Решение по делу № 2-456/2018 от 09.11.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 декабря 2018 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хиневича А.Г.,

при секретаре Пятакове А.В.,

с участием

истца - прокурора - помощника прокурора Бурейского <адрес> ФИО14,

лица, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского <адрес> действующего в интересах ФИО1 к Администрации Бурейского <адрес> о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> Бурейского <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Бурейского <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Бурейский районный суд в интересах ФИО1 с настоящим исковым заявлением к ответчику Администрации Бурейского <адрес> (далее - Администрация Бурейского <адрес>).

В обоснование исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Бурейского <адрес> от ФИО1 поступило заявление о нарушении его жилищных прав как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части не предоставления жилого помещения.

В ходе проверки установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовой анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.

Кроме того, в силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право ФИО1 не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Решением Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 17.05.2016 года № 32/167 установлена учетная норма площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования рп (пгт) Новобурейский.

Так, норма предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, составляет 33 кв.м..

Согласно постановления главы муниципального учреждения администрации Новобурейского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 поставлен на учет на внеочередное получение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончил обучение в ГПО АУ АО «Райчихинский индустриальный техникум» <адрес>, где освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением главе Бурейского <адрес> о предоставлении ему жилого помещения. Однако, до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.

Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности администрации района нарушают законные права и интересы детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилого помещения, отвечающего социальным нормам.

Согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилых фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образования.

Просил суд обязать Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающие санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> Бурейского <адрес>.

Прокурор ФИО14 в судебном заседании заявленные требования поддержала. Просила суд возложить обязанность на Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах посёлка Новобурейский Бурейского <адрес>.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал. Просил суд возложить обязанность на Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Бурейского района, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указавшего, что при исполнении государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация Бурейского района руководствуется действующим законодательством РФ: Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013г. №-144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 8 вышеуказанной статьи - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4/1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению № 3 к настоящему Закону.

В соответствии с частью 4 вышеуказанной статьи - регистрационный учет лиц, подлежащих включению в списки осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 вышеуказанной статьи - формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Если дата принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи - финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.

В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи - Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению N 1 к настоящему Закону.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению N 2 к настоящему Закону.

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 16 Приложения № 2 к постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Приложения - органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям - сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с частью 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации - расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет, и в пределах субвенций из бюджета Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

На основании постановления главы рабочего посёлка Новобурейского, Амурской области от 07.11.2005 года , ФИО1, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и принят на регистрационный учет.

ФИО1 был включен в список детей - сирот и лиц, относящихся к данной категории, и на основании вышеуказанных правовых норм, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. По состоянию на 20.09.2018 года порядковый номер в списке - 24.

В соответствии с уведомлением № 17.5 от 18 января 2018 года по расчетам между бюджетами, поступившим из Министерства социальной защиты населения Амурской области, в 2018 году, запланировано предоставление межбюджетного трансферта администрации Бурейского района в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 1085700,00 рублей.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Сумма субвенции, передаваемой <адрес> администрации Бурейского <адрес> в 2018 году для исполнения государственных полномочий, была использована для приобретения жилого помещения ФИО15 в целях исполнения решения Бурейского районного суда от 13.07.2016 года.

Сведений о том, что в текущем году или в 2019 году, в перспективе, администрации Бурейского района Правительство Амурской области предоставит финансирование, достаточное для приобретения 65 (шестидесяти пяти) жилых помещений, у администрации Бурейского района не имеется.

Если сумма в 2019 году будет передана, её будет достаточно лишь для приобретения одного специализированного жилого помещения, которое будет приобретено для ФИО16 в целях исполнения решения Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Какие-либо права ФИО1 Администрация Бурейского <адрес> не нарушала и не нарушает, так как исполняя государственные полномочия, действует в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, а также положений: статьи 86, 161 Бюджетного кодекса РФ; ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановления Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Бурейского <адрес> в отношении ФИО1 к Администрации Бурейского района полностью.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица МКУ Администрации рабочего посёлка Новобурейский, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указавшего, что интересы МКУ Администрация рп. Новобурейского в настоящем споре не ущемляются.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства над несовершеннолетними, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указавшего, что в соответствии с постановлением главы администрации Бурейского района от 20.07.2009 № 537 «О реализации Закона Амурской области от 25.03.2008 № 10-ОЗ МКУ Отдел образования администрации Бурейского района определен уполномоченным органом по исполнению государственных полномочий по организации деятельности по опеки и попечительству несовершеннолетних.

В архивных документах МКУ Отдела образования администрации, исполняющий функции органа опеки и попечительства над несовершеннолетними, имеются данные о ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как о лице из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в предоставлении жилого помещения.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, до достижения своего совершеннолетия остался без попечения родителей, в связи с тем, что его мать, ФИО2, решением Бурейского районного суда с ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении указаны со слов матери (форма ).

На основании постановления главы муниципального учреждения администрации Новобурейского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право пользования каким-либо жилым помещением за ФИО1, как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Бурейского <адрес> не сохранялось.

Согласно уведомления министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района.

МКУ Отдел образования администрации Бурейского района как уполномоченный орган осуществляет формирование учетных дел лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района, ведет их учет, своевременно отправляет их копии в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области для включения заявителей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Уполномоченным органом, исполняющим преданные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, является орган местного самоуправления администрация Бурейского района.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон) администрация Бурейского района наделена полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета.

Администрация Бурейского района исполняет переданные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, с учетом объема поступивших финансовых средств в бюджет Бурейского района из средств бюджета Амурской области.

Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 11.04.2005 года №. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем проведения конкурсных торгов.

В дальнейшем распределение приобретенных жилых помещений осуществляется согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района, формируемого Министерством социальной защиты населения Амурской области.

По состоянию на 20.11.2018 года в указанном списке (копия списка предоставлена администрацией Бурейского района) состоит 67 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, тринадцать из которых имеют судебное решение, и первоочередное право на предоставление им жилых помещений.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц: Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших.

Заслушав прокурора Бурейского района, лица, в интересах которого подана исковое заявление, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.

Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая, что ФИО1 обратилась с заявлением к прокурору на нарушение его прав на жилищные права, то прокурор был вправе обратиться в суд с в его интересах с указанными требованиями.

Частью 1 статьи 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).

Конституция РФ относит защиту семьи, материнства, отцовства, детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (пункт «ж» ч.1 ст.72, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального, специализированного или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору специализированного найма жилья, определен федеральным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в п.п.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Статьей 98.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что:

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ);

1.страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта РФ.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно преамбуле указанного Закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно п.9 ст. 8 указанного Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Статьей 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 и ст. 1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уполномоченный орган - Министерство социальной защиты населения Амурской области формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 4 настоящего закона в порядке, установленном ст. 4 настоящего Закона.

Согласно ч. 1 ст. 41 и ст. 1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.1 ст.4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом - Министерством социальной защиты населения Амурской области по форме согласно приложению № 3 к настоящему Закону.

Согласно ч.4 ст.41 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления с 01.01.2013 года осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, предоставивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.

Согласно п.1 ч.5 ст.41 и ст. 1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 01 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган - Министерство социальной защиты населения Амурской области следующую информацию о детях-сиротах, указанных в ч.4 настоящей статьи: список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Закону.

Согласно ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке (далее - полномочия):

по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления;

финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных п.1-3 ч.1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1 настоящему Закону.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных п. 4 ч. 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению № 2 к настоящему Закону.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), абзацу четвертому ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

На основании ст.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные ст. 4 настоящего закона осуществляются уполномоченным органом - исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 03.08.2007 года № 459 с последующими изменениями, Министерство социальной защиты населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года и №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение № 2).

Пунктами 2-5 указанного Порядка предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.

Пунктами 16-17, 19, 21 указанного Порядка предусмотрено, что Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующей компенсацией данных расходов за счет субвенции, предусмотренной муниципальному району или городскому округу на текущий финансовый год, предоставляемой в порядке, утвержденном постановлением Правительства области. Органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.

Свидетельством о рождении I-ЖО от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом гражданина РФ 10 17 561620 выданным ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> доказано, что истец ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Копией актовой записи о рождении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , справкой о рождении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что матерью - ФИО2, отцом записан - ФИО3, сведения об отце указаны на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что несовершеннолетний передан под опеку Органу опеки и попечительства Администрации Бурейского <адрес>, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении указаны на основании заявления матери (форма ).

На основании изложенного, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот.

Постановлением главы МКУ администрации Новобурейского МО от ДД.ММ.ГГГГ , Уведомлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ , Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского <адрес>, утвержденного начальником МКУ Отдел образования администрации Бурейского <адрес> ФИО17 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, письменным отзывом ответчика Администрации Бурейского <адрес> на исковое заявление истца, подтверждается, что за ФИО1 жилое помещение не закреплено, что ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа; что ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района, по дате постановки на регистрационном учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося с 07.11.2005 года.

Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доказано, что истец ФИО1 состоит в данном списке под , что поставлен он на данный учет с 07.11.2005 года на основании постановления от 07.11.2005 года №38.

Показаниями истца, Дипломом о среднем профессиональном образовании 112824 1571202 регистрационный номер 0122 от 03.02.2017 года выданным ГПОАУ АО «Райчихинский индустриальный техникум» доказано, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ получил среднее профессиональное образование «Мастер общестроительных работ» «каменщик 3-го разряда».

Удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу №ХА 0789831 подтверждается что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ комиссией по постановке граждан на воинский учет <адрес> признан пригодным к воинской службе.

На основании изложенного доказано, что 22.04.2016 года истец достиг возраста 18 лет; что с 27.01.2017 года закончилось его пребывание в ГПОАУ АО «Райчихинский индустриальный техникум».

Показаниями ФИО1 в суде доказано, что он в браке не состоит, зарегистрирован по адресу: <адрес> общежитие, (без указания комнаты) и фактически проживает по адресу: <адрес>, у опекуна ФИО5.

Ответами МКУ Администрацией рп.Новобурейский Бурейского <адрес> от 15.11.2018 года № 2.6/3462, 27.11.2018 года № 2.6/3552 подтверждается, что ФИО1 жилое помещение МКУ Администрацией рп.Новобурейский Бурейского <адрес> не предоставлялось, договоры найма жилого помещения не заключались.

Уведомлением об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 28.11.2018 года №28/101/909/2018-7733 доказано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истца, на жилые помещения зарегистрированных за ФИО1.

Выпиской из ЕГРН от 28.11.2018 года № 28/101/909/2018-7734 подтверждается, что правообладателем жилого помещения-индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес> является ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ .

Копией постановления главы администрации Бурейского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО5, проживающая в <адрес>, назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1.

Заявлением истца от 14.05.2018 года, показаниями истца в суде доказано, что истец 14.05.2018 года, достигнув возраста 18 лет и окончив обучение в ГПОАУ АО «Райчихинский индустриальный техникум» обратился в орган местного самоуправления - в Администрацию Бурейского района с письменным заявлением, о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и находящегося в трудной жизненной ситуации.

Копией постановления главы администрации Бурейского района от 07.04.2015 года № 258, решением Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 17.05.2016 года № 32/167 подтверждается, что на территории Бурейского муниципального района утверждены нормы предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа не менее 33 кв.м..

На основании изложено, судом достоверно установлено, и не оспорено ответчиком, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, что он жилым помещением органом местного самоуправления Бурейского района не обеспечен, и нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения; и в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 4 и ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ, Постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013 года и № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что истец как лицо, из числа детей-сирот, обладает правом как нуждающийся в жилом помещении, на однократное предоставление органом местного самоуправления Бурейского муниципального района - Администрацией Бурейского района за счет средств областного бюджета благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - п.Новобурейский жилого помещения (квартиры) специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, для одиноко проживающих граждан, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Постановление Главы Бурейского района от 07.04.2015 года № 258 утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа на территории Бурейского района не менее 33 квадратных метров.

Ответчик не оспаривает право ФИО1 на получение жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Бурейского <адрес> в письменных возражениях указывает на невозможность предоставления ФИО1 в настоящее время жилого помещения в связи с недостаточным объемом выделяемых бюджету Бурейского муниципального образования средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что ФИО1, но поставленных на учет ранее его.

Ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри указанного Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего Списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи суд отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории и от условий финансирования уполномоченного органа, и отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

В ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01.01.2013 года не предусмотрено.

Между тем положения норм, регулирующих спорные отношения, не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшей до 01.01.2013 года, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в этой норме юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующая с 01.01.2013 года, содержит перечень юридических фактов, при наличии которых орган исполнительной власти обязан предоставить детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, специализированное жилое помещение, при разрешении данного спора надлежит установить момент, с которого такая обязанность возникает (по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях).

Учитывая, что ФИО1 27.01.2017 года завершил обучение в ГПОАУ АО «Райчихинский индустриальный техникум» и получила квалификацию: «каменщик 3-го разряда», учитывая, что ему уже исполнилось 18 лет, у него возникло право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, и он как имеющий указанное право на получение жилого помещения состоял и состоит на соответствующем учете на получение жилого помещения и юридически значимые обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление ему такого жилья уже наступили.

Однако в нарушение указанного закона жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему ответчиком так и не было предоставлено.

Отсутствие достаточного финансирования, обусловленного исключительно межбюджетными отношениями между ответчиком и иными участниками бюджетной системы, не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав ФИО1 на жильё.

Ненадлежащее исполнение ответчиком в таком случае установленных законом обязанностей не может служить основанием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Статьей 5 Закона Амурской области от 01.09.2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» предусмотрено, что для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма, устанавливается норма предоставления общей площади в размере 33 квадратных метра - для одиноко проживающих граждан.

Постановлением Главы Бурейского района Амурской области № 258 от 17.04.2015 года утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа, на территории Бурейского муниципального района не менее 33 квадратных метров.

Решением Новобурейского поселкового совета народных депутатов №32/167 от 17.05.2016 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования р.п. (пгт) Новобурейский в размере 33 квадратных метра - для одиноко проживающих граждан и на семью из двух человек.

На основании изложенного, именно ответчик Администрация Бурейского района обязан предоставить истцу за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления общей площади жилого помещения по договору найма специализированного, установленной органом местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством Амурской области - не менее 33 квадратных метра в черте п.Новобурейский Бурейского района Амурской области.

Учитывая, что жилое помещение специализированного жилищного фонда ответчиком истцу не предоставлено по настоящее время, то на основании изложенного, надлежит обязать ответчика Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, как законные и обоснованные.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бурейского <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к Администрации Бурейского <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич

Решение суда в окончательной форме принято 5 декабря 2018 года.

2-456/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Бурейского района
Ответчики
администрация Бурейского района
Другие
Орган опеки и попечительства
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Хиневич А.Г.
Дело на странице суда
bureiskiy.amr.sudrf.ru
09.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2018Передача материалов судье
09.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее