Дело № 2-262/2020
УИД <...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Подгало Т.А.,
при секретаре Перминове А.В.,
с участием истца Демидович Е.Г., ответчика представителя Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидович Е.Г. к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет,
установил:
Демидович Е.Г. обратилась в суд с настоящим заявлением, указав, что с <дата> проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года относится к зоне отселения.
В <дата> Демидович Е.Г. добровольно выехала из зоны отселения и в настоящее время проживает по договору найма жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежащее на праве собственности ФИО1.
Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ей выдано удостоверение, согласно которому Демидович Е.Г. является гражданином, выехавшим добровольно из зоны отселения. Согласно сведений из выписки из ЕГРН и справке ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация» жилых помещений на праве собственности у нее не имеется. <дата> истец обратилась в Фокинскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет как лицо, подпадающее под действие норм Закона РФ от 15.05.1991 года № 1241.
Распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска от <дата> №-р Демидович Е.Г. отказано в постановке на жилищный учет в соответствии со ст. 53, п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и в связи с не представлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Поскольку истец не имеет ни в собственности, ни по договору социального найма жилых помещений, является нанимателем жилого помещения по договору найма, не является членом семьи собственника квартиры, в которой была зарегистрирована Демидович Е.Г., ссылаясь на положения Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», просит признать незаконным распоряжение Фокинской районной администрации г. Брянска от <дата> №-р об отказе в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на состав семьи 1 человек; обязать Фокинскую районную администрацию г. Брянска поставить на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС; признать за истцом право на включение в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Истец Демидович Е.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчик представитель Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдова О.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Демидович Е.Г. намеренно ухудшает жилищные условия.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент строительства Брянской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Закона, гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения – предусмотренные п. п. 3-12 ч. 1 ст. 14 и п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения – предусмотренные п. п. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 14; п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации один раз (п. 7 ст. 17).
Согласно ст. 22 названного Закона гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года населенный пункт <адрес> относится к зоне отселения.
Установлено, что Демидович Е.Г. с <дата> по <дата> проживала и была зарегистрирована по месту жительства бывшего мужа ФИО2 и сына ФИО3 по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО2 и ФИО3.
С <дата> Демидович Е.Г. добровольно выехала из указанного жилого помещения и была вселена по договору найма в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., принадлежащее на праве собственности ФИО1, где проживает по настоящее время.
Департаментом строительства и архитектуры Брянской области Демидович Е.Г. выдано удостоверение серии АИ № от <дата>, согласно которому заявитель является гражданином, выехавшим добровольно из зоны отселения.
Таким образом, Демидович Е.Г., в соответствии с ч. 7 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту Закон) относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются положения законодательства о мерах социальной поддержки, в том числе, предусмотренные п. 7 ст. 17 приведенного Закона.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от <дата> и справке ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация) № от <дата>, жилых помещений на праве собственности у Демидович Е.Г. не имеется.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ, где гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
<дата> Демидович Е.Г. обратилась в Фокинскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и постановке на жилищный учет как лицо, подпадающее под действие норм Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска от <дата> №-р ей отказано в постановке на жилищный учет в соответствии со ст. 53, п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии п.п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является основанием для отказа гражданину в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что в указанном жилом помещении Демидович Е.Г. проживала и проживает на основании договора найма.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, а именно копией поквартирной карточки, договором найма жилого помещения, послужившими основанием для вселения и проживания Демидович Е.Г. в указанное жилое помещение.
Доводы представителя ответчика о том, что, выехав из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и заключив договор найма жилого помещения, истец намеренно совершил действия по ухудшению жилищных условий, суд находит несостоятельными, поскольку данный населенный пункт относится к зоне отселения, т. е. является загрязненной зоной, что дает Демидович Е.Г. право на такой выезд в соответствии с вышеуказанными нормами Законов.
Следовательно, действия Демидович Е.Г. нельзя признать намеренными действиями, приведшими к ухудшению жилищных условий истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приобретение Демидович Е.Г. статуса лица, выехавшего добровольно из зоны отселения, проживание в доме по адресу: <адрес> на основании возмездного договора найма, не являясь членом семьи собственника указанного жилого помещения, в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ, не имея в собственности и по договору социального найма жилых помещений, гарантирует ей право на меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Таким образом, суд приходит к выводу, что распоряжение Фокинской районной администрации г. Брянска от <дата> №-р об отказе в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Демидович Е.Г. нельзя признать обоснованным, а потому требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Демидович Е.Г. к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Фокинской районной администрации г. Брянска от <дата> №-р об отказе в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на состав семьи 1 человек Демидович Е.Г..
Обязать Фокинскую районную администрацию гор. Брянска поставить Демидович Е.Г. на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, на состав семьи 1 человек, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с <дата> (с даты обращения).
Признать за Демидович Е.Г. право на включение в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Подгало