Производство № 2а-98/2021
УИД: 28RS0021-01-2021-000084-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сковородино 01 февраля 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Прошиной С.В.,
с участием представителя административного истца - Вдовиной А.В.,
старшего судебного пристава Боровских Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации рабочего поселка (п.г.т) Уруша к Отделу судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация рабочего поселка (п.г.т) Уруша обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленного требования указала, что истец является должником в исполнительном производстве N 28018/20/157977, по предоставлению Галанцевой ФИО8 благоустроенного жилого помещения в собственность, взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт.Уруша, <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 22,1 кв.м., расположенного в черте пгт.<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № ответчиком было принято Постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, по мотивам, исполнительный документ от 12.10.2020г №, должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Истец считает Постановление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку судебный пристав-исполнитель не принял во внимание отсутствие реальной возможности предоставления жилого помещения в пятидневный срок ввиду значительных временных затрат на процедуру его приобретения, установленную законом. А также не было принято во внимание то обстоятельство, что на момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства, жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности отсутствовало. Органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, в том числе, разработан и утвержден план мероприятий по исполнению решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было направленно обращение <адрес> о приобретении жилого помещения Галанцевой Е.В., в связи заключением Соглашения о передаче полномочий от 24.04.2020г, по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда рабочего посёлка пгт.Уруша, по приобретению вышеуказанных квартир в муниципальную собственность Района (с последующей передачей квартир в муниципальную собственность Поселения).
30.11.2020г был получен ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, от <адрес>, о направлении протокола межведомственной комиссии по вопросу приобретения жилого помещения взамен аварийного для предоставления Галанцевой Е.В., в котором для МБУ <адрес> «Служба Заказчика» был установлен срок на приобретение данного жилого помещения до 15.12.2020г.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением <адрес> было установлено МКУ <адрес> провести аукцион в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (<адрес>, п.г.т.Уруша).
ДД.ММ.ГГГГ протоколом о признании электронного аукциона №, объектом закупки являлось: приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (<адрес>, п.г.т.Уруша), аукцион признан не состоявшимся ввиду отсутствия заявок.
Истцом было предложено Галацевой Е.В. предоставление жилого помещения на территории <адрес>, путем обращения в Сковородинский районный суд об изменении способа исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что на территории рабочего посёлка пгт.Уруша, жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, отсутствует. В настоящее время ответа от Галанцевой Е.В. ещё не поступило. Считают, что при таких обстоятельствах исполнительный сбор взысканию не подлежит.
На основании вышеизложенного, просили признать незаконным постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца Вдовина А.В. обратилась ходатайством об освобождении от исполнительского сбора, постановление судебного пристава-исполнителя о его взыскании более не оспаривает. Просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству №-ИП. постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законодательством.
В судебном заседании административный ответчик – начальник отделения старший судебный пристав ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> Боровских Н.А. суду показала, что на основании исполнительного листа № ФС№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать Администрацию пгт.Уруша предоставить Галанцевой ФИО9 благоустроенное жилое помещение в собственность, взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт.Уруша, <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 22.1 кв.м., расположенное в черте пгт.<адрес>, в пользу Галанцевой ФИО10, возбуждено исполнительное производство 22638/20/28018. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем должнику Администрации пгт.Уруша вручено постановление о возбуждении исполнительного производства № — ИП, в резолютивной части которого, должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа в 5-тидневный срок с момента надлежащего уведомления, в соответствии с чем, до ДД.ММ.ГГГГ у должника имелся срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В адрес ОСП по <адрес> поступило заявление Администрации пгт.Уруша о приостановлении исполнительного производства, в связи с подачей кассационной жалобы в кассационный суд. ДД.ММ.ГГГГ судебным-приставом исполнителем вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По истечении срока приостановления исполнительного производства, Администрацией пгт.Уруша не исполнены требования исполнительного документа и не предоставлено документальное подтверждение наличия непредвиденных и непреодолимых препятствий, способствующих невозможности исполнения решения суда, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем, в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Просит суд в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика – УФССП по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст.218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Администрация пгт.<адрес> обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования исковые требования Галанцевой ФИО11 к администрации рабочего поселка Уруша о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного – удовлетворены частично. Судом постановлено обязать администрацию пгт.Уруша предоставить Галанцевой ФИО12 в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: <адрес>, пгт.Уруша, <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 22,1 кв.м, расположенное в черте пгт.<адрес>.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без изменения.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> в отношении администрации рабочего поселка (п.г.т) Уруша возбуждено ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФССП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, исполнительский сбор в размере 50000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку, администрацией рабочего поселка (п.г.т) Уруша не исполнены требования исполнительного документа в установленный срок, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с должника - администрации рабочего поселка (п.г.т) Уруша взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, поскольку исполнительный документ должником - администрацией рабочего поселка (п.г.т) Уруша в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией рабочего поселка (п.г.т) Уруша было направленно обращение <адрес> о приобретении жилого помещения Галанцевой Е.В., в связи заключением Соглашения о передачи полномочий от ДД.ММ.ГГГГ, по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда рабочего посёлка пгт.Уруша, по приобретению вышеуказанных квартир в муниципальную собственность района.
ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ на обращение администрации рабочего поселка (п.г.т) Уруша от ДД.ММ.ГГГГ, от главы <адрес>, о направлении протокола межведомственной комиссии по вопросу приобретения жилого помещения взамен аварийного для предоставления гражданке Галанцевой Е.В., в котором для МБУ <адрес> «Служба Заказчика» был установлен срок на приобретение данного жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением <адрес> было установлено МКУ <адрес> провести аукцион в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (<адрес>, п.г.т. Уруша).
ДД.ММ.ГГГГ протоколом о признании электронного аукциона №, объектом закупки являлось: приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (<адрес>, п.г.т. Уруша), аукцион признан не состоявшимся ввиду отсутствия заявок.
На основании п.1 ст.105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 ст.401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
В судебном заседании установлено, что Администрацией рабочего поселка (п.г.т) Уруша приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и ее вина в несвоевременном их исполнении не установлена.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией рабочего поселка (п.г.т) Уруша предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – Администрации рабочего поселка (п.г.т) Уруша от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-220 КАС РФ суд,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░.░) ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░.░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░.░.░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░