Решение по делу № 8а-5590/2021 [88а-6551/2021] от 21.06.2021

Дело № 2-378/2020

      № 88а-6551/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                 18 августа 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 31.08.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) о понуждении к совершению определённых действий.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Заместитель военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, прокурор просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, посёлок Хурба, улица Добровольского, дом 9 (инв.№ 110), а именно выполнить: оборудование системами горячего водоснабжения; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений); оборудование детских, спортивных и хозяйственно-бытовых площадок; возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение)) обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, посёлок Хурба, улица Добровольского, дом 9, а именно выполнить: подвальное помещение: покраску дверей подвала, замену труб транзитных инженерных сетей, замену отдельных участков трубопроводов, задвижек и вентилей систем центрального отопления, холодного водоснабжения и канализации, смену плавких ставок 100А; общедомовые инженерные сети: замену отдельных участков трубопроводов систем холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, замена неисправных участков электросети; внешние стены: восстановление облицовки балконных плит, оштукатуривание и восстановление облицовки козырьков над входом в подъезды, оштукатуривание и восстановление карнизов, восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен; внутренние стены: восстановление штукатурки стен и потолков; лестницы: заделка выбоин, трещин ступеней и площадок, частичная замена и укрепление лестничных перил и поручений; кровля: восстановление защитно-отделочного слоя кровли, частичную замену рулонного ковра; вентиляция: прочистку и ремонт вентиляционных каналов; окна: покраску оконных блоков на лестничных площадках; двери: замену дверных блоков подъездов; благоустройство: восстановление разрушенных участков подходов и дорожек к подъездам, ремонт площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2020 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 апреля 2021 года, административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены в полном объёме.

21 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, поданная через Комсомольский районный суд Хабаровского края 9 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в части ии направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, судебные акты о возложении обязанности по текущему ремонту на управляющую организацию вынесены без разрешения вопроса финансирования ремонта собственником жилищного фонда, которым решение о проведении текущего либо капитального ремонта жилого дома не принималось. Ряд работ, возложенных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России относятся к капитальному ремонту здания, что является обязанностью собственника. Суды первой и апелляционной инстанции возложили на Учреждение обязанность провести работы капитального ремонта здания, указанные в акте сезонного осмотра от 1 апреля 2020 года, отнеся их к текущему ремонту, не указав основания, по которым такие работы относятся к текущему ремонту. С момента постройки (1975 год), спорный жилой дом не подвергался капитальному ремонту. Элементы конструкции здания нуждаются в капитальном ремонте, а не в текущем. Нахождение спорного дома на обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не возлагает на Учреждение обязанности по проведению текущего/капитального ремонта, такая обязанность лежит на собственнике имущества - Минобороны России. Многоквартирный жилой дом не закреплён за Учреждением на праве оперативного управления, балансодержателем является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, организацией пользователем – Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа. Само по себе закрепление в Уставе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России мероприятий по выполнению Учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование, не влечёт безусловную обязанность Учреждения по выполнению таких работ. Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предусмотрено право на выполнение Учреждением текущего и капитального ремонта, но не обязанность на их осуществление в отношении любого имущества Минобороны России. В силу своих уставных задач Учреждение осуществляет финансово-хозяйственную деятельность исключительно в соответствии с утверждённым в установленном порядке планом финансовой деятельности в пределах средств федерального бюджета, выделенных с учётом государственного задания на очередной финансовый год.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2021 года кассационная жалоба филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре, установлено, что Минобороны России, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край, посёлок Хурба, улица Добровольского, дом 9, ненадлежащим образом его содержит, а ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, принявшее на себя обязательства по управлению указанным домом в силу договора от 26 сентября 2017 года, не исполняет обязанности по текущему ремонту дома. В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы директору филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО внесены представления об устранении нарушений закона, однако мер по проведению текущего ремонта и обслуживания в многоквартирном жилом доме не принято.

В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).

Согласно пункту 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года № 607, основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).

30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России № 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Положение о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года № 155, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года № 607 (в редакции приказа от 30 июля 2018 года № 20250), установили, что многоквартирный жилой дом по адресу: Хабаровский край, посёлок Хурба, улица Добровольского, дом 9, нуждается в проведении капитального и текущего ремонтов, а его собственник Минобороны России, и управляющая организация ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, принявшая на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, надлежащих мер к проведению ремонта не принимают, в связи с чем нарушаются жилищные права нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома, и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора, принимая во внимание то обстоятельство, что факт имеющихся нарушений административными ответчиками не опровергнут, а данные нарушения могут явиться угрозой для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, на основании договора управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 года и Устава Учреждения, на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО возложена обязанность, а не право, на выполнение текущего ремонта жилого фонда Минобороны России, в частности спорного жилого дома, поскольку с 1 октября 2017 года данный дом передан Учреждению в управление и на содержание.

При этом отсутствие у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО денежных средств на проведение текущего ремонта спорного жилого дома не освобождает его от исполнения указанной обязанности, поскольку в силу требований абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 2, 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ, утверждённых приказом Министра обороны РФ от 30 января 2020 года № 25, а также пункта 30 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение имеет право как на получение целевой субсидии, так и на использования собственных денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Указание в кассационной жалобе на то, что суды первой и апелляционной инстанции возложили на Учреждение обязанность провести работы капитального ремонта здания, указанные в акте сезонного осмотра от 1 апреля 2020 года, отнеся их к текущему ремонту, не указав основания, по которым такие работы относятся к текущему ремонту, является необоснованным, поскольку требования военного прокурора по возложению на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности по проведению текущего ремонта спорного дома заявлены исходя перечня работ по текущему и капитальному ремонту, определённого Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утверждённого приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, а также с учётом акта общего сезонного весеннего осмотра от 1 апреля 2020 года, дефектного акта общего весеннего осмотра от 25 сентября 2020 года № 9, составленных комиссией ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, акта осмотра от 28 августа 2020 года, составленным помощником военного прокурора с участием представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и войсковой части № 77983, в которых отражены виды работы по проведению как капитального, так и текущего ремонта.

Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

    Судьи

8а-5590/2021 [88а-6551/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ по Восточному военному округу"
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Маркова Наталья Андреевна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
18.08.2021Судебное заседание
18.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее