Решение по делу № 2а-2991/2021 от 19.03.2021

... УИД 16RS0047-01-2020-004255-27

дело № 2а-2991/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2021 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Киселева А.Н.,

при секретаре судебного заседания Хамидуллиной И.Ф.,

с участием старшего помощника прокурора города Казани М.С.Бикинеева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, главному архитектору г. Казани ФИО4, руководителю Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО5, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО6, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО2 о признании частично не действующим постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №522 от 06 февраля 2015 года «Об утверждении проекта планировки территории района «Юдино», в части определения красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ...,

УСТАНОВИЛ:

представитель административного истца МингалеевойЭ.Р. – ШариповР.К. обратился в суд с административным иском к руководителю Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Дябилкиной И.В., руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкину Д.Г. о признании незаконным решения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» об отказе в исключении красных линий, нанесенных на земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенного по адресу: ..., ..., расположенного по адресу: ..., об обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» исключить план красных линий, нанесенных на земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенного по адресу: ..., ..., расположенного по адресу: ..., путем разработки проекта планировки или проекта межевания территории на все садовое общество, об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани внести изменения в постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани №522 от 06 февраля 2015 года путем исключения из проекта планировки территории красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами ... и ....

Принимая во внимание, что постановление Исполнительного комитета города Казани от 06 февраля 2015 года об утверждении проекта планировки, включающий красные линии было принято после формирования земельного участка, то постановление об утверждении красных линий должно было приниматься с учетом существующих прав собственника земельного участка.

Установление границ красных линий без учета существующего зарегистрированного права собственности физического лица на земельный участок, препятствует осуществлению прав собственника.

Считает, что постановление Исполнительного комитета города Казани от 06 февраля 2015 года об утверждении проекта планировки незаконно, поскольку принято без учета фактического использования земельного участка и нарушает её права и законные интересы.

Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (часть 2).

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.

Административный истец просит признать незаконным постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №522 от 06 февраля 2015 года «Об утверждении проекта планировки территории района «Юдино», в части определения красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ....

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, главный архитектор г. Казани Тухватуллина И.М., руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафаров Р.Г.

В ходе судебного заседания представитель административного истца МингалеевойЭ.Р. – ШариповР.К. уточнил исковые требования, просил признать частично не действующим постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №522 от 06 февраля 2015 года «Об утверждении проекта планировки территории района «Юдино», в части определения красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ..., расположенного по адресу: ......, расположенного по адресу: .... От ранее заявленных первоначальных требований отказался.

Представитель административных ответчиков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Садреев А.А. в судебном заседании административный иск не признала.

Административные ответчики главный архитектор г. Казани Тухватуллина И.М., руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафаров Р.Г., руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкин Д.Г., руководитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Дябилкина И.В. извещены, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

Статья 1 Протокола №1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности, и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

В соответствии с частями 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.

Пунктом 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года №18-30, предусмотрено, что инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Согласно пунктам 3.1, 4.1, 4.4., 5.2. указанной инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов; при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5.3.4, пунктом 5.4. указанной инструкции, устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая, в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.; разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении.

Подпунктами 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года №150, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки; на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в подпункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.

Из анализа части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06апреля 1998 года № 18-30, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года №150 следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровыми номерами ..., расположенного по адресу: ..., ..., расположенного по адресу: ...

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом установлено и не оспаривается представителем административных ответчиков, что утвержденные оспариваемым в части постановлением красные линии нанесены по земельному участку, на котором административный истец планировал расположить объект недвижимости. Тот факт, что утвержденные оспариваемым постановлением красные линии проходят по земельному участку, подтверждается схемами чертежей проекта планировки.

Между тем, представителем административного ответчика в нарушение ст. 62 Кодекса административного производства Российской Федерации не представлено обоснования необходимости установления красной линии по земельному участку, находящегося в собственности МингалеевойЭ.Р. на момент принятия решения. Сведения о резервировании или изъятии спорного земельного участка для последующего выкупа для государственных или муниципальных нужд, о наличии обременений в отношении спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В силу вышеизложенного суд считает, что представленными по делу доказательствами подтверждается факт установления красных линий без учета фактического землепользования, что является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки. При таких обстоятельствах установление красных линий по земельному участку, предполагаемому под использование под объект недвижимости, принадлежащему заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием земельного участка, так и на действия, связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом. Установление красной линии по земельному участку с кадастровыми номерами ... и ..., в имеющейся конфигурации, приводит к ограничению реализации прав МингалеевойЭ.Р., как собственника земельного участка с разрешенным использованием: приусадебный участок и фактически исключает её возможность использования по целевому назначению.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке допускается размещение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса.

Приведенные положения в своей совокупности свидетельствуют о том, что пересечение земельного участка, принадлежащего административному истцу, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности МингалеевойЭ.Р., что недопустимо, и свидетельствует о нарушении её прав и законных интересов.

Доказательств достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает земельный участок, принадлежащий МингалеевойЭ.Р., административными ответчиками не представлено.

Принимая во внимание изложенное выше, а именно: нарушение утвержденной красной линией прав и законных интересов административного истца, отсутствие достаточных доказательств наличия публичного интереса в установлении красной линии в утвержденной конфигурации, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются достаточные основания для удовлетворения административного иска МингалеевойЭ.Р.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» Республики Татарстан и на официальном портале органов местного самоуправления ... (www.kzn.ru).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, главному архитектору г. Казани ФИО4, руководителю Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО5, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования ... ФИО6, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО2 о признании частично не действующим постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №522 от 06 февраля 2015 года «Об утверждении проекта планировки территории района «Юдино», в части определения красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ..., расположенного по адресу: ..., ... расположенного по адресу: ... удовлетворить.

Признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №522 от 06 февраля 2015 года «Об утверждении проекта планировки территории района «Юдино» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ....

Решение суда по данному делу от 11 мая 2021 года или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» Республики Татарстан и официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани.

Судья Вахитовского

районного суда г. Казани /подпись/ А.Н. Киселев

...

...

2а-2991/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
прокуратура г. Казани
Руководитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. казани" Дябилкина Ирина Витальевна
Шарипов Р.К.
Мингалеева Э.Р.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани"
Главный архитектор г. Казани Тухватуллина Ильсияр Мисзатовна
ИК МО г. Казани
Руководитель ИК МО г. Казани Гафаров Рустем Гильфанович
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Киселев А. Н.
Дело на сайте суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее