РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2024 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой И.П.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2417/2024 по исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах "Коновалов С.В." к ООО «Межрегиональная экологическая компания» об обязании произвести перерасчет платы за обращение с ТКО,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Коновалова С.В. с исковым заявлением к ООО «Межрегиональная экологическая компания», в котором просил суд признать отказ ответчика в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами Коновалову С.В. за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024, по адресу: <адрес>, незаконным; обязать ООО «Межрегиональная экологическая компания» осуществить перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, в связи с временным отсутствием потребителя Коновалова С.В. за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Межрегиональная экологическая компания» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Зоне деятельности регионального оператора №5 Ульяновской области (<адрес>ы) на основании соглашения от 30.12.2019, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. Региональный оператор приступил к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> с 01.02.2021. Согласно выписке из ЕГРН Коновалову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который используется последним для ведения личного подсобного хозяйства. Из обращения Коновалова С.В. следует, что на данном земельном участке имеется дом, используемый исключительно в летнее время с 01 мая по 30 сентября. В указанном помещении Коновалов С.В. не проживает, регистрации не имеет, коммунальные услуги не потребляет. Фактически Коновалов С.В. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, где на него также производится начисление платы за коммунальные услуги.
Коновалов С.В. 09.05.2023, 25.05.2023 и 04.08.2023 обращался с заявлением в ООО «Межрегиональная экологическая компания» о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024, по адресу: <адрес> в связи с его временным отсутствием в жилом помещении, приобщив к заявлению документ, подтверждающий непроживание в жилом помещении.
На данные обращения последовал отказ, поскольку начисление по адресу: <адрес> производится на одного человека, исходя из п. 148 (36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в связи с чем оснований для перерасчета не имеется.
Считая свои права нарушенными, Коновалов С.В. обратился в прокуратуру Радищевского района Ульяновской области с жалобой о признании отказа ООО «Межрегиональная экологическая компания» незаконным.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третьи лица Администрация муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области, ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п. 1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" и др.).
Из абзаца 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, а также установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4 раздела 1 Правил).
Установлено, что ответчик ООО «Межрегиональная экологическая компания» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Зоне деятельности регионального оператора №5 Ульяновской области (<адрес>) на основании соглашения от 30.12.2019, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Региональный оператор приступил к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> с 01.02.2021.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Коновалову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который используется последним для ведения личного подсобного хозяйства; на данном земельном участке имеется дом, используемый истцом согласно его пояснениям исключительно в летнее время с 01 мая по 30 сентября.
В указанном жилом доме за период с 01.10.2022 по 31.03.2024 зарегистрированных лиц не имеется, что подтверждается ответом на запрос суда Администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение <адрес> (л.д. 91).
Фактически Коновалов С.В. постоянно проживает и зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 89, 96).
Поскольку плата за услуги по обращению с ТКО по адресу <адрес> продолжает начисляться Коновалову С.В., в то время как он пользуется соответствующими услугами и оплачивает их по месту своего постоянного проживания, Коновалов С.В. 09.05.2023, 25.05.2023 и 04.08.2023 обращался с заявлениями в ООО «Межрегиональная экологическая компания» о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, за периоды с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024, по адресу: <адрес> в связи с его временным отсутствием в жилом помещении, приобщив к заявлению документ, подтверждающий не проживание в жилом помещении.
На данные обращения последовал отказ ООО «Межрегиональная экологическая компания», поскольку начисления по адресу: <адрес> производятся на одного человека, исходя из п. 148 (36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в связи с чем оснований для перерасчета не имеется, что подтверждается ответами ООО «Межрегиональная экологическая компания» от 10.05.2023 исх. №894/23У/Ф, 18.07.2023 исх. №1058/23У/Ф, 24.07.2023 исх.№1075/23У/Ф.
Считая свои права нарушенными, Коновалов С.В. обратился в прокуратуру Радищевского района Ульяновской области с жалобой о признании отказа ООО «Межрегиональная экологическая компания» в перерасчёте платы за обращение с твердыми коммунальными отходами незаконным.
Согласно пункту 148(34) Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148(36) Правил).
Согласно пункту 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Между тем в силу пункта 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148(36) данных Правил.
Конституционный суд РФ в постановлении № 52-П/2022 от 02.12.2022г. разъяснил, что содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.
Соответственно, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, при отсутствии иных граждан, постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом жилом помещении, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет во всяком случае не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц.
Исходя из этого действующие в нормативной связи часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не порождают каких-либо непреодолимых препятствий как для предоставления, так и для практической реализации права потребителей соответствующей коммунальной услуги (как собственников, так и иных пользователей помещений) на перерасчет платы за нее при их временном (т.е. более 5 календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении.
Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений.
Так же, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в п. 18 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 13.12.2023, реализация лицом правомочий собственника жилого помещения по пользованию данным помещением либо избранию им иного места проживания, а равно отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащей ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания по другому адресу не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя» и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО в порядке, предусмотренном разделом
Таким образом, учитывая, что истец, являясь собственником спорного жилого дома по адресу: <адрес>, постоянно в нем не проживал, иные зарегистрированные и проживающие в данном доме лица также отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что непроживание Коновалова С.В. в спорном доме в периоды с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024 не носило временный характер, а значит, не может быть признано судом «временным отсутствием» по смыслу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, п. 148(44) Правил и, основанием для освобождения его от платы за услуги по обращению с ТКО в указанные периоды, соответственно.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых и фактических оснований для удовлетворения требований прокурора Радищевского района Ульяновской области, поданных в интересах Коновалова С.В., об обзывании осуществить перерасчет платы за обращение с ТКО.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах "Коновалов С.В." (<данные изъяты>) к ООО «Межрегиональная экологическая компания» (ИНН 631802112) об обязании произвести перерасчет платы за обращение с ТКО – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись И.П. Никонова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2024 года.
Копия верна
Судья
Секретарь