Дело № 3а-9/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 апреля 2018 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юркиной И.В.,
с участием прокурора Ивановой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
при участии в судебном заседании представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» Князькиной О.В., действующей на основании доверенности от 9 января 2018 года №, и Егоровой Е.В., действующей на основании доверенности от 23 августа 2017 года № 110, представителей административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щукиной И.Г., действующей на основании доверенности от 15 января 2018 года №, Игнатьевой Н.М., действующей на основании доверенности от 24 января 2018 года № Крыловой И.Н., действующей на основании доверенности от 15 января 2018 года № представителя заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики Мандравиной Т.Н., действующей на основании доверенности от 9 января 2018 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» (в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 29 августа 2017 года № 42-12/т) в части размера тарифа, установленного строкой 5 столбца 6 позиции 2 приложения № 2 к постановлению,
у с т а н о в и л:
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба) 16 декабря 2014 года принято постановление № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы». Данным постановлением установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике, на 2015 - 2017 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 2.
В приложении № 2 к постановлению Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т (в редакции постановления Госслужбы от 29 августа 2017 года № 42-12/т) в позиции 2 для общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года в размере 470,36 руб. за Гкал без учета НДС.
Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании недействующим постановления Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» (в редакции постановления Госслужбы от 29 августа 2017 года № 42-12/т) в части размера тарифа, установленного строкой 5 столбца 6 позиции 2 приложения № 2 к данному постановлению, а именно: с 1 июля по 31 декабря 2017 года – одноставочный тариф в размере 470,36 руб. за Гкал без учета НДС (л.д. 43-49 том 1, л.д. 44 том 2, л.д. 2-14 том 3).
Административный иск мотивирован тем, что постановлением Госслужбы от 12 декабря 2016 года № 68-13-22/т были внесены изменения в постановление Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т, в том числе и на тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В связи с несогласием с размерами тарифов, установленных постановлением Госслужбы от 12 декабря 2016 года № 68-13-22/т, Общество обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с заявлением от 7 марта 2017 № 25-29/735 о досудебном урегулировании спора по вопросу об установлении для Общества тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей г.Чебоксары от источника тепловой энергии ... (корректировка долгосрочного тарифа на 2017 год). По результатам рассмотрения заявления ФАС России было принято решение от 21 июля 2017 года № АГ/49767/17, согласно которому Госслужба была признана нарушившей пункты 52, 59, 66, 73, 75, 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги Общества по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год.
Пунктом 4 данного решения ФАС России поручила Госслужбе определить для Общества ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь и связанные с ними расходы на покупку потерь тепловой энергии в соответствии с положениями пункта 90 Основ ценообразования, отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования в экспертном заключении обоснование применения соответствующих темпов снижения с указанием соответствующего расчета. Пунктом 5 этого же решения органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения предписано произвести с учетом установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего решения темпов снижения перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при установлении цен (тарифов) на 2017 год, в части расходов по статьям: «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (тепловая энергия (компенсация потерь), теплоноситель (компенсация потерь))», «Фактическая прибыль за 2015 год», «Расходы на тепловую энергию (расходы на компенсацию потерь тепловой энергии) на 2017 год», «Расходы на теплоноситель (расходы на компенсацию потерь теплоносителя) на 2017 год», «Нормативная прибыль», а также объема фактических потерь за 2013 и 2015 годы.
Таким образом, в связи с выявленным нарушением пункта 90 Основ ценообразования, предусматривающего включение расходов на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации, Госслужбе было поручено определить новые темпы снижения объема учитываемых потерь в связи с тем, что первоначальные темпы не соответствовали федеральному законодательству, и произвести перерасчет экономически обоснованных затрат в части расходов на компенсацию потерь тепловой энергии и теплоносителя, учитываемых при установлении цен (тарифов) на 2017 год, в том числе и по фактическим данным за 2015 год.
С учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года № АГ/49767/17 и решения коллегии Госслужбы от 29 августа 2017 № 12 постановлением Госслужбы от 29 августа 2017 № 42-12/т внесено изменение в постановление Госслужбы от 16 декабря 2014 № 48-13-21/т: в столбце 6 позиции 2 приложения № 2 к указанному постановлению цифры «362,82» заменены цифрами «470,36».
Однако Госслужбой при пересмотре тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя от источника ... (г.Чебоксары) с 15 сентября 2017 года не были учтены все заявленные Обществом расходы по следующим статьям: объем потерь тепловой энергии в сети; расходы на тепловую энергию (расходы на компенсацию фактических потерь тепловой энергии); объем потерь теплоносителя в сети; расходы на теплоноситель (расходы на компенсацию потерь теплоносителя); корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2015 год.
Так, Госслужба, не учитывая энергетический эффект мероприятий инвестиционной программы Общества по развитию тепловых сетей в г.Чебоксары на 2015-2019 годы, утвержденной приказом Минстроя Чувашии от 2 октября 2014 года, и программы энергосбережения Общества на 2014-2019 годы, утвержденной приказом Минстроя Чувашии от 15 июня 2014 года, без обоснования расчета и возможности достижения принятых им показателей, занизила объем потерь тепловой энергии на 45,75 тыс. Гкал (243,18 - 197,43) и соответственно расходы на тепловую энергию на 39459,08 тыс. руб. (209921,57 - 170462,49), занизила объем потерь теплоносителя на 528,977 тыс. куб. м (741,06 - 212,083) и соответственно расходы на покупной теплоноситель на 15 057,07 тыс. руб. (21 088,41 - 6031,34) при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей г.Чебоксары от источника тепловой энергии ... на 2017 год, тем самым нарушила пункт 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункты 12, 73 и 90 Основ ценообразования, пункты 27 и 118 Методических указаний.
Кроме того, при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей г.Чебоксары от источника тепловой энергии ... на 2017 год (корректировка за 2015 год) Госслужба, не учитывая энергетический эффект мероприятий названных инвестиционной программы и программы энергосбережения, без обоснования расчета и возможности достижения принятых им показателей занизила фактический объем потерь тепловой энергии на 88,7 тыс. Гкал (250,7 - 162,0) и соответственно подтвержденные первичными документами и бухгалтерской отчетностью фактические расходы на тепловую энергию на 70265,79 тыс. руб. (195 998,51 - 125 732,72), занизила фактический объем потерь теплоносителя на 615,0 тыс. куб. м (826,171 - 211,182) и соответственно подтвержденные первичными документами и бухгалтерской отчетностью фактические расходы на теплоноситель на 14649,51 тыс. руб. (19680,03 – 5030,52), тем самым нарушила пункт 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункты 12, 52, 73 и 90 Основ ценообразования.
Таким образом, Общество полагает, что тариф, установленный в строке 5 столбца 6 позиции 2 приложения № 2 к постановлению Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» (в редакции постановления Госслужбы от 29 августа 2017 года № 42-12/т), является экономически необоснованным, в связи с чем оспариваемое постановление в данной части должно быть признано недействующим.
В судебном заседании представители административного истца Общества Князькина О.В. и Егорова Е.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений и письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела.
В судебном заседании представители административного ответчика Госслужбы Щукина И.Г., Игнатьева Н.М., Крылова И.Н. просили в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, имеющихся в материалах дела, полагая, что оспариваемый тариф является экономически обоснованным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики Мандравина Т.Н. в удовлетворении административного иска с учетом уточнений просила отказать, полагая, что оспариваемый тариф является экономически обоснованным и соответствует требованиям законодательства в сфере теплоснабжения.
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Иванова И.Г. в своем заключении указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска Общества.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания), и иными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).
В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 года № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике» государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органами регулирования Чувашской Республики), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 2.1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 года № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике» органы регулирования Чувашской Республики устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 года № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. В пункте 10 названного Перечня указаны услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, согласно которому Госслужба, являясь органом исполнительной власти Чувашской Республики, принимает решения об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Госслужбой принято постановление от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» (в редакции постановления Госслужбы от 29 августа 2017 года № 42-12/т).
Постановление Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т, зарегистрированное в Министерстве юстиции Чувашской Республики 18 декабря 2014 года № 2224, опубликовано в республиканской газете «Вести Чувашии» от 20 декабря 2014 года № 48, и постановление Госслужбы от 29 августа 2017 года № 42-12/т, зарегистрированное в Министерстве юстиции Чувашской Республики 31 августа 2017 года № 3938, опубликовано в республиканской газете «Вести Чувашии» от 2 сентября 2017 год № 34, что соответствует порядку, установленному статьей 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года № 40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики».
Таким образом, оспариваемое постановление Госслужбы является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке.
В соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 7, пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2016 года Общество обратилось в Госслужбу с заявлением о корректировке долгосрочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя от источника теплоснабжения ... (г.Чебоксары) на 2017 год (л.д. 56-58 том 1).
В связи с произведенной корректировкой на 2017 год долгосрочных тарифов постановлением Госслужбы от 12 декабря 2016 года № 68-13-22/т были внесены изменения в постановление Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т, согласно которым для Общества был установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года в размере 362,82 руб. за одну гигакалорию без учета НДС (л.д. 59-60 том 1).
Не согласившись с размерами тарифов, 7 марта 2017 года Общество обратилось в ФАС России с заявлением о досудебном урегулировании спора по вопросу установления для Общества тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей г.Чебоксары от источника тепловой энергии ... (корректировка долгосрочного тарифа на 2017 год) (л.д. 111-114 том 1).
Решением ФАС России от 21 июля 2017 года № АГ/49767/17 (далее – решение ФАС России от 21 июля 2017 года) признано, что при установлении тарифов на услуги Общества по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год Госслужба нарушила пункты 52, 59, 66, 73, 75, 90 Основ ценообразования (пункт 1). С учетом допущенных нарушений органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения следует определить ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь и связанные с ними расходы на покупку потерь тепловой энергии в соответствии с положениями пункта 90 Основ ценообразования, отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования в экспертном заключении обоснование применения соответствующих темпов снижения с указанием соответствующего расчета (пункт 4 решения). В пункте 5 решения указано, что органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения следует произвести с учетом установленных в соответствии с пунктом 4 решения темпов снижения перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при установлении цен (тарифов) на 2017 год, в части расходов по статьям: «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (тепловая энергия (компенсация потерь), теплоноситель (компенсация потерь))», «Фактическая прибыль за 2015 год», «Расходы на тепловую энергию (расходы на компенсацию потерь тепловой энергии) на 2017 год», «Расходы на теплоноситель (расходы на компенсацию потерь теплоносителя) на 2017 год», «Нормативная прибыль», а также объема фактических потерь за 2013 и 2015 годы (л.д. 54-73 том 2).
Во исполнение решения ФАС России от 21 июля 2017 года Госслужбой пересмотрены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для Общества, установленные постановлением Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т (в редакции постановления Госслужбы от 12 декабря 2016 года № 68-13-22/т), в порядке пункта 28 Правил регулирования проведена экспертиза поступившего от Общества предложения о корректировке долгосрочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя от источника теплоснабжения ... (г.Чебоксары) на 2017 год, по результатам которой составлено экспертное заключение от 3 августа 2017 года. По итогам проведенной экспертизы Госслужбой предложен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя: в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года – 470,36 руб. за Гкал без учета НДС (л.д. 31-36 том 2).
Данный предложенный одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя был установлен в оспариваемом постановлении.
Общество, обратившись в суд с административным иском, ссылается на то, что постановление Госслужбы, оспариваемое в части установления одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя Общества для потребителей г.Чебоксары от источника тепловой энергии ... (без учета НДС) на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года в размере 470,36 руб. за Гкал, противоречит общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, Госслужбой не исполнено решение ФАС России от 21 июля 2017 года, поскольку не произведен перерасчет объемов потерь и расходов на покупку потерь за 2015 год и за 2017 год, в связи с чем установлен экономически необоснованный тариф, не учитывающий фактические расходы Общества.
Проверяя доводы Общества, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно пункту 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, не входящей в число организаций, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
В пункте 21 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетический эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 года № 452, указано, что плановые значения показателей величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям для теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения не на основании концессионного соглашения, устанавливаются на уровне нормативных технологических потерь, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
Подпунктом «в» пункта 3 указанных Правил предусмотрено, что плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в обязательном порядке учитываются при расчете (корректировке) тарифов теплоснабжающих организаций.
Принимая 21 июля 2017 года решение по заявлению Общества о досудебном урегулировании спора по вопросу установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (корректировка долгосрочного тарифа на 2017 год), ФАС России в решении указала, что Общество предлагает учесть технологические потери тепловой энергии в сети на уровне 243,18 тыс. Гкал, то есть со снижением к факту 2015 года на 3 %. Госслужбой темп снижения определен на уровне 10,6 %. При этом в пункте 9.2 выписки из протокола заседания Правления Госслужбы по вопросу установления для Общества тарифов на 2017 год ошибочно указан темп снижения 0 % (л.д. 58 том 2).
Действительно, в пункте 9.2 протокола заседания коллегии Госслужбы от 9 декабря 2016 года № 22 ежегодный темп снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе, определен в размере 0 % (л.д. 27 том 2).
В связи с этим ФАС России принято решение о том, что Госслужба, нарушившая пункт 90 Основ ценообразования, должна определить ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь и связанные с ними расходы на покупку потерь тепловой энергии.
Вместе с тем из содержания решения ФАС России от 21 июля 2017 года следует, что фактически Госслужба определила темп снижения на уровне 10,6 %, однако в протоколе заседания коллегии от 9 декабря 2016 года темп снижения потерь был ошибочно указан в размере 0 %.
Во исполнение решения ФАС России от 21 июля 2017 года Госслужба в экспертном заключении от 3 августа 2017 года изложила обоснование применения соответствующих темпов снижения с указанием расчетов, привела расчетные показатели для определения темпов снижения потерь тепловой энергии и определила темп снижения потерь в размере 10,6 %.
При этом при определении ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии Госслужбой было учтено, что Общество не выполняет мероприятия инвестиционной программы и планов ремонтных работ, которые могли бы позволить достичь плановых показателей по снижению потерь, недопустимость возложения этих расходов на потребителей, которые в составе тарифа на тепловую энергию уже оплатили расходы Общества на покупку сверхнормативных потерь, на реализацию инвестиционной программы и ремонтных работ.
Таким образом, суд полагает, что Госслужба выполнила требования пункта 4 решения ФАС России от 21 июля 2017 года, определив ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, и, соответственно, требования пункта 90 Основ ценообразования.
Выполняя требования пункта 5 решения ФАС России от 21 июля 2017 года, Госслужба с учетом установленных темпов снижения произвела перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при установлении цен (тарифов) на 2017 год, а также объема фактических потерь за 2013 и 2015 годы.
Так, на 2015 год Госслужба установила объем потерь тепловой энергии в размере 162,0 тыс. Гкал, а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года объем потерь тепловой энергии был пересмотрен и установлен в размере 162,0 тыс. Гкал. На 2017 год Госслужба установила объем потерь тепловой энергии в размере 197,43 тыс. Гкал, а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года объем потерь тепловой энергии был пересмотрен и установлен в размере 197,43 тыс. Гкал.
На 2015 год Госслужба установила расходы на покупку потерь тепловой энергии в размере 125732,72 тыс. руб., а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года расходы на покупку потерь тепловой энергии были пересмотрены и установлены в размере 125732,72 тыс. руб. На 2017 год Госслужба установила расходы на покупку потерь тепловой энергии в размере 170462,49 тыс. руб., а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года расходы на покупку потерь тепловой энергии были пересмотрены и установлены в размере 170462,49 тыс. руб.
Тот факт, что показатели объема потерь тепловой энергии, установленные ранее Госслужбой, и показатели объема потерь тепловой энергии, пересмотренные Госслужбой с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года, остались в неизменном виде, не свидетельствует о невыполнении Госслужбой пункта 5 решения ФАС России о перерасчете экономически обоснованных затрат с учетом установленных темпов снижения, поскольку изначально расчет затрат был произведен Госслужбой исходя из темпов снижения потерь в размере 10,6 %. Следовательно, технологические потери тепловой энергии на 2017 год составляют 197,43 тыс. Гкал. Поскольку Госслужбой были применены соответствующие темпы снижения, то не имелось оснований для пересмотра расходов на покупку потерь тепловой энергии.
Таким образом, по статье «Расходы на покупку потерь тепловой энергии» (объем потерь тепловой энергии и сумма покупки потерь тепловой энергии) Госслужбой учтены экономически обоснованные расходы Общества.
При этом следует отметить, что объем потерь тепловой энергии в размере 162,0 тыс. Гкал на 2015 год был установлен Госслужбой правомерно, что следует из приказа ФСТ России от 14 апреля 2015 года № 90-э/11, а приказом Минстроя Чувашии от 3 октября 2016 года № 03/1-03/796 для Общества на 2017 год утвержден норматив потерь от источника ... в размере 196,23 тыс. Гкал, в то время как Госслужбой на 2017 год принят объем потерь тепловой энергии в размере 197,43 тыс. Гкал.
Выполняя требования пункта 5 решения ФАС России от 21 июля 2017 года о перерасчете с учетом темпов снижения расходов по статье «Расходы на покупку потерь теплоносителя» (объем потерь теплоносителя, сумма покупки теплоносителя), Госслужба исходила из следующего.
Анализ вышеприведенных положений части 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и пункта 90 Основ ценообразования позволяет сделать вывод, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны учитываться лишь нормативные потери, с учетом ежегодных темпов снижения объема потерь до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Из экспертного заключения от 3 августа 2017 года следует, что на основании обращений Общества Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя от источника ...: на 2016 год – 211,1824 тыс. куб. м (приказ от 20 октября 2015 года № 03/1-03/608), на 2017 год – 212,083 тыс. куб. м (приказ от 3 октября 2016 года № 03/1-03/796).
Во исполнение пункта 4 решения ФАС России от 21 июля 2017 года Госслужбой определены ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь теплоносителя. При этом Госслужбой учтено, что в инвестиционной программе Общества по развитию тепловых сетей в г.Чебоксары на 2015-2019 годы, утвержденной приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 8 октября 2014 года № 03/1-03/430, отсутствуют показатели технологических потерь теплоносителя при передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2015-2019 годы.
Принимая во внимание, что в 2014 году объем фактических потерь теплоносителя составил 1209,31 тыс. куб. м, а в 2015 году – 826,17 тыс. куб. м, то потери снизились на 383,14 тыс. куб. м. Темп снижения потерь 2015 года к 2014 году составил 31,68 % (100 % - (826,17 : 1209,31 х 100 %)). При этом в 2015 году Госслужбой принят объем расчетных потерь теплоносителя в размере 211,1824 тыс. куб. м.
В 2016 году объем расчетных потерь теплоносителя составил 443,03 тыс. куб. м, по отношению к 2015 году потери снизились на 383,14 тыс. куб. м. Темп снижения потерь 2016 года к 2015 году составил 46,375 % (100 % - (443,03 : 826,17 х 100 %)).
В 2017 году объем расчетных потерь теплоносителя составил 212,083 тыс. куб. м, по отношению к 2016 году потери снизились на 230,947 тыс. куб. м. Темп снижения потерь 2017 года к 2016 году составил 52,12 % (100 % - (212,083 : 443,03 х 100 %)).
Определив ежегодные темпы снижения объема потерь теплоносителя, Госслужба во исполнение требования пункта 5 решения ФАС России от 21 июля 2017 года произвела перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при установлении тарифа на 2017 год.
Так, согласно экспертному заключению от 3 августа 2017 года на 2015 год Госслужба установила объем потерь теплоносителя в размере 211,18 тыс. куб. м, а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года объем потерь теплоносителя был пересмотрен и установлен в размере 211,18 тыс. куб. м. На 2017 год Госслужба установила объем потерь теплоносителя в размере 212,083 тыс. куб. м, а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года объем потерь теплоносителя был пересмотрен и установлен в размере 212,083 тыс. куб. м.
На 2015 год Госслужба установила расходы на покупку потерь теплоносителя в размере 5030,52 тыс. руб., а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года расходы на покупку потерь тепловой энергии были пересмотрены и установлены в размере 5030,52 тыс. руб. На 2017 год Госслужба установила расходы на покупку потерь теплоносителя в размере 6031,34 тыс. руб., а с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года расходы на покупку потерь теплоносителя были пересмотрены и установлены в размере 6031, 34 тыс. руб.
В рассматриваемой ситуации тот факт, что показатели объема потерь теплоносителя и расходов на покупку потерь теплоносителя, установленные ранее Госслужбой, и показатели объема потерь теплоносителя и расходов на покупку потерь теплоносителя, пересмотренные Госслужбой с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 года, остались на прежнем уровне, также не свидетельствует о невыполнении Госслужбой пункта 5 решения ФАС России о перерасчете экономически обоснованных затрат с учетом установленных темпов снижения, поскольку Госслужба исходила из установленных нормативов технологических потерь теплоносителя.
Таким образом, по статье «Расходы на покупку потерь теплоносителя» (объем потерь теплоносителя и сумма покупки потерь теплоносителя) Госслужбой учтены экономически обоснованные расходы Общества.
Кроме того, письмом от 20 декабря 2017 года №, адресованным Обществу, ФАС России сообщила (в части расходов на компенсацию потерь теплоносителя) о том, что поскольку в инвестиционной программе, программе энергосбережения и повышения энергоэффективности Общества не отражены темпы снижения технологических потерь теплоносителя, нарушений в действиях органа регулирования не усматривается.
Проверяя доводы административного истца о том, что Госслужба не произвела перерасчет экономически обоснованных затрат в части расходов по статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2015 год», исходя из фактических расходов, суд приходит к следующему.
Пунктом 56 Методических указаний предусмотрен расчет корректировки, согласно которому расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году определяются исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле (30).
Приказом ФСТ России от 14 апреля 2015 года № 90-э/11 «О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО «Коммунальные технологии» и Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (№ ФСТ-2578-31 от 03.02.2015)» признан правомерным установленный Госслужбой для Общества на 2015 год объем потерь тепловой энергии в размере 162,0 тыс. Гкал. Данный приказ Обществом не оспорен.
С учетом установленного на 2015 год объема потерь тепловой энергии в размере 162,0 тыс. Гкал расходы на покупку потерь тепловой энергии Госслужбой определены в размере 125732,72 тыс. руб. В порядке исполнения решения ФАС России от 21 июля 2017 года Госслужбой пересмотрены данные показатели и установлены на том же уровне.
С учетом установленного на 2015 год объема потерь теплоносителя в размере 211,18 тыс. куб. м расходы на покупку потерь теплоносителя Госслужбой определены в размере 5030,52 тыс. руб. В порядке исполнения решения ФАС России от 21 июля 2017 года Госслужбой пересмотрены данные показатели и установлены на том же уровне.
В судебном заседании представители административного ответчика пояснили, что при установлении оспариваемого тарифа на 2017 год Госслужба не использовала формулу (30) в соответствии с пунктом 56 Методических указаний.
В ходе рассмотрения дела Госслужба представила расчеты с использованием формулы (30), из которых следует, что размер расходов на компенсацию (приобретение) потерь тепловой энергии в 2015 году составляет 111724,66 тыс. руб. (Госслужбой принято 125732,72 тыс. руб.), а размер расходов на компенсацию потерь теплоносителя в 2015 году составляет 9941,52 тыс. руб. (Госслужбой принято 5030,52 тыс. руб.).
Проанализировав результаты расчетов и данные экспертного заключения от 3 августа 2017 года, суд полагает, что экономические интересы Общества не нарушены, поскольку в общей сумме расходы на приобретение энергетических ресурсов на компенсацию потерь тепловой энергии и теплоносителя заложены в большем размере (на 9097,06 тыс. руб.), чем это было предусмотрено указанной формулой (30).
Доводы Общества о том, что Госслужбой при пересмотре тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя от источника ... (г.Чебоксары) с 15 сентября 2017 не были учтены все заявленные Обществом фактические расходы (объем потерь тепловой энергии в сети, расходы на компенсацию фактических потерь тепловой энергии, объем потерь теплоносителя в сети, расходы на компенсацию потерь теплоносителя, корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2015 год), суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, согласно которым при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны учитываться нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Как правильно указали представители административного ответчика, в случае учета фактических потерь при определении расчетных объемов теплоносителя на компенсацию потерь были бы нарушены основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения – обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Кроме того, суд принимает во внимание, что письмом от 21 марта 2018 года №, адресованным Обществу и Госслужбе, ФАС России сообщила, что решение от 21 июля 2017 года № АГ/49767/17 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении Общества о досудебном рассмотрении спора с Госслужбой, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Госслужбой исполнено.
Таким образом, доводы административного истца об экономической необоснованности оспариваемого тарифа не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Госслужбы от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т (в редакции постановления Госслужбы от 29 августа 2017 года № 42-12/т) в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения в полном объеме заявленных требований Общества не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 года № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы» (в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 29 августа 2017 года № 42-12/т) в части установления с 1 июля по 31 декабря 2017 года одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в размере 470,36 руб. за Гкал без учета НДС отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2018 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.В. Юркина