Решение по делу № 02а-0744/2024 от 07.06.2024

УИД  77RS0032-02-2024-010725-77

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

20 августа 2024 года                                                                        адрес

 

Черемушкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Пименовой Е.О., при ведении протокола помощником судьи фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-744/2024 по административному иску Крючкова Максима Валериевича к ФКУ ГИАЦ МВД России об обязании исключить сведения о судимости и внесении сведений о погашении судимости,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Крючков Максим Валериевич  обратился суд с административным иском о признании незаконным решения ФКУ ГИАЦ МВД России об отказе внести изменения в сведения относительно справки о судимости.

 В обоснование  своих требований административный истец указал, что  07.12.1998 он был осужден Щекинским городским судом адрес по ч. 3 ст. 30, п. «а,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ и приговорен к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год. 07.12.2000 Крючков М.В. полностью отбыл наказание, после чего больше не привлекался к уголовной ответственности. В октябре 2023 года административный истец обратился за справкой об отсутствии/наличии судимости на портал Госуслуги.ру, в которой отсутствовала информация о снятии и погашении судимости. В период отбывания наказания и после административный истец вел себя безупречно и соблюдал закон. ФКУ «ГИАЦ МВД РОССИИ» отказало во внесении изменений в сведения относительно справки о судимости. Однако административным ответчиком не учтено, что Крючков М.В. был условно осужден и по истечении испытательного срока в 1 год судимость погашается. Наличие в справке о наличии (отсутствии) судимости в отношении фио нарушают его права и законные интересы, поскольку спустя более 25 лет после истечения испытательного срока органами МВД не были внесены соответствующие изменения в указанную справку. Ввиду чего, административный истец не имеет возможности трудоустроиться в образовательные учреждения и в органы государственной власти. Кроме того. наличие не погашенной судимости негативно влияют на детей административного истца которые также не имеют права обучаться или осуществлять трудовую деятельность в государственных органах.

Также в ближайшее время административный истец намерен проходить аттестацию для продолжения трудовой деятельности в ФГБУ "Рослесинформ" в должности начальника отдела в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ  № 693. Поскольку данный приказ не допускает к аттестации лиц, имеющих не погашенную судимость, административный истец может потерять место постоянной работы, ввиду невнесения административным ответчиком сведений об отсутствии судимости.

На основании изложенного административный истец просил суд обязать ФКУ «ГИАЦ МВД России» исключить сведения о судимости Крючкова Максима Валериевича и внести сведения о погашении судимости от 07 декабря 1998 года.

Административный истец Крючков Максим Валериевич в судебное заседание явился, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ ГИАЦ МВД России в суд явился, предоставил письменные возражения, просил в удовлетворении требований отказать,  т.к. хранение в оперативно-справочных учетах МВД России учетных документов осуществляется независимо от погашения и снятия судимости, установлен срок хранения учетных документов на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, на лиц осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста. Кроме того сообщил, что в оперативно-справочных учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» сведений в отношении Крючкова Максима Валериевича не имеется. Сведения в отношении Крючкова Максима Валериевича,  паспортные данные, о привлечении к уголовной ответственности с мерой наказания - лишение свободы условно с испытательным сроком, содержатся в учетах ИЦ УМВД России по адрес. Таким образом, ФКУ «ГИАЦ МВД России» является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу.  

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Как следует из справки № 050/464553-Е от 27.10.2023, серия  050Р№1023445445 о наличии (отсутствии) судимости, выданной ГУ МВД России по адрес, в отношении административного истца Крючкова Максима Валерьевича  (паспортные данные), имеются сведения о судимости, а именно: 07.12.1998 осужден адресадрес по ч. 3 ст. 30, п. "а,в" ч. 2 ст 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год.  

Данные о привлечении к уголовной ответственности Крючкова Максима Валерьевича внесены в базы данных МВД России и сохранены до настоящего времени.

Как следует из искового заявления, административный истец сам подтверждает, что ранее он был осуждена Щекинским городским судом адрес по ч. 3 ст. 30, п. «а,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ и приговорен к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год. 07.12.2000 Крючков М.В. полностью отбыл наказание, после чего больше не привлекался к уголовной ответственности.

 Согласно ст. 17 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления.

Согласно п. 40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, (утв. Приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России № 399 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» от 29.12.2005, ред. 15.10.2019), учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Согласно п. 27 и 28 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования  в  отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Согласно п. 43 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.

 Как следует из материалов дела, сведений, указанных в п. 43 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, в отношении административного истца не имеется.

 Реализуя свои полномочия в сфере регистрации уголовных дел и учета преступлений, в соответствии с требованиями Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановления Правительства РФ № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», МВД России приказом № 660 от 27.09.2019 утвердило «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Согласно адрес регламента, должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по паспортные данные, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на адрес, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.

Согласно адрес регламента, после проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение № 4 к Административному регламенту).

Согласно п. 76.1 Административного регламента, в справке о наличии (отсутствии) судимости в соответствующих графах делается отметка «не имеются» при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Согласно п. 76.2 Административного регламента, в графе «меются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на адрес» делается отметка «не имеются» при наличии сведений о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; примирение потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения; отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого; непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации Федерального Собрания РФ в лишении неприкосновенности данного лица.

В целях определения порядка формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах) приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры РФ от 12.02.2014 № 89/19/73/1/113/108/75/93/19/324/133/бЗ/195 утверждено «Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».

 Согласно п. 6.1 указанного Наставления, порядок формирования, ведения и использования централизованных учетов определяется в том числе Правилами формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложение № 1 к Наставлению).

Согласно подп. «е» п. 15.2 приложения № 1 к Наставлению, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, до достижения ими 80-летнего возраста.

Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, на службу в органы госнаркоконтроля, при назначении на должность судей и др., предусматривающих соответствующие ограничения.

Как следует из материалов дела, сведения в оперативно-справочную картотеку в отношении административного истца внесены на законных основаниях и их исключение не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

При этом информация изымается из оперативно-справочной картотеки на лиц, в отношении которых уголовные дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда - после поступления соответствующих документов, подтверждающих данный факт. В отношении административного истца подобных документов не поступало.

При таких обстоятельствах действия по обработке, внесению и сохранению в базе сведений в отношении административного истца соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Также суд отмечает, что наличие в информационных базах сведений о наличии судимости административного истца не ущемляет его прав, поскольку при погашении судимости аннулируются все связанные с ней правовые последствия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Административный иск Крючкова Максима Валериевича к ФКУ ГИАЦ МВД России об обязании исключить сведения о судимости и внесении сведений о погашении судимости – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Черемушкинский районный суд адрес.

 

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2024 г.

 

 

Судья                                                                                                          Е.О. Пименова

02а-0744/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу
Истцы
Крючков М.В.
Ответчики
ФКУ "ГИАЦ МВД России"
Суд
Черемушкинский районный суд Москвы
Судья
Пименова Е.О.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
07.06.2024Регистрация поступившего заявления
11.06.2024Заявление принято к производству
11.06.2024Подготовка к рассмотрению
27.06.2024Рассмотрение
20.08.2024Вынесено решение
26.10.2024Вступило в силу
11.06.2024У судьи
25.09.2024В канцелярии
26.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее