УИД 39RS0002-01-2023-003937-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.А.,
при помощнике Алейник Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дембицкий В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж, назначении пенсии по старости, взыскании судебных издержек,
УСТАНОВИЛ:
Дембицкий В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в адрес ответчика было подано заявление о назначении досрочной пенсии по старости, однако ответчиком принято решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. С данным решением не согласен, полагает, что при расчете пенсии ответчиком были включены не все периоды трудовой деятельности. Просит суд обязать ответчика включить в общий страховой стаж периоды работы с 17.11.1995 по 15.03.2008 в АООТ "Испат-Кармет" в должности начальника депо, с 13.03.1992 по 17.11.1995 в Карагандинском металлургическом комбинате в должности начальника депо, обязать назначить страховую пенсию по старости с 07.04.2023, взыскать судебные расходы на представителя в размере 40000 руб.
Истец Дембицкий В.А. в судебное заседание не явился, представитель истца по доверенности Смирнова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, устно также указала, что просит назначить пенсию с 03.08.2023.
Представитель ответчика по доверенности Тянгинская А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменной информации. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФедеральнымзакономРоссийской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции Федеральногозаконаот 03.10.2018 N 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренныхприложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определеныстатьей 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии спунктом 5 части 1 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Как следует из материалов дела, 07.04.2023 и 16.04.2023 Дембицкий В.А. обратился в ОСФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением № Дембицкому В.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п 1, ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ о страховых пенсиях, так как обращение поступило ранее срока, предусмотренного п. 13 Правил обращения за пенсией от < Дата > №.
Решением № Дембицкому В.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п. 5, ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ о страховых пенсиях, так как обращение поступило ранее срока, предусмотренного п. 13 Правил обращения за пенсией от < Дата > №.
В ответе от < Дата > №, направленного в адрес Дембицкого В.А. также указано на отсутствие у него права на дату обращения. Кроме того сообщено, что на дату обращения у истца имеется страховой стаж 22 года 11 месяцев 29 дней (учтен по 31.12.2022) (требуемый 25 лет), специальный стаж – более 12,6 лет (требуемый 12,6 лет), ИПК более 25,8.
Из материалов дела также следует, что в страховой стаж не были учтены периоды с 13.03.1992 по 17.11.1995 в Карагандинском металлургическом комбинате, а также с 17.11.1995 по 15.03.2008 в Испат-Кармет», так как вышеперечисленные периоды работы проходили на территории Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2).
На основании ст. 14 названного Федерального закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С 01 января 2015 года вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.
В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).
В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 №122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст.7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).
Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
По сведениям ОПФР по Калининградской области компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.
Вместе с тем в силу ст.12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Из трудовой книжки на имя Дембицкого В.А. ЕТ-I № следует, что истец с 06.01.1989 принят в Карагандинский металлургический комбинат в железнодорожный цех № 2 помощником машиниста тепловоза-составителем поездов, 15.11.1990 назначен начальником депо подвижного состава, 17.11.1995 уволен переводом в АО «Испат-Кармет», 17.11.1995 принят переводом начальником депо подвижного состава железнодорожного цеха, впоследствии неоднократно переводился на различные должности, 15.03.2008 уволен по собственному желанию.
В материалы дела истцом представлена справка работодателя АО «АрселорМиталл Темиртау», подтверждающая периоды работы Дембицкого В.А. с 06.01.1989 по 15.03.2008, также суд учитывает, что период работы с 06.01.1989 по 12.03.1992 был учтен ответчиком при оценке пенсионных прав истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что периоды работы подтверждаются соответствующей архивной справкой работодателя, суд полагает возможным включить в страховой стаж истца периоды работы с 13.03.1993 по в Карагандинском металлургическом комбинате в должности начальника депо.
Относительно периода с 17.11.1995 по 15.03.2008 в АООТ "Испат-Кармет" в должности начальника депо, суд приходит к следующему.
Как уже указывалось выше, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участниковСоглашенияот 13 марта 1992 года и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года/даты вступления в силуN 173-ФЗот 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 года, могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
Соответственно период с 17.11.1995 по 01.01.2002 с учетом соответствующей архивной справки, также подлежит включению в страховой стаж.
Относительно периода с 01.01.2002 по 15.03.2008, стороной ответчика в материалы дела представлены сведения из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» об уплате страховых взносов, из которого следует, что в период с 01.01.2002 по 15.03.2008 работодателем ежемесячно перечислялись соответствующие страховых взносов на пенсионное обеспечение.
В связи с указанными обстоятельствами, период работы с 17.11.1995 по 15.03.2008 в АООТ "Испат-Кармет" в должности начальника депо полностью подлежит включению в страховой стаж.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и включенные судом периоды, а также периоды, учтенные пенсионным органом в страховой и льготный стаж, Дембицкий В.А. имеет достаточный льготный и страховой стаж для назначения пенсии на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая положения ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, принимая во внимание характер спорного правоотношения, суд приходит к выводу о том, что за истцом надлежит признать право на назначение страховой пенсии по старости досрочно с 03.08.2023.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что принципом распределения судебных расходов, выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Из материалов дела следует, что интересы Демицкого В.А. в суде представляла в порядке передоверия от ООО «Юридический Центр «Максимум+» Смирнова О.А., за юридические услуги в соответствии с договором оплачено 40000 руб., что подтверждается квитанциями.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объем заявленных исковых требований, объем удовлетворенных требований, сложность рассматриваемого спора, объем выполненной представителем работы, временные и интеллектуальные затраты, участие в судебных заседаниях, суд находит, что в соответствии с требованиями 100 ГПК РФ, с учетом принципов разумности, в пользу Дембицкого В.А. подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 12000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дембицкий В.А. (паспорт < ИЗЪЯТО >) удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области (ИНН3904000514) включить в страховой стаж Дембицкий В.А., < Дата > года рождения, период работы:
с < Дата > по < Дата > в Карагандинском металлургическом комбинате в должности начальника депо;
с < Дата > по < Дата > в АООТ "Испат-Кармет" в должности начальника депо.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области назначить Дембицкий В.А., < Дата > года рождения страховую пенсию по старости, предусмотренную п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.08.2023 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области в пользу Дембицкий В.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 13.11.2023.
Судья И.А. Иванова