УИД: 66RS0060-01-2023-000477-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Порубовой М.В.,
при секретаре Коровиной М.С.,
с участием представителя ответчика по доверенности - Сюкосева А.В.,
помощника прокурора по Шалинскому району Свердловской области- Вылегжаниной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.С.И. к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
К.С.И. обратилась в суд с настоящим иском.
В обосновании исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ на ее имя Исполкомом Платоновского совета народных депутатов на основании решения жилищной комиссии был выдан ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. За все время проживания с 1990 по 2013 в данной квартире капитальный ремонт не производился. ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования жилищной комиссией Администрации Шалинского городского округа было вынесено заключение о признании жилого помещения истца непригодным для постоянного проживания.
распоряжением №-рп Елавы администрации Шалинского городского округа, квартира истца признана непригодной для проживания и предписано ее снести в срок до 30.12.2015, а истцу предоставить жилое помещение равнозначное по площади по договору социального найма. 17.02.2020 с истцом был заключен договор социального найма данного жилого помещения № 911. До настоящего времени жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения истцу не предоставлено. В настоящее время данное жилое помещение фактически отсутствует на его месте находится другой индивидуальный жилой дом. Просит предоставить взамен непригодного для проживания жилое помещение равнозначное по площади не менее 50.3 кв.м, на условиях договора социального найма.
Ранее участвуя в судебном заседании истец К.С.И., а также ее представитель — Н. на исковых требованиях настаивали и суду пояснили, что <адрес> располагается в двухквартирном доме, ее предоставили Платоновский сельсовет как работнику колхоза «Луч», где она работала дояркой, на основании ордера для ее семьи, состоящей из четырех человек, а именно: ей, двум дочерям и сыну. С ДД.ММ.ГГГГ по 2013 постоянно в квартире проживали, затем выехали в связи с невозможностью там проживать т.к. квартира стала непригодной для проживания, обвалился потолок, перемерзла вода. В связи с этим она обратился в Администрации, в результате чего жилищной комиссией было вынесено заключение о признании данной квартиры непригодной для проживания. Распоряжением Главы администрации Шалинского городского округа был установлен срок для
расселения - до 30.12.2015, а квартира подлежала сносу. До настоящего времени другое жилое помещение взамен аварийного помещения предоставлено не было. 31.08.2023 признана малоимущей. Соседка по дому, которая являлась собственником квартиры № 2 в порядке приватизации распилила ее квартиру и на оставшемся фундаменте построила новый индивидуальный жилой дом. Сейчас истец вынуждена проживать в квартире своей дочери в городе, младшая дочь проживает в <адрес> в арендуемой квартире т.к. в связи с обучением. О причинах указания общей площади в размере 56 кв.м, в ордере ей неизвестно, договор социального найма содержит площадь 50.3 кв.м., договор не спаривала, плату за найм по указанной квартире производила, исходя из данной площади. Реконструкцию квартиры, перепланировку, переустройство пристроек, надстроек к квартире не производила.
Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа, действующий по доверенности Сюкосев А.В. в судебном заседании иск не признал, предоставив возражения на иск в письменном виде. Суду пояснил, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным признан не был, квартира истца в Региональную программу переселения в 2013-2017 не вошла. В настоящее время действует договор социального найма, который некем не оспорен, не расторгнут. В обязанности истца как нанимателя входит обязанность по содержанию жилого помещения, внесения платы за него. О причинах заключения договора социального найма после признания данного жилого помещения непригодным пояснить не может. В случае удовлетворения исковых требований, будут нарушены права остальных граждан, право на приобретение жилого помещения которых возникло ранее чем у истца. Администрация лишена источников средств для приобретения жилых помещений таким гражданам (л.д. 97- 101).
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора В.Ю.А., К.Н.А., К.В.А., будучи извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствии, исковые требования К.С.И. своей матери поддерживают в полном объеме (л.д. 103, 104, 105).
Ранее участвуя в судебном заседании В.Ю.А. пояснила, что ее мать - истец К.С.И. неоднократно обращалась в Администрацию, но никакого результата не получила, те граждане, которые стояли в очереди после истца уже получили жилые помещения. Исковые требования поддерживает, сама проживает в собственном квартире в <адрес> со своей семьей.
Ранее участвуя в судебном заседании К.В.А., дала аналогичные пояснения, исковые требования К.С.И. поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что сейчас обучается в <адрес> и временно проживает там.
Представитель третьего лица на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Шалинского городского округа в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, просил дело рассмотреть в их отсутствии (л.д. 95).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - МУП ШЕО «Шалинская ЖКС» в лице представителя - конкурсного управляющего К., будучи извещенной о врмени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствии (л.д. 205-207).
Изучив позиции стороны истца, ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
Закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления указанного права, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.
Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации), вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются ст. ст. 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с предыдущими и с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обуславливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае признано не улучшение жилищных условий, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 указанного федерального закона (в редакции на дату спорных правоотношений) предусмотрено, что территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район".
Согласно ст. 2 Устава Шалинского городского округа, принятого решением Шалинской районной Думы от 02.06.2005 года N 116, в состав территории городского округа входят.. .территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями:.. . <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, жилое помещение, которое занимала истец со своими детьми на условиях договора социального найма, признано непригодным для проживания, и подлежащим сносу в срок до 30.12.2015, распоряжением Главы администрации Шалинского городского округа №-рп от
нанимателю постановлено предоставить жилое помещение в срок до 30.12.2015 равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению по договору социального найма (л.д. 14).
Согласно паспортным данным истца, К.С.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>
Договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает факт предоставления истцу и ее членам семьи (детям - В.Ю.А., К.Н.А., К.В.А.) в бессрочное владение и пользование изолированного помещения, квартиры № 1 находящееся в муниципальной собственности, состоящая из 2 комнат, общей площадью 50, 3 кв.м, по адресу: <адрес> для проживания в нем (л.д. 15-17).
Договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу, общей площадью 50,3 кв.м., заключен между Муниципальным унитарным предприятием Шалинского городского округа «Шалинская ЖКС» и К.С.И.
Постановлением Администрации Шалинского городского округа № от 3ДД.ММ.ГГГГ К.С.И. составом семьи из 2 человек принята на учет в качестве нуждающихся в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда и признана малоимущей (л.д. 39- 40).
Пунктом 1. Раздела 1 договора установлена общая площадь жилого помещения, которая составляет 50,3 кв.м., п.З раздела 1 договора указано, что совместно с нанимателем К.С.И. в жилое помещение вселяются ее члены семьи, а именно: В.Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 15).
Ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается передача данного жилого помещения К.С.И. исполнительным комитетом Платоновского совета народных депутатов, при этом площадь квартиры указана 56 кв.м. (л.д. 18).
Согласно данным, имеющимся в техническом паспорте на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры № 1 составляет 32, 6 кв.м., площадь холодного пристроя - 12.3 кв.м., сведений о переустройстве, перепланировке не имеется (л.д. 139-148, 143, 146).
Заключением межведомственной Комиссии, назначенной постановлением администрации Шалинского городского округа № 274 от 28.04.2008 «О создании межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа», по результатам рассмотренных документов (акта обследования № 3 от
выявлены основания для признания жилого помещения истца непригодным к постоянному проживанию (л.д. 12,13).
Распоряжением главы администрации Шалинского городского округа Богатырева А.П. № 15-рп от 16.01.2013, указанное жилое помещение признано непригодным к проживанию, постановлено произвести снос данного помещения в срок до 30.12.2015 и предоставить нанимателю жилого помещения К.С.И. равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению жилое помещение по договору социального найма в срок до 30.12.2015 (л.д. 14).
Согласно сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа снос жилого дома не производился (л.д. 134).
Согласно Акту обследования квартиры № 1 в жилом доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией Администрации Шалинского городского округа, брусовые стены местами спилены и шиферная крыша, вместе с чердачным перекрытием рухнула внутрь дома, окна и двери разрушены, электропроводка порвана, холодное водоснабжение отключено, надворный туалет разрушен. Муниципальное имущество не может использоваться по назначению (л.д. 137-138).
Сведениями из публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес> 1 000 кв.м, объектов недвижимости (зданий, домов) не имеется (л.д. 208).
Таким образом, данными доказательствами подтверждается возникновение прав у истца на жилое помещение, признанное в последующем непригодным к проживанию.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2008 N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что ранее истец занимала жилое помещение общей площадью 50.3 кв. м, суд приходит к выводу о правомерности заявленных К.С.И. требований о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Таким образом, для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления обязанности во внеочередном порядке предоставить истцу жилое помещение взамен признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу судами надлежало определить следующие юридически значимые обстоятельства: обладает ли истец правом пользования жилым помещением, расположенным по адресу: д<адрес>, допускает ли техническое состояние квартиры, расположенной по указанному адресу возможность постоянного проживания без угрозы для жизни и здоровья граждан, определение площади предоставляемого жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы касательно площади жилого помещения, которое ранее занимала истец, суд относится критически к размеру общей площади жилого помещения, указанного в ордере от 01.02.1990, а именно: 56 кв.м., поскольку опровергается данными в договоре социального найма №911 от 17.02.2020, где указана общая площадь квартиры - 50, 3 кв.м.
Кроме того, согласно сведениям Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс», по указанному адресу до марта 2022 был открыт лицевой счет № на имя К.С.И., по которому производились начисления по услуге «найм жилого фонда» (л.д. 130, 201). Квитанцией об плате данной услуги за февраль-декабрь 2012, данная плата производилась исходя из площади жилого помещения в размере 50.3 кв.м.(л.д. 173). Согласно справке о расчетах жилищнокоммунальных услуг за период с 01.02.2015 по 31.10.2023 по данному адресу плата за услугу начислялась исходя из площади - 50,30 кв.м. (л.д. 202-204).
В силу ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением от 21.05.2005 № 315 утвердило Типовой договор социального найма жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 Типового договора (Предмет договора) наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение для проживания в нем. Указанный пункт содержит также сведения об общей площади предоставляемого жилого помещения в кв. м, в том числе жилой площади в кв. м, и его адресе, включая номер дома, корпуса, квартиры.
Статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 1 и 4).
Размер общей площади жилого помещения является критерием оценки уровня обеспеченности жильем, который используется как в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и в связи с предоставлением гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая вышеизложенное, исходя из того, что договор социального найма по спорному жилому помещению содержит размер общей площади квартиры 50,30 кв.м, данный договор не расторгнут и ни кем из сторон не оспорен, плата по найму производилась исходя из площади 50,30 кв.м., предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, то суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 50,30 кв. м.
Доводы представителя ответчика об отсутствии муниципальных программ по переселению из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, отсутствии финансирования, суд находит несостоятельным, поскольку наличие либо отсутствие муниципальных программ в данном случае не имеет правового значения, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Соответственно исковые требования истца о предоставлении вне очереди жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, жилое помещение должно быть представлено в д<адрес>: по месту нахождения жилого помещения, в котором проживала истец, признанного непригодным для проживания.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление К.С.И. к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области предоставить К.С.И. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение и равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, то есть не менее 50,30 кв. м., отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в границах населенного пункта <адрес> по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд.
Решение объявлено в резолютивной форме и будет изготовлено в окончательной форме не позднее 14.12.2023.
Председательствующий: М.В. Порубова