Решение по делу № 33-5999/2023 от 05.05.2023

81RS0005-01-2023-000033-53

Судья Карташова О.А.

Дело № 2-42/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-5999/2023

06 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Торжевской М.О.,

судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тиуновой Анны Александровны на решение Гайнского районного суда Пермского края от 14 марта 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., судебная коллегия,

установила:

Тиунова А.А. обратилась в суд с иском к МБОУ «Гайнская СОШ», МБОУ «Лесокамская ООШ» о возложении обязанности произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования.

В обосновании заявленных требований указано, что истец является матерью несовершеннолетней Б., ** г.р. На основании договора об оказании услуг обучающемуся в форме семейного образования, заключенному с МБОУ «Гайнская СОШ», в период с 2019 по 2022 год Б. находилась на домашнем обучении, ежегодно сдавала промежуточную аттестацию в МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа». Она, как родитель, должна была обучать своего ребенка Б. на протяжении 2021 учебного года и обеспечить ее явку на сдачу промежуточной аттестации, что ею было сделано. 24.05.2022 ее дочерью Б. была осуществлена сдача промежуточной аттестации, однако она не смогла сдать английский язык, в результате образовалась задолженность. 27.09.2022 ее дочь сдала промежуточную аттестацию по английскому языку, после чего она, 10.10.2022 обратилась на личный прием к и.о. директора МБОУ «Гайнская СОШ» с просьбой о возмещении затрат на обучение в форме семейного образования. 22.11.2022 ей было отказано в выплате компенсации затрат в форме семейного образования, в связи с тем, что ее дочь выбыла из контингента МБОУ «Гайнская СОШ» и числится в МБОУ «Лесокамская ООШ». С данным решением она не согласна и просит обязать МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования за 2022 учебный год за обучение Б.

В судебное заседание истец Тиунова А.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца Базуева Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика МБОУ «Гайнская СОШ» Носарева О.В. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку в соответствии с Порядком предоставления компенсации затрат родителям на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае компенсация предоставляется в случае нахождения обучающегося в контингенте образовательной организации, заключения договора с образовательной организацией получения образования в семейной форме, успешное прохождение промежуточной аттестации. По результатам промежуточной аттестации Б. не справилась со сдачей предмета по английскому языку, повторная ликвидация академической задолженности была назначена на 02.09.2022. Вместе с тем, 01.09.2022 на основании заявления истца, Б. была отчислена из контингента школы с академической задолженностью, в связи с чем, оснований для компенсации за семейную форму обучения, не имеется.

Представитель МБОУ «Лесокамская ООШ» Кузнецова И.И. в судебном заседании пояснила, что Б. была зачислена в число обучающихся по очной форме обучения в МБОУ «Лесокамская ООШ» 01.09.2022 с академической задолженностью по английскому языку. Согласно графику повторной промежуточной аттестации, 27.09.2022 Б. сдала задолженность на оценку «хорошо».

Представитель третьего лица – Управления образования администрации Гайнского муниципального округа Шагитова Т.Л. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании Шагитова Т.Л. указала на необоснованность заявленных требований.

Решением Гайнского районного суда Пермского края от 14.03.2023 в удовлетворении исковых требований Тиуновой Анны Александровны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гайнская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лесокамская основная общеобразовательная школа» об обязании произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, обязать ответчика произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования. Приводит доводы о том, что с 2019 года по 31.08.2022 года её дочь Б., ** года рождения, находилась в контингенте Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гайнская средняя общеобразовательная школа», имелся заключенный договор об организации получения обучающимся начального общего образования в форме семейного образования, а также тот факт, что её ребенок успешно прошел промежуточную и (или) итоговую аттестацию. В связи с чем, апеллянт полагает, что МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» должна произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования. Поскольку именно в эту образовательную организацию поступали средства из бюджета Пермского края на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования, направленных на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик «Гайнская средняя общеобразовательная школа», третье лицо Управление образования администрации Гайнского муниципального округа в лице Шагитовой Т.Л. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает его подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, Тиунова Анна Александровна является матерью несовершеннолетней Б., ** г.р. (л.д. 8).

04.10.2021 между Тиуновой А.А. и МБОУ «Гайнская СОШ» заключен договор об оказании услуг обучающемуся в форме семейного образования (л.д. 9-10).

По итогам аттестации за программу третьего класса у Б. имелась академическая задолженность по английскому языку, ликвидация которой назначена на 17.06.2022, затем, повторно, на 02.09.2022, что подтверждается приказами МБОУ «Гайнская СОШ № ** от 02.06.2022 и №** от 23.06.2022 (л.д. 24-26, 28, 29).

