевания, в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, - F19.1. Имеющееся заболевание является препятствующим осуществлению деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
При таких обстоятельствах, после постановки ФИО под диспансерное наблюдение, по состоянию здоровья административный ответчик не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, подтверждающих прохождение ФИО специального лечения, полного выздоровления, достижения подтвержденной стойкой ремиссии и принятия медицинским учреждением решения, свидетельствующего о допуске административного ответчика к осуществлению водительской деятельности, в соответствии с положениями ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком суду не представлено, а судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что состояние здоровья ФИО и наличие у него заболевания «употребление синтетических психостимуляторов с пагубными последствиями» (код F19.1) запрещают ему управлять транспортным средством, так как препятствуют безопасному управлению им транспортным средством, нарушают принцип обеспечения безопасности дорожного движения и прав неопределенного круга лиц, установленных и гарантированных действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с чем у суда имеются основания для прекращения действия права ФИО на управление транспортными средствами, в соответствии с водительским удостоверением № №, выданным ДАТА, категории «В, В1, С, С1».
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком, страдающим наркотической зависимостью, при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движениях.
С учетом изложенного, суд считает доводы административного ответчика о том, что он не является наркоманом, постановка на диспансерный учет имела место в связи с разовым случаем употребления наркотического вещества, он лишь один раз привлекался к административной ответственности за употребление наркотических средств, не имеющими существенного значения для разрешения настоящего административного дела.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В связи с тем, что действиями административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, суд признает за административным истцом право на обращение с настоящим административным исковым заявлением.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении последних суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2017 года № 15-КГПР17-1).
В силу ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины при подаче в суд искового заявления неимущественного характера составляет 300 рублей.
В связи с чем, учитывая факт освобождения истца от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать в доход федерального бюджета с ответчика ФИО государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области к ФИО удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО, ДАТА года рождения, уроженца <адрес>, на управление транспортными средствами, в соответствии с водительским удостоверением №, выданным ДАТА, категории «В, В1, С, С1».
Копию решения направить в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области для исполнения (изъятия водительского удостоверения).
Взыскать с ФИО в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Виноградова Е.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 января 2021 года.