Решение по делу № 2-2417/2024 от 22.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Никоновой И.П.,

при секретаре судебного заседания Жуковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2417/2024 по исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах "Коновалов С.В." к ООО «Межрегиональная экологическая компания» об обязании произвести перерасчет платы за обращение с ТКО,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Коновалова С.В. с исковым заявлением к ООО «Межрегиональная экологическая компания», в котором просил суд признать отказ ответчика в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами Коновалову С.В. за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024, по адресу: <адрес>, незаконным; обязать ООО «Межрегиональная экологическая компания» осуществить перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, в связи с временным отсутствием потребителя Коновалова С.В. за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Межрегиональная экологическая компания» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Зоне деятельности регионального оператора №5 Ульяновской области (<адрес>ы) на основании соглашения от 30.12.2019, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. Региональный оператор приступил к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> с 01.02.2021. Согласно выписке из ЕГРН Коновалову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который используется последним для ведения личного подсобного хозяйства. Из обращения Коновалова С.В. следует, что на данном земельном участке имеется дом, используемый исключительно в летнее время с 01 мая по 30 сентября. В указанном помещении Коновалов С.В. не проживает, регистрации не имеет, коммунальные услуги не потребляет. Фактически Коновалов С.В. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, где на него также производится начисление платы за коммунальные услуги.

Коновалов С.В. 09.05.2023, 25.05.2023 и 04.08.2023 обращался с заявлением в ООО «Межрегиональная экологическая компания» о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024, по адресу: <адрес> в связи с его временным отсутствием в жилом помещении, приобщив к заявлению документ, подтверждающий непроживание в жилом помещении.

На данные обращения последовал отказ, поскольку начисление по адресу: <адрес> производится на одного человека, исходя из п. 148 (36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в связи с чем оснований для перерасчета не имеется.

Считая свои права нарушенными, Коновалов С.В. обратился в прокуратуру Радищевского района Ульяновской области с жалобой о признании отказа ООО «Межрегиональная экологическая компания» незаконным.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Третьи лица Администрация муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области, ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав пояснения сторон в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п. 1).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" и др.).

Из абзаца 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, а также установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4 раздела 1 Правил).

Установлено, что ответчик ООО «Межрегиональная экологическая компания» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Зоне деятельности регионального оператора №5 Ульяновской области (<адрес>) на основании соглашения от 30.12.2019, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Региональный оператор приступил к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> с 01.02.2021.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Коновалову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который используется последним для ведения личного подсобного хозяйства; на данном земельном участке имеется дом, используемый истцом согласно его пояснениям исключительно в летнее время с 01 мая по 30 сентября.

В указанном жилом доме за период с 01.10.2022 по 31.03.2024 зарегистрированных лиц не имеется, что подтверждается ответом на запрос суда Администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение <адрес> (л.д. 91).

Фактически Коновалов С.В. постоянно проживает и зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 89, 96).

Поскольку плата за услуги по обращению с ТКО по адресу <адрес> продолжает начисляться Коновалову С.В., в то время как он пользуется соответствующими услугами и оплачивает их по месту своего постоянного проживания, Коновалов С.В. 09.05.2023, 25.05.2023 и 04.08.2023 обращался с заявлениями в ООО «Межрегиональная экологическая компания» о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, за периоды с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024, по адресу: <адрес> в связи с его временным отсутствием в жилом помещении, приобщив к заявлению документ, подтверждающий не проживание в жилом помещении.

На данные обращения последовал отказ ООО «Межрегиональная экологическая компания», поскольку начисления по адресу: <адрес> производятся на одного человека, исходя из п. 148 (36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в связи с чем оснований для перерасчета не имеется, что подтверждается ответами ООО «Межрегиональная экологическая компания» от 10.05.2023 исх. №894/23У/Ф, 18.07.2023 исх. №1058/23У/Ф, 24.07.2023 исх.№1075/23У/Ф.

Считая свои права нарушенными, Коновалов С.В. обратился в прокуратуру Радищевского района Ульяновской области с жалобой о признании отказа ООО «Межрегиональная экологическая компания» в перерасчёте платы за обращение с твердыми коммунальными отходами незаконным.

Согласно пункту 148(34) Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148(36) Правил).

Согласно пункту 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Между тем в силу пункта 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148(36) данных Правил.

Конституционный суд РФ в постановлении № 52-П/2022 от 02.12.2022г. разъяснил, что содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.

Соответственно, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, при отсутствии иных граждан, постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом жилом помещении, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет во всяком случае не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц.

Исходя из этого действующие в нормативной связи часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не порождают каких-либо непреодолимых препятствий как для предоставления, так и для практической реализации права потребителей соответствующей коммунальной услуги (как собственников, так и иных пользователей помещений) на перерасчет платы за нее при их временном (т.е. более 5 календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении.

Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений.

Так же, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в п. 18 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 13.12.2023, реализация лицом правомочий собственника жилого помещения по пользованию данным помещением либо избранию им иного места проживания, а равно отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащей ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания по другому адресу не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя» и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО в порядке, предусмотренном разделом

Таким образом, учитывая, что истец, являясь собственником спорного жилого дома по адресу: <адрес>, постоянно в нем не проживал, иные зарегистрированные и проживающие в данном доме лица также отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что непроживание Коновалова С.В. в спорном доме в периоды с 01.10.2022 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.03.2024 не носило временный характер, а значит, не может быть признано судом «временным отсутствием» по смыслу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, п. 148(44) Правил и, основанием для освобождения его от платы за услуги по обращению с ТКО в указанные периоды, соответственно.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых и фактических оснований для удовлетворения требований прокурора Радищевского района Ульяновской области, поданных в интересах Коновалова С.В., об обзывании осуществить перерасчет платы за обращение с ТКО.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах "Коновалов С.В." (<данные изъяты>) к ООО «Межрегиональная экологическая компания» (ИНН 631802112) об обязании произвести перерасчет платы за обращение с ТКО – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись И.П. Никонова

Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2024 года.

Копия верна

Судья

Секретарь

2-2417/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалов Сергей Валентинович
Прокурор Радищевского района Ульяновской области
Ответчики
ООО "Межрегиональная экологическая компания"
Другие
ООО "Экостройресурс"
Администрация МО Калиновское сельское поселение Радищеского района Ульяновской области
Суд
Советский районный суд г. Самара
Судья
Никонова Ирина Петровна
Дело на странице суда
sovetsky.sam.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2024Предварительное судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее