Дело № 2а-271/19
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Новокузнецк 26 февраля 2019 года
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Рябцевой Л.В., при секретаре судебного заседания Егоровой А.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Кемеровской области (в лице начальника ФИО3) к Кречетовой Евгении Владимировне,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (ИФНС) обратилась в Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка с административным исковым заявлением к Кречетовой Е.В., в котором просит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2015-2016 годы и пени, мотивируя требования тем, что Кречетова Е.В. является налогоплательщиком транспортного налога, являясь собственником ТС марки <данные изъяты>) состоит на налоговом учете в ИФНС. За 2015-2016 годы ей исчислен транспортный налог в размере 2882 руб., о чем ей было направлено налоговое уведомление. Однако, в установленный законом срок Кречетова Е.В. исчисленный налог не уплатила, в связи с чем ей была начислена пени. В соответствии с требованиями НК РФ Кречетовой Е.В. были направлены требования об уплате задолженности по транспортному налогу № по состоянию на 17.12.2016 г., № по состоянию на 18.12.2017 г. Ответчик в установленные в требовании сроки не исполнила обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу. Просит взыскать с Кречетовой Е.В. недоимку за 2015-2016 г.г. по транспортному налогу в сумме 2 882 руб., пени – 14,08 руб., учитывая пояснения налогового органа к административному иску.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении руководитель МИФНС просит рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.
Административный ответчик по делу – Кречетова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 150, 152 КАС РФ, суд не находит оснований для отложения рассмотрения данного дела, учитывая, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, в силу ст. 226 ч. 6 КАС РФ, не является препятствием для рассмотрения и разрешения данного административного дела.
Изучив материалы настоящего дела, наряду с материалами, представленными мировым судьей, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений п. 1. ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налог с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 настоящей статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с частью 3 настоящей статьи НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ст. 286 КАС РФ 1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 4 ч. 3 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
В соответствии со ст. 287 ч. 1 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны: … 6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса (производство по административным делам о вынесении судебного приказа).
При этом, в силу положений ч. 1 ст. 123.4 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье.
Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением (ч. 4 ст. 123.4 КАС РФ).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что до обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога для налогового органа обязательным условием является его обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и отмена мировым судьей вынесенного им по заявлению налогового органа судебного приказа либо отказ мирового судьи в принятии данного заявления.
При этом, НК РФ установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Кречетова Е.В является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства: марки <данные изъяты>, которые являются объектами налогообложения, и состоит на учете в ИФНС.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 27.08.2016 г. об уплате транспортного налога за 2015 год, что подтверждается списком почтовых отправлений.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2015 год в установленный законом срок Кречетовой Е.В. в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ было направлено требование об уплате транспортного за 2015 год № по состоянию 17.12.2016 г. в размере 1441 руб., и пени в размере 7,20 руб., начисленной в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, что подтверждается списком заказных отправлений с отметкой почтового отделения.
Срок исполнения данного требования установлен до 14.02.2017 г.
Суду также представлено требование № об уплате транспортного налога по состоянию на 18.12.2018 г., выставленное Кречетовой Е.В., из которого следует, что транспортный налог за 2016 год составил 1564 руб. и пени за просрочку его уплаты – 6,88 руб. Срок исполнения указанного требования – 26.01.2018 г.
Ответчик не исполнила обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 год, что следует из требований, заявленных налоговым органом в исковом порядке.
Иные сведения суду не представлены.
Таким образом, судом установлено, что ответчику налоговым органом выставлено два требования об уплате транспортного налога, из которых требование об уплате налога № по состоянию 22.12.2016 г. является самым ранним.
Налоговым органом в исковом порядке заявлены требования к Кречетовой Е.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 1441 руб. и пени в размере 7,20 руб., а также о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 1441 руб. и пени в размере 6,88 руб., что в общей сумме составляет 2 896,08 руб., и не превышает 3 000 руб. Другие требования налоговым органом не заявлены.
Из материалов приказного производства следует, что налоговый орган 09.07.2018 г. обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кречетовой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы, налогу на имущество физических лиц в размере и пени в общей сумме 3340,63 руб.
09.07.2018 г. на основании данного заявления мировым судьёй был вынесен судебный приказ, который 17.08.2018 г. был отменен.
25.01.2019 г. налоговый орган обратился в исковом порядке в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу ч. 2 т. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (часть 3 статьи).
Из налогового уведомления № от 08.08.2017 г. следует, что ответчик имеет задолженность по налогам только за 2016 год в общей сумме 1821 руб.
Из чего можно сделать вывод о том, что транспортный налог за 2015 г. ответчиком на момент обращения административного истца к мировому судье был погашен.
Иными данными суд не располагает.
Следовательно, в силу ч. 2 ст. 48 НК РФ с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год, которая не превысила в общей сумме 3 000 руб., налоговый орган обратился преждевременно, поскольку в приказном производстве налоговый орган вправе обратиться в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока после дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, т.е. после 26.01.2021 г. (26.01.2018 г. + 3 года), либо в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысит 3000 руб.
Однако, обращаясь 09.07.2018 г. в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кречетовой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 года и пени, налоговым органом не были соблюдены установленные законом сроки, поскольку указанное обращение в суд является преждевременным.
Данные обстоятельства указывают на несоблюдение налоговым органом обязательного досудебного порядка для обращения в суд с настоящим административным иском, что исключает возможность его рассмотрения.
Тот факт, что определением мирового судьи судебного участка № 3 Куйбышевского р-на г. Новокузнецка от 17.08.2018 г. был отменен судебный приказ о взыскании с Кречетовой Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы и налогу на имущество, пени, значения не имеет, поскольку он не изменяет установленный законом срок обращения налогового органа в суд с настоящими требованиями к Кречетовой Е.В.
В силу ст. 196 ч. 1 п. 1 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Согласно ч. 4 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.
На основании изложенного, и, руководствуясь ч. 4 ст. 138, п. 1 ч. 1 ст. 196, ст. 198, ст. 199 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области к Кречетовой Евгении Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 годы в размере 2 882 руб. и пени в размере 14,08 руб. оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области) право обратиться в суд с административным исковым заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья: Л.В. Рябцева