01.09.2022 в школу поступило заявление Тиуновой А.А. об отказе от повторной ликвидации академической задолженности и отчислении Б. в связи с поступлением на обучение в МБОУ «Лесокамская ООШ» (л.д. 27 оборот). Отчисление произведено приказом и.о. директора № ** от 01.09.2022.

Приказом и.о.директора МБОУ «Лесокамская ООШ» № 37 от 01.09.2022, Б. с 01.09.2022 года зачислена в 4 класс на основании заявления Тиуновой А.А. (л.д. 50).

Академическая задолженность по английскому языку Б. ликвидирована 27.09.2022 (л.д. 23).

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку на момент действия договора об оказании услуг в форме семейного образования, заключенного с МБОУ «Гайнская СОШ», Б. являлась обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию. Академическая задолженность Б. была ликвидирована 27.09.2022, в связи с чем отсутствует совокупность условий, необходимых для возложения на МБОУ «Гайнская СОШ» обязанности по выплате Тиуновой А.А. компенсации затрат на семейное образование.

Выводы суда формально соответствуют положениям пункта 3 Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п, предусматривающим в качестве условия предоставления образовательной организацией соответствующей компенсации совокупность следующих обстоятельств: нахождение обучающегося в контингенте этой образовательной организации, заключение договора об организации обучения в форме семейного образования, успешное прохождение промежуточной или итоговой компенсации.

В то же время судом не принято во внимание, что частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). <1> Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения - органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты, помимо вышеуказанных, должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)

Изложенные разъяснения содержатся в Письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

С учетом принципа непрерывности образования, установленной законом возможности получать образования в смешанных формах, права обучающегося проходить как итоговую так и промежуточную аттестации в различных образовательных организациях, а также право родителей на компенсацию затрат, связанных с обеспечением семейного образования, судебная коллегия пришла к выводу о том, что повторное прохождение обучающимся по семейной форме образования аттестации в ином образовательном учреждении, после расторжения договора с образовательным учреждением, обеспечивающим освоение образовательной программы в течение учебного года, и до прохождения аттестации, не может являться основанием для отказа в выплате родителю обучающегося компенсации затрат на обучение только лишь в связи с зачислением на обучение в иное общеобразовательное учреждение и прохождения промежуточной аттестации в нем.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего в рассматриваемый период времени, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Порядок предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае (далее также – Порядок), Методика расчета компенсации затрат, утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п.

В соответствии с указанным порядком, выплата компенсации затрат родителю (законному представителю) обучающегося производится образовательным учреждением, в контингенте которого состоит обучающийся, получающий обучение в форме семейного образования, и с которым у данного родителя (законного представителя) заключен договор об организации получения образования в форме семейного обучения, после успешного прохождения обучающимся аттестации. Пунктом 5 указанного порядка установлено, что размер компенсации рассчитывается в соответствии с методикой расчета, являющейся приложением к данному порядку.

Так как Договор об оказании услуг обучающемуся в форме семейного образования по программе 3 класса в отношении Б. заключен межу Тиуновой А.А. и МБОУ «Гайнская СОШ», обязанность по выплате компенсации затрат за обучение должна быть возложена на это учреждение. В данном случае, с учетом принципа преемственности образования, поступление Б. на обучение в иное учебное учреждение и прохождение в нем повторной промежуточной аттестации, не является основанием для отказа родителю обучающегося в компенсации затрат за прошедший учебный год. То обстоятельство, что Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п не урегулирован порядок получения компенсации затрат на семейное образование в случае перехода обучающегося до прохождения аттестации в иное учебное учреждение, не может являться основанием для отказа в выплате такой компенсации родителям, обеспечившим ребенку данный вид образования и воспользовавшимся иными правами, в том числе на переход в другое учебное учреждение, предусмотренными Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации».

Заявление о выплате компенсации подано Тиуновой А.А. в МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» 10.10.2022.

На основании изложенного, требование о возложении на ответчика МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» обязанности по выплате Тиуновой А.А. компенсации затрат на получение обучающимся начального общего образования в форме семейного образования подлежит удовлетворению. Оснований для удовлетворения требований о произведении расчета такой компенсации в качестве самостоятельного требования не имеется, так как в случае выплаты компенсации расчет ее размера в любом случае производится в соответствии с утвержденной методикой расчета.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 14 марта 2023 года отменить.

Принять новое решение о возложении на МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» обязанности произвести Тиуновой Анне Александровне оплату затрат на семейное обучение Б., ** г.р., за 2022 учебный год.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 09 июня 2023 года.

81RS0005-01-2023-000033-53

Судья Карташова О.А.

Дело № 2-42/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-5999/2023

06 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Торжевской М.О.,

судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тиуновой Анны Александровны на решение Гайнского районного суда Пермского края от 14 марта 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., судебная коллегия,

установила:

Тиунова А.А. обратилась в суд с иском к МБОУ «Гайнская СОШ», МБОУ «Лесокамская ООШ» о возложении обязанности произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования.

В обосновании заявленных требований указано, что истец является матерью несовершеннолетней Б., ** г.р. На основании договора об оказании услуг обучающемуся в форме семейного образования, заключенному с МБОУ «Гайнская СОШ», в период с 2019 по 2022 год Б. находилась на домашнем обучении, ежегодно сдавала промежуточную аттестацию в МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа». Она, как родитель, должна была обучать своего ребенка Б. на протяжении 2021 учебного года и обеспечить ее явку на сдачу промежуточной аттестации, что ею было сделано. 24.05.2022 ее дочерью Б. была осуществлена сдача промежуточной аттестации, однако она не смогла сдать английский язык, в результате образовалась задолженность. 27.09.2022 ее дочь сдала промежуточную аттестацию по английскому языку, после чего она, 10.10.2022 обратилась на личный прием к и.о. директора МБОУ «Гайнская СОШ» с просьбой о возмещении затрат на обучение в форме семейного образования. 22.11.2022 ей было отказано в выплате компенсации затрат в форме семейного образования, в связи с тем, что ее дочь выбыла из контингента МБОУ «Гайнская СОШ» и числится в МБОУ «Лесокамская ООШ». С данным решением она не согласна и просит обязать МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования за 2022 учебный год за обучение Б.

В судебное заседание истец Тиунова А.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца Базуева Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика МБОУ «Гайнская СОШ» Носарева О.В. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку в соответствии с Порядком предоставления компенсации затрат родителям на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае компенсация предоставляется в случае нахождения обучающегося в контингенте образовательной организации, заключения договора с образовательной организацией получения образования в семейной форме, успешное прохождение промежуточной аттестации. По результатам промежуточной аттестации Б. не справилась со сдачей предмета по английскому языку, повторная ликвидация академической задолженности была назначена на 02.09.2022. Вместе с тем, 01.09.2022 на основании заявления истца, Б. была отчислена из контингента школы с академической задолженностью, в связи с чем, оснований для компенсации за семейную форму обучения, не имеется.

Представитель МБОУ «Лесокамская ООШ» Кузнецова И.И. в судебном заседании пояснила, что Б. была зачислена в число обучающихся по очной форме обучения в МБОУ «Лесокамская ООШ» 01.09.2022 с академической задолженностью по английскому языку. Согласно графику повторной промежуточной аттестации, 27.09.2022 Б. сдала задолженность на оценку «хорошо».

Представитель третьего лица – Управления образования администрации Гайнского муниципального округа Шагитова Т.Л. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании Шагитова Т.Л. указала на необоснованность заявленных требований.

Решением Гайнского районного суда Пермского края от 14.03.2023 в удовлетворении исковых требований Тиуновой Анны Александровны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гайнская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лесокамская основная общеобразовательная школа» об обязании произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, обязать ответчика произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования. Приводит доводы о том, что с 2019 года по 31.08.2022 года её дочь Б., ** года рождения, находилась в контингенте Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гайнская средняя общеобразовательная школа», имелся заключенный договор об организации получения обучающимся начального общего образования в форме семейного образования, а также тот факт, что её ребенок успешно прошел промежуточную и (или) итоговую аттестацию. В связи с чем, апеллянт полагает, что МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» должна произвести расчет и выплату компенсации затрат в форме семейного образования. Поскольку именно в эту образовательную организацию поступали средства из бюджета Пермского края на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования, направленных на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик «Гайнская средняя общеобразовательная школа», третье лицо Управление образования администрации Гайнского муниципального округа в лице Шагитовой Т.Л. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает его подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, Тиунова Анна Александровна является матерью несовершеннолетней Б., ** г.р. (л.д. 8).

04.10.2021 между Тиуновой А.А. и МБОУ «Гайнская СОШ» заключен договор об оказании услуг обучающемуся в форме семейного образования (л.д. 9-10).

По итогам аттестации за программу третьего класса у Б. имелась академическая задолженность по английскому языку, ликвидация которой назначена на 17.06.2022, затем, повторно, на 02.09.2022, что подтверждается приказами МБОУ «Гайнская СОШ № ** от 02.06.2022 и №** от 23.06.2022 (л.д. 24-26, 28, 29).

01.09.2022 в школу поступило заявление Тиуновой А.А. об отказе от повторной ликвидации академической задолженности и отчислении Б. в связи с поступлением на обучение в МБОУ «Лесокамская ООШ» (л.д. 27 оборот). Отчисление произведено приказом и.о. директора № ** от 01.09.2022.

