УИД: 24RS0046-01-2023-006957-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,
с участием представителя истца – Золотовской Е.В.,
представителя ответчика – Клименко О.О.,
при секретаре Бережновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бусаревой Татьяны Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Бусарева Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Красноярскому краю (с учетом верного наименования стороны ответчика) <данные изъяты> года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ФИО8 отказано, так как в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцом Бусаревой Т.В. не достигнут требуемый возраст.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец ФИО9 просит признать решение ОСФР по Красноярскому краю <данные изъяты> года об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным; возложить обязанность на ответчика назначить ФИО10 трудовую пенсию досрочно начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, а также произвести перерасчёт пенсии и выплатить задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
Истец ФИО11 о дате, времени и месте проведения судебного заседания была уведомлена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов представителю ФИО12 полномочия проверены, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить с учётом заявленных уточнений искового заявления.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю - ФИО13 полномочия проверены, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, суду дополнительно пояснила, что решение ОСФР по Красноярскому краю <данные изъяты> года принято законно и обоснованно, истцом к моменту вынесения оспариваемого решения пенсионного органа не достигнут требуемый Законом возраст 55 лет, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в ред. от 01.10.2019, с изм. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со статьей 14 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день, что предусмотрено ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Исходя из ч. 1 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 ФЗ №400-ФЗ, в том числе: возраст, страховой стаж, Пенсионный коэффициент (части 1, 2 и 3 ст. 8 названного закона).
Согласно пункту 2 ст. 3 № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п.3 ст. 3 № 400-ФЗ).
В силу части 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 № 400-ФЗ).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ч. 2 ст. 33 ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО14. обратилась в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии, предоставив соответствующий пакет документов.
Решением ОСФР по Красноярскому краю <данные изъяты> года <данные изъяты> отказано в назначении страховой пенсии по старости, на основании отсутствия требуемого возраста, установленного п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Согласно приложению к вышеуказанному решению в стаж работ в районах Крайнего Севера по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года зачтены периоды работ, которые при подсчёте составили 9 лет 5 месяцев 28 дней.
Вместе с тем, в стаж работ в районах Крайнего Севера в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года не зачтены периоды, которые при подсчёте составили 3 года 1 месяц 11 дней.
Таким образом, страховой стаж ФИО15. по состоянию на ФИО16 года составил <данные изъяты>
Также, в документах фонда личных дел <данные изъяты> и в документах по личному составу фонда № 14 производственного объединения <данные изъяты> имеются сведения на имя <данные изъяты> года рождения, за период работы с <адрес>
Кроме того, ФИО17 имеет непрерывный и засчитываемый в общий страховой стаж на основании п. 2 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения РФ», поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ года она получала пособия по безработице, что подтверждается карточкой персонального учета <данные изъяты> года, выданной агентством труда и занятости населения Красноярского края Краевого государственного казенного учреждения <данные изъяты>
Согласно справке администрации <адрес> Управления по спорту № 10 от 17.11.2017 года <данные изъяты> года рождения, была принята на работу в муниципальное учреждение <данные изъяты> года, и состояла в должности контролера стадиона <данные изъяты> года уволена по статье 31 КЗоТ РФ по уходу за ребенком до 14 лет.
В стаж работы <данные изъяты> года рождения, подлежат зачету периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года (периоды получения пособия по безработице), что подтверждается справкой, выданной ФИО18 года агентством труда и занятости населения <данные изъяты>
Периоды работ ФИО19. подтверждается трудовой книжкой, серии <данные изъяты>, а также вкладышем в трудовую книжку серии <данные изъяты>
Как уже было указано ранее, основанием к отказу в назначении пенсии явилось отсутствие требуемого возраста <данные изъяты> установленного п. 6 ч. 1 ст. 32 вышеуказанного Закона. При этом, в данной норме Закона также имеется указание на то, что гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее <данные изъяты>, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, то есть имеет место быть отсылка к норме ст.8 вышеуказанного Закона. Однако, общий пенсионный возраст, от которого осуществляется расчет требуемого возраста граждан, имеющих необходимый стаж в районах Крайнего Севера, для назначения пенсии с учетом необходимого уменьшения возраста, для женщин составляет 60 лет.
В силу закона, в данном случае при имеющихся <данные изъяты> при необходимых 7 лет 6 месяцах, досрочная страховая пенсия по старости, в любом случае, не может быть назначена ФИО20 ранее достижения ею 55 лет, также с учетом того, что ее работа в указанной местности не осуществлялась во вредных и опасных условиях труда.
Несмотря на то, что суммированный стаж истца и учитываемый при решении вопроса о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера составляет необходимое количество месяцев и лет, не достижение ФИО21 возраста <данные изъяты> является препятствием для ее назначения, поскольку ранее достижения такого возраста право на заявленную пенсию у истца отсутствует.
При этом, доводы стороны истца о неправомерном отказе в зачете в общий стаж периода работы истца – периода отпуска истца по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, суд полагает заслуживающими внимания, поскольку в силу действующего пенсионного законодательства он подлежит зачету в общий страховой стаж. Однако, данное обстоятельство предметом спора не является, и, соответственно, не влияет на выводы суда о законности вынесенного решения ОСФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ФИО22
Отказывая в удовлетворении первоначального требования, суд не усматривает правовых оснований и для возложения обязанностей на ответчика назначить ФИО24. трудовую пенсию досрочно, начиная с 30.04.2023 года, а также произвести перерасчёт пенсии и выплатить задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать ФИО23 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░25 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.03.2024 ░░░░.