№ 2-837/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 года г.Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев исковое заявление Прокурора <адрес> Республики Дагестан, в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить безопасность дорожного движения вблизи общеобразовательного учреждения,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав, что Прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожным знакам на магистральных улицах населенных пунктов муниципального района «<адрес>» предъявляемым нормативным требованиям, вблизи расположения общеобразовательных учреждений.
Проведена проверка прилегающей территории к МКОУ «Начальная СОШ» <адрес>, совместно с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.
В соответствии с протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ст.лейтенанта полиции ФИО3 выявлены нарушения: отсутствует пешеходный переход, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 1.23 «дети» в количестве 2 шт., 3.24 «ограничение скорости» в количестве 2 шт., 1.17 «искусственная неровность» в количестве 2 шт., 3.20 «обгон запрещен» в количестве 2 шт., 5.20 «искусственная неровность» в количестве 4 шт., горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, перильные ограждения, искусственное освещение, светофор типа Т-7.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 ФЗ №, к вопросам местного значения муниципального района относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движений на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч.10 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.34 ФЗ № следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 6 ч.1 ст.13 ФЗ № установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст.86 Бюджетного кодекса РФ, указанные обстоятельства являются расходными обязательствами муниципального района «<адрес>» РД,
Таким образом, решение указанных вопросов действующим законодательством отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Задачами обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Непринятие администрацией муниципального района «<адрес>» мер по установке соответствующих дорожных знаков на автомобильной дороге по <адрес>, которая прилегает к МКОУ «Начальная СОШ», может привести к наступлению необратимых последствий.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В результате отсутствия дорожных знаков нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований прокурор просит суд обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу установить дорожные знаки вблизи расположения образовательного учреждения по <адрес> РД пешеходный переход и дорожные знаки: 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 1.23 «дети» в количестве 2 шт., 3.24 «ограничение скорости» в количестве 2 шт., 1.17 «искусственная неровность» в количестве 2 шт., 3.20 «обгон запрещен» в количестве 2 шт., 5.20 «искусственная неровность» в количестве 4 шт., горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, перильные ограждение, искусственное освещение, светофор типа Т-7.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, дав аналогичные поданному иску пояснения.
Представитель ответчика исковые требования прокурора <адрес> признал.
Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомил, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п.7.3.8 ФИО6 52289-2019, светофоры Т.7 любых вариантов конструкции, применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: - пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.
Прокуратурой <адрес>, по заданию прокуратуры Республики Дагестан, совместно с государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, соблюдение законодательства об организации дорожного движения, обследование улично-дорожной сети и наличия дорожных знаков в местах расположения дошкольных и общеобразовательных учреждения находящихся на балансе администрации МР «<адрес>» в <адрес>.
Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вблизи общеобразовательной организации «Начальная СОШ отсутствуют: пешеходный переход, дорожные знаки: 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 1.23 «дети» в количестве 2 шт., 3.24 «ограничение скорости» в количестве 2 шт., 1.17 «искусственная неровность» в количестве 2 шт., 3.20 «обгон запрещен» в количестве 2 шт., 5.20 «искусственная неровность» в количестве 4 шт., горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, перильные ограждения, искусственное освещение, светофор типа Т-7.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства бездействия Администрации МР «<адрес>» по приведению участка дороги вблизи общеобразовательного учреждения в <адрес> РД в соответствие с требованиями ГОСТ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 245-246, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковое заявление Прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить безопасность дорожного движения вблизи общеобразовательного учреждения, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР «<адрес>» в течение 9 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения, установить по <адрес> РД, в месте расположения общеобразовательного учреждения «Начальная СОШ» пешеходный переход, дорожные знаки: 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 5.19.1 «пешеходный переход» в количестве 2 шт., 1.23 «дети» в количестве 2 шт., 3.24 «ограничение скорости» в количестве 2 шт., 1.17 «искусственная неровность» в количестве 2 шт., 3.20 «обгон запрещен» в количестве 2 шт., 5.20 «искусственная неровность» в количестве 4 шт., горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, перильные ограждение, искусственное освещение и светофор типа Т-7.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, через Кизлярский городской суд.
Судья: Францева О.В.