Приказом и.о.директора МБОУ «Лесокамская ООШ» № 37 от 01.09.2022, Б. с 01.09.2022 года зачислена в 4 класс на основании заявления Тиуновой А.А. (л.д. 50).

Академическая задолженность по английскому языку Б. ликвидирована 27.09.2022 (л.д. 23).

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку на момент действия договора об оказании услуг в форме семейного образования, заключенного с МБОУ «Гайнская СОШ», Б. являлась обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию. Академическая задолженность Б. была ликвидирована 27.09.2022, в связи с чем отсутствует совокупность условий, необходимых для возложения на МБОУ «Гайнская СОШ» обязанности по выплате Тиуновой А.А. компенсации затрат на семейное образование.

Выводы суда формально соответствуют положениям пункта 3 Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п, предусматривающим в качестве условия предоставления образовательной организацией соответствующей компенсации совокупность следующих обстоятельств: нахождение обучающегося в контингенте этой образовательной организации, заключение договора об организации обучения в форме семейного образования, успешное прохождение промежуточной или итоговой компенсации.

В то же время судом не принято во внимание, что частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). <1> Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения - органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты, помимо вышеуказанных, должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)

Изложенные разъяснения содержатся в Письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

С учетом принципа непрерывности образования, установленной законом возможности получать образования в смешанных формах, права обучающегося проходить как итоговую так и промежуточную аттестации в различных образовательных организациях, а также право родителей на компенсацию затрат, связанных с обеспечением семейного образования, судебная коллегия пришла к выводу о том, что повторное прохождение обучающимся по семейной форме образования аттестации в ином образовательном учреждении, после расторжения договора с образовательным учреждением, обеспечивающим освоение образовательной программы в течение учебного года, и до прохождения аттестации, не может являться основанием для отказа в выплате родителю обучающегося компенсации затрат на обучение только лишь в связи с зачислением на обучение в иное общеобразовательное учреждение и прохождения промежуточной аттестации в нем.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего в рассматриваемый период времени, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Порядок предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае (далее также – Порядок), Методика расчета компенсации затрат, утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п.

В соответствии с указанным порядком, выплата компенсации затрат родителю (законному представителю) обучающегося производится образовательным учреждением, в контингенте которого состоит обучающийся, получающий обучение в форме семейного образования, и с которым у данного родителя (законного представителя) заключен договор об организации получения образования в форме семейного обучения, после успешного прохождения обучающимся аттестации. Пунктом 5 указанного порядка установлено, что размер компенсации рассчитывается в соответствии с методикой расчета, являющейся приложением к данному порядку.

Так как Договор об оказании услуг обучающемуся в форме семейного образования по программе 3 класса в отношении Б. заключен межу Тиуновой А.А. и МБОУ «Гайнская СОШ», обязанность по выплате компенсации затрат за обучение должна быть возложена на это учреждение. В данном случае, с учетом принципа преемственности образования, поступление Б. на обучение в иное учебное учреждение и прохождение в нем повторной промежуточной аттестации, не является основанием для отказа родителю обучающегося в компенсации затрат за прошедший учебный год. То обстоятельство, что Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п не урегулирован порядок получения компенсации затрат на семейное образование в случае перехода обучающегося до прохождения аттестации в иное учебное учреждение, не может являться основанием для отказа в выплате такой компенсации родителям, обеспечившим ребенку данный вид образования и воспользовавшимся иными правами, в том числе на переход в другое учебное учреждение, предусмотренными Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации».

Заявление о выплате компенсации подано Тиуновой А.А. в МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» 10.10.2022.

На основании изложенного, требование о возложении на ответчика МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» обязанности по выплате Тиуновой А.А. компенсации затрат на получение обучающимся начального общего образования в форме семейного образования подлежит удовлетворению. Оснований для удовлетворения требований о произведении расчета такой компенсации в качестве самостоятельного требования не имеется, так как в случае выплаты компенсации расчет ее размера в любом случае производится в соответствии с утвержденной методикой расчета.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 14 марта 2023 года отменить.

Принять новое решение о возложении на МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» обязанности произвести Тиуновой Анне Александровне оплату затрат на семейное обучение Б., ** г.р., за 2022 учебный год.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 09 июня 2023 года.

33-5999/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тиунова Анна Александровна
Ответчики
МБОУ Гайнская СОШ в лице Носоревой О.В.
МБОУ Лесокамская основная общеобразовательная школа в лице Кузнецовой И.И.
Другие
Управление образования администрации Гайнского муниципального округа в лице Шагитовой Т.Л.
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
05.05.2023Передача дела судье
06.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Передано в экспедицию
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее