Решение по делу № 3а-24/2021 от 28.12.2020

УИД 12OS0000-01-2020-000119-16

Дело № 3а-24/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Йошкар-Ола                             28 апреля 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

при секретаре Кирилловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лузан О.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

28 декабря 2020 года Лузан О.Н. обратила в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Марий Эл об установлении кадастровой стоимости здания площадью 1308,7 кв.м, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером <...>, в размере его рыночной стоимости 4423000 рублей, определенной по состоянию на 2 июля 2012 года, ссылаясь на то, что является собственником указанного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 2 июля 2012 года, значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает ее права и законные интересы, поскольку влечет увеличение обязательств по уплате налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости здания.

В письменных объяснениях Правительство Республики Марий Эл просило отказать административному истцу в удовлетворении административных требований об установлении кадастровой стоимости в размере 4423000 рублей (л.д.101-102).

В отзыве на административное исковое заявление представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <...> были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 июня 2012 года на основании данных, переданных ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в рамках исполнения государственного контракта от 7 декабря 2011 года № 165-Д. Сведения о кадастровой стоимости в размере 1423688 рублей 28 копеек внесены – 9 февраля 2015 года. Данные сведения внесены на основании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Марий Эл по состоянию на 2 июля 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от11 декабря 2012 года № 464 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Марий Эл». ФГБУ «ФКП Росреестра» не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и поэтому не может являться административным ответчиком, прямой юридической заинтересованности в исходе данного дела не имеет (л.д.95-97).

Административный истец Лузан О.Н., представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл, представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Марий Эл, ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.

Выслушав объяснения представителя административного истца Лузан Л.Н., поддержавшей административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определенной судебным экспертом, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 17.1 Закона Республики Марий Эл от27 октября 2011 года № 59-3 «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» 1 января 2017 года установлено единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Лузан О.Н. является собственником нежилого здания, площадью 1308,7 кв.м, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером <...>. Дата постановки на кадастровый учет – 18 июня 2012 года (л.д.7-9).

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 декабря 2012 года № 464 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Марий Эл по состоянию на 2 июля 2012 года (введены в действие постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 февраля 2015 года № 29, опубликованным на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл 4 февраля 2015 года). Спорный объект недвижимости с кадастровым номером <...> включен в результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные указанным постановлением (пункт 120937). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 декабря 2020 года кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на 2 июля 2012 года в размере 11594201 рублей 08 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 9 февраля 2015 года (л.д.6).

Не согласившись с величиной кадастровой оценки названного объекта недвижимости, административный истец обратилась к оценщику для определения его рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2012 года.

Согласно отчету от 18 декабря 2020 года № <...>, выполненному оценщиком С. Д.А., на 2 июля 2012 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 4423000 рублей.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Судом по ходатайству административного истца назначена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости здания, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно заключению от 15 апреля 2021 года № <...>, выполненному экспертом Г. А.П., отчет от 18 декабря 2020 года № <...>, выполненный оценщиком С. Д.А., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...> по состоянию на 2 июля 2012 года составляет 6170974 рубля 84 копейки.

Лицами, участвующими в деле, возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества либо доказательства иного размера его рыночной стоимости не представлены.

В силу части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами.

Согласно заключению эксперта от 15 апреля 2021 года № <...> экспертиза выполнена на основании материалов административного дела. В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования. Оснований не доверять выводам эксперта не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Эксперт имеет достаточную квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.

В силу положений статьи 12 Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административный иск Лузан О.Н. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, площадью 1308,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, равной рыночной, определенной по состоянию на 2 июля 2012 года в размере 6170974 рубля 84 копейки, подлежит удовлетворению.

Пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются, в частности, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет (пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

установить кадастровую стоимость здания, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2012 года в размере 6170974 (Шесть миллионов сто семьдесят тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 84 копейки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    О.А.Петрова

В окончательной форме решение принято 30 апреля 2021 года.

3а-24/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лузан Олеся Николаевна
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РМЭ
Управление Росреестра по РМЭ
Правительство РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
28.12.2020Регистрация административного искового заявления
29.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2021Предварительное судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
21.04.2021Производство по делу возобновлено
28.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее