№2-7700/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Большаковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ризаева И.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж работы, перерасчете пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Ризаев И.М. является пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в войсковой части <данные изъяты>. Сразу после увольнения с военной службы истец был принят на работу в Пряжинском районе Республики Карелия. При обращении к ответчику за перерасчетом базового размера страховой части пенсии истцу было отказано. С данным отказом истец не согласен, просит обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указал о несогласии с иском, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Ризаев И.М. является получателем трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии служба истца в армии по призыву учтена ответчиком только в страховой стаж. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия по вопросу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с тем, что он проходил военную службу по призыву в Мурманской области.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком отказано во включении истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы в войсковой части №, дислоцировавшейся в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п.7, п.11 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Военная служба и иная приравненная к ней служба засчитывается в общий трудовой стаж, необходимый для определения размера пенсии (п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (данная правовая позиция также отражена в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
В обоснование исковых требований сторона истца ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии.
Действительно, период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно разъяснениям п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Как следует из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», войсковая часть № в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг. дислоцировалась в <адрес>.
Из трудовой книжки истца следует, что он проходил срочную военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно военному билету истца Ризаев И.М. проходил срочную военную службу в войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
После увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроился в Племзверосовхоз «Святозерский», расположенный в Пряжинском районе Республики Карелия.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029), Мурманская область (г.Североморск) является районом Крайнего Севера (РКС), Пряжинский район Республики Карелия является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС).
Таким образом, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, принимая во внимание, что истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего севера (РКС), в силу вышеназванных норм период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит учету в стаж работы в РКС. Соответственно, у истца имеется право наперерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для понуждения ответчика произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, истец обратился с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд полагает с учетом положений ст.20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимым возложить на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет трудовой пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Ризаеву И.М. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко