ДЕЛО № 12-1-52/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2017 года г.Вольск
Судья Вольского районного суда Саратовской области Карпинская А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе начальника отдела охраны труда и окружающей среды Акционерного общества «Вольский механический завод» Соколова В. В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 3-097/2017 от 29 мая 2017 года об административном правонарушении,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 3-097/2017 от 29 мая 2017 года на начальника отдела охраны труда и окружающей среды (далее по тексту - начальник ООТ и ОС) Акционерного общества «Вольский механический завод» (далее по тексту -АО «ВМЗ») Соколова В. В. был наложен штраф в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за то, что у АО «ВМЗ» отсутствуют паспорта отходов на такие виды отходов: отходы негалогенированных органических растворителей и их смесей, отходы материалов лакокрасочных на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров (лаки, краски, эмали, грунтовки) в неводной среде, отходы при обработке металлов резанием (точением, фрезированием, сверлением, зенкерованием, долблением, протягиванием, развертыванием и т.д.).
Соколов В.В.. обжаловал указанное выше постановление в суд, указав, что считает его необоснованным по следующим причинам. АО «Вольский механический завод» в соответствии с Приказом Минприроды России от 05 августа 2014 года № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 24 октября 2014 года № 34446) в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами ежегодно составляет и представляет в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами и отчёт по форме 2-ТП. Технический отчет (технический отчет) по обращению с отходами составляется с целью: подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период; подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
В соответствии с указанным техническим отчетом, а также отчетностью по форме 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014, 2015 и 2016 год, в проверяемом периоде на предприятии вышеуказанные виды отходов не образовывались и не накапливались.
Вместо паспортов отходов 41412000000 и 41442000000 были разработаны паспорта на отходы, которые образуются и накапливаются на предприятии: 36351812413 - отход зачистки вентиляционных систем окрасочных камер и 36351831333 - отходы очистки окрасочных камер, а с вводом в эксплуатацию на предприятии новой окрасочной камеры паспорт на отход 44322911604 - ткань фильтровальная из полимерных волокон загрязнения лакокрасочными материалами.
Вместо паспорта на отход 36121000000 разработаны 3 паспорта: 46101003204 -отходы, содержащие незагрязненные черные металлы; 36121207225 - стружка алюминия; 36121204223 - стружка медная.
Таким образом, поскольку в процессе деятельности АО «ВМЗ» не образовывались отходы 41412000000 41442000000 36121000000, обязанность по осуществлению отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у него отсутствовала.
В судебном заседании Соколов В.В. доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Соколова В.В., судья приходит к следующему.
На основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Как усматривается из материалов дела, в период с 17 апреля по 17 мая 2017 года должностными лицами Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области проведена плановая выездная проверка деятельности АО «ВМЗ» по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов.
Проверкой установлено, что АО «ВМЗ» 22 декабря 2015 года направил материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды в ФБУ «ФЦАО». 23 мая 2016 года АО «ВМЗ» было выдано уведомление о результатах проверки, из которого следует, что класс опасности не соответствует заявленным:
- отходы иегалогенированных органических растворителей и их смесей;
- отходы материалов лакокрасочных на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров (лаки, краски, эмали, грунтовки) в неводной среде;
- отходы при обработке металлов резанием (точением, фрезерованием, сверлением, зенкерованием, долблением, протягиванием, развертыванием и т.д.).
При этом АО «ВМЗ» не направлял исправленные материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды. В связи с этим у АО «ВМЗ» отсутствуют паспорта отходов на указанные выше виды отходов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Соколова В.В., что такие виды отходов в настоящее время на предприятии не образуются, изменилась технология производства, судья во внимание не принимает, так как указанные отходы учтены в проекте образования отходов и лимитов на их размещение, от 2015 года а, следовательно, на них должен быть разработан соответствующий паспорт. Если была изменена технология производства, при которой перестали образовываться эти отходы, то в проект должны были быть внесены соответствующие изменения. Также не могут быть учтены те обстоятельства, что новом проекте образования отходов и лимитов на их размещение, разработанном в 2017 году указанных отходов нет, поскольку данный проект еще не утвержден, и на момент проверки действовал проект 2015 года. Этот довод (что в новом проекте указанных видов отход не существует) может иметь значение только при обсуждении вопроса об актуальности и возможности исполнении предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, судья не находит оснований к отмене постановления государственного инспектора Росприроднадзора о привлечении Соколова В.В. к административной ответственности.
Соколов В.В. просил, если судья придет к выводу о законности вынесенного постановления, о замене административного штрафа предупреждением по причинам, указанным выше (отсутствие на предприятии этих видов отхода, изготовление нового паспорта).
В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В данном случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств судья не усматривает.
При таких обстоятельствах судья считает, что оснований для отмены постановления Государственного инспектора Росприроднадзора не имеется.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3-097/2017 ░░ 29 ░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.