УИД10RS0011-01-2023-010268-02
№12-673/2023
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Джавлиева ФИО11 на постановление начальника ОВМ УМВД России по г.Петрозаводску Андилевко О.А. №1536 от 23.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Джавлиева ФИО10, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника ОВМ УМВД России по г.Петрозаводску Андилевко О.А. №1536 от 23.08.2023 Джавлиев М.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Джавлиев М.Х. с указанным постановлением не согласен, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в жалобе указывает, что является гражданином Республики ФИО12, на территории Российской Федерации постоянно проживает на основании вида на жительство серии № выданного 09.07.2020 МВД по Республике Карелия (бессрочно). В установленном законом порядке зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> <данные изъяты> года рождения, является родной дочерью заявителя, которая также проживает в Российской Федерации по адресу: <адрес> по виду на жительство серии №, выданного 04.06.2021 МВД по Республике Карелия (бессрочно). Также на территории Российской Федерации по вышеуказанному адресу проживают два родных сына заявителя - <данные изъяты> года рождения (гражданство Республики <данные изъяты>) и <данные изъяты> года рождения (гражданство Республики <данные изъяты>). 23.08.2023 за неподачу уведомлений о проживании в Российской Федерации <данные изъяты> постановлениями ОВМ УМВД России по г. Петрозаводску № 1537и № 1538 заявитель также признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.8. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административных штрафов в размере 2000 рублей за каждое нарушение. Указывает, что несвоевременная подача им уведомлений о подтверждении проживания в Российской Федерации несовершеннолетних детей возрастом 10, 9 и 3 лет не причинила какого-либо вреда, не повлекла наступление каких-либо неблагоприятных последствий, а также не представляла угрозы существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем, неоднократное привлечение заявителя к административной ответственности фактически за одно и тоже формальное правонарушение повлечет за собой наступление последствий несоизмеримых с тяжестью совершенного правонарушения - аннулирование ранее выданного вида на жительство, принятие решения о неразрешении въезда. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установлено не было. С учетом того, что ранее Джавлиев М.Х. не привлекался к административной ответственности за нарушение требований в области миграционного законодательства Российской Федерации, а также вышеуказанных конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание выраженную в постановлениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ правовую позицию, вынесенное в отношении заявителя постановление ОВМ УМВД России по г. Петрозаводску от 23.08.2023 № 1536 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, просит отменить, а дело прекратить по обстоятельствам, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ. Также заявлено ходатайство о восстановлении срока по тем основаниям, что фактически постановление было получено только 04.09.2023.
В судебном заседании Джавлиев М.Х. и его защитник Тойвонен Р.Ю., действующий по устной доверенности, доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока поддержали в полном объеме.
Представитель ОВМ УМВД России по г.Петрозаводску в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев жалобу и ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Положениями ч.1 ст.30.3 КоАП РФ предусмотрен общий срок для подачи жалобы, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2 ст.30.3 КоАП РФ).
Копия обжалуемого постановления получена заявителем 23.08.2023, срок обжалования исчислен с 24.08.2023 по 02.09.2023 включительно, и истек 03.09.2023, в Петрозаводский городской суд РК жалоба поступила 06.09.2023 с ходатайством о восстановлении срока обжалования.
Учитывая незначительный пропуск срока на подачу жалобы, а также в целях проверки доводов жалобы и обеспечения права привлеченного лица на судебную защиту судья приходит к выводу о восстановлении срока обжалования постановления.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Положениями статьи 2 Федерального закона РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Положениями пунктов 1, 3 статьи 8 данного Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым указанного пункта.
В силу пункта 11 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства (при отсутствии места жительства - по месту пребывания).
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство с приложением документов, подтверждающих невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
Согласно пунктам 13, 14 статьи 8 означенного Федерального закона № 115-ФЗ уведомление, указанное в пункте 11 указанной статьи, подается иностранным гражданином лично при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство, либо в установленном порядке почтовым отправлением, либо путем направления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 указанной статьи.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 указанного Федерального закона № 115-ФЗ).
Основанием для привлечения Джавлиева М.Х. к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что Джавлиев ФИО14 г.р., гражданин <данные изъяты>, проживая в Российской Федерации по виду на жительство серии №, выданному 09.07.2020 МВД по Республике Карелия, являясь законным представителем своей несовершеннолетней дочери <данные изъяты> проживающей в Российской Федерации по виду на жительство серии № выданному 04.06.2021 МВД по Республике Карелия бессрочно, не исполнил обязанность по подаче ежегодного уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации своей несовершеннолетней дочери ФИО15 в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства - в ОВМ УМВД России по г. Петрозаводску, в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство, а именно: в период с 26.07.2022 по 26.09.2022.
Вместе с тем, постановление должностного лица о привлечении Джавлиева М.Х. к административной ответственности законным признать нельзя.
Требования части 1 статьи 1.6 КоАП РФ предписывают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
По смыслу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является обязательным доказательством состава правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.2, п. 3 ст. 29.1, ч. 1 ст. 29.4, ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пределах фабулы, изложенной в протоколе об административном правонарушении в качестве события вменяемого правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть надлежащим образом изложено событие правонарушения, включая конкретную фабулу обвинения и ссылки на положения нормативных актов, несоблюдение которых допущено.
Дело рассмотрено по протоколу № 1536 от 23.08.2023, содержащему описание события правонарушения, аналогичное изложенному в постановлении.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, заключается в нарушении пункта 11 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающего, что постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства (при отсутствии места жительства - по месту пребывания).
Из смысла вышеуказанной статьи следует, что наступление административной ответственности за неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации наступает по истечении двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство.
Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, когда был получен Джавлиевым М.Х. вид на жительство своей несовершеннолетней дочери <данные изъяты>., что является необходимым условием для установления периода, в течение которого у привлекаемого лица имелась обязанность по подаче ежегодного уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации своей несовершеннолетней, и как следствие, для установления даты совершения вменяемого правонарушения.
В нарушение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от 23.08.2023 не указаны дата и место совершения административного правонарушения.
Отсутствие указанных сведений свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении, и он не может быть признан допустимым доказательством по делу, поскольку не содержит сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5).
Допущенные нарушения требований названного Кодекса являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
С учетом допущенных административным органом нарушений при составлении протокола и отсутствия возможности их устранения на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Джавлиева М.Х. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника ОВМ УМВД России по г.Петрозаводску Андилевко О.А. №1536 от 23.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джавлиева ФИО16 отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья А.В.Нуриева