К делу №2-1250/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года с.Аскарово РБ
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.,
с участием представителей истца Петровского ФИО11 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г., срок 1 год), Шугуровой ФИО12 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г., срок 1 год), представителя ответчика администрации МР Абзелиловский район РБ Сафаргалиевой ФИО13доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г., срок 1 год),
при секретаре Усмановой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сираевой ФИО14 к Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ о признании отказа незаконным, обязании поставить на учет для получения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Сираева ФИО15. обратилась в суд с названным иском, мотивируя свое требование тем, что она Сираева ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ является сиротой, у которой умерли оба родителя. О том, что ей, в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должно было быть предоставлено однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, она не знала и ей об этом её праве никто разъяснений не предоставлял. О наличии вышеуказанного права она- Сираева ФИО17, узнала в августе 2014 года. После её обращения в Администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ей указали на то, что постановка её на учёт для получения жилья не возможна как лица, из числа детей-сирот и сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её сейчас 30 лет. Но в том, что ранее о её правах ей никто из представителей исполнительной власти. - Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, внятных разъяснений не представлял, нет её вины.
В судебном заседании истец Сираева ФИО18 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещена. В связи с участием в судебном заседании ее представителей, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представители истца Петровский ФИО19 Шугурова ФИО20 исковые требования истца поддержали.
Представитель ответчика Администрации МР Абзелиловский район РБ Сафаргалиева ФИО21. исковые требования не признала, показала, что истец на момент обращения с заявлением о постановке на учет достигла 30 лет, тогда как законом предусмотрено обращение до достижения 23 лет.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Согласно статьи 109.1 ЖК Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 данного закона 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сираева ФИО22. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ г., что сторонами не оспаривается.
Постановлением главы администрации Гусевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем несовершеннолетней Сираевой ФИО23 назначена ФИО4.
В период в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сираева ФИО24 обучалась в ГОУ НПО ПУ-<адрес> Республики Башкортостан с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы» присвоена квалификация плодоовощевод, повар третьего разряда, согласно диплому <адрес> выданном ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением главы администрации Гусевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № за Сираевой ФИО25 закреплено жилое помещение по адресу: д.<адрес> РБ.
Согласно справки истец Сираева ФИО26 объектов недвижимого имущества на территории Абзелиловского района не имеет.
В тоже время, согласно ответу администрации МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, и являющейся круглой сиротой, Сираева ФИО27. обратилась в Администрацию МР <адрес> по достижению 30 лет.
Между тем, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, на что обоснованно указано в письме администрации МР Абзелиловский район от ДД.ММ.ГГГГ №2325.
При этом, то обстоятельство, что с истцом Сираевой не проводились разъяснительные беседы о ее правах на жилье, не является основанием для удовлетворения иска, так Сираева ФИО28. окончила профессиональное обучение, имеет закрепленное жилое помещении, обратилась за получением жилья только в тридцатилетнем возрасте.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сираевой ФИО29 поскольку на момент обращения в администрацию МР Абзелиловский район о постановке на учет, как и в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации.
Кроме того, на момент обращения в администрацию Абзелиловского района за Сираевой ФИО30 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ г.)
Следовательно, иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Сираевой ФИО31 к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании не основанным на законе отказа в постановке на учет для получения жилья на предоставление однократного бесплатного жилого помещения, обязании восстановить нарушенное право на предоставление однократного благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений и осуществить такой учет отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан.
Судья В.Ф.Ахматнабиев