в„–2Р°-136/2018
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
5 апреля 2018 года г. Сураж
Судья Суражского районного суда Брянской области Цыганок А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
Прокурор Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес> расположен бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец). По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области записи о регистрации прав на данный источник водоснабжения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Данный шахтный колодец ответчиком в собственность не оформлялся, и каких-либо мер для его регистрации им не предпринималось. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления района возложена обязанность в границах поселения водоснабжения населения. Бесхозяйность указанного шахтного колодца может привести к загрязнению подземных вод, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В связи с тем, что постановка на учет бесхозяйного колодца, как объекта недвижимости, в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению этих действий в отношении указанного выше объекта должна быть возложена на администрацию Суражского района.
С учетом изложенного административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: Брянская область, Суражский район, д. Струженка, ул. Заречная, возле дома №6; обязать администрацию Суражского района Брянской области принять меры по постановке данного бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет в Межмуниципальном отделе по <данные изъяты> Управления Росреестра по Брянской области.
Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки дела Рє судебному разбирательству представитель административного ответчика Р¤РРћ2, действующая РЅР° основании доверенности, исковые требования признала, РїСЂРё этом просила установить СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР° продолжительностью шесть месяцев.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенными обстоятельствами помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Суражского района Брянской области Цыганок Р.Р’. уточнила требования, просила установить СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР° продолжительностью шесть месяцев.
Кроме этого, представитель административного истца заявила ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика не возражала против применения такого порядка рассмотрения административного дела, уточненные административные исковые требования признала, о чем предоставила соответствующие заявления (л.д. 20,22).
Административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Рсследовав материалы дела, нахожу, что заявленные РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј Суражского района Брянской области требования обоснованны Рё подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес>, имеется бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец.
Материалами дела также подтверждается, что указанный объект недвижимого имущества на балансе администрации <данные изъяты> сельского поселения Суражского района Брянской области не состоит и его технический учет не проводился (л.д. 10-12).
РР· уведомления управления Росреестра РїРѕ Брянской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что сведения Рѕ правопритязании РЅР° данный объект недвижимого имущества РІ Едином государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј отсутствуют (Р».Рґ. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации водоснабжения населения, водоотведения в границах сельских поселений, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Аналогичная норма содержится и в Уставе Суражского района Брянской области.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 9 Устава Суражского района Брянской области к вопросам местного значения на территориях сельских поселений, которые решаются органами местного самоуправления Суражского района, относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 6-8).
В силу ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Суражского районного Брянской области никаких мер по постановке шахтного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не предпринималось, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Статус колодца как бесхозяйного затрудняет надлежащий контроль за его техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией, чем создается угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта, а также других лиц, использующих воду колодца в питьевых целях.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что бездействие администрации Суражского района Брянской области, выраженное в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным, а административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области обоснованным.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда с учетом характера дела.
С учетом изложенного, считаю необходимым возложить на администрацию Суражского района Брянской области обязанность в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по <данные изъяты> Управления Росреестра по Брянской области.
Считаю, указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 227, 228, 292-294 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес> - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Суражского района Брянской области, выраженное в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по <данные изъяты> Управления Росреестра по Брянской области.
Копию решения направить сторонам не